Украина стремится к энергонезависимости и наращивает собственную добычу газа. Руководство “Нафтогаза” заявляет, что страна уже после 2020 г. может стать экспортером природного газа. Эксперты допускают дальнейший рост добычи в стране, однако сомневаются, что в нынешних политических и экономических реалиях Украине даже за 10 лет удастся реализовать свои амбиции.
Газовая незалежность
Украинское правительство с 2016 г. последовательно реализует политику наращивания добычи топлива внутри страны. Чиновники и руководство государственной нефтегазовой компании “Нафтогаз Украины” решительно настроены с 2020 г. отказаться от импорта “голубого топлива”.
“Для нас очень важно перестать завозить газ в Украину. Нам надо его добывать на Украине, внутри страны”, – заявил премьер-министр Украины Владимир Гройсман.
По данным Государственной службы статистики Украины, собственная добыча природного газа в стране составила в сентябре 1,6 млрд. куб. метров, а всего за девять месяцев 2017 г. украинские компании смогли извлечь из недр страны 15 млрд. куб. м газа, что на 2,1% больше по сравнению с аналогичным периодом 2016 года. Всего по итогам прошлого года на Украине было добыто 19,98 млрд. куб. м, что на 0,6% больше, чем в 2015 году.
При потреблении в 33 млрд. куб. м Украина в 2016 г. смогла добыть около 20 млрд. куб. м газа, включая 4 млрд. куб. м со стороны независимых производителей. Таким образом, сегодня потребность в импорте составляет не менее 10-15 млрд. куб. ежегодно, в зависимости от погодных условий и заполненности газовых хранилищ, отмечает директор группы по природным ресурсам и сырьевым товарам Fitch Ratings Дмитрий Маринченко.
В Министерстве энергетики и топлива Украины заявляют, что через пять лет Украина может стать экспортером энергоносителей, подчеркивая, что только разведанные залежи природного газа составляют не менее 1 трлн. куб. м, а активно действующими на сегодня являются около 100 скважин.
Украинские газовые месторождения активно осваивались еще во времена Советского Союза. В 1970-е годы добыча газа на Украине превышала 60 млрд. куб. м в год, однако наиболее привлекательные и легко извлекаемые запасы довольно быстро истощались, и на фоне развития сибирских месторождений скважины замораживались.
Всего в настоящее время в Украине зарегистрировано порядка 350 газовых, нефтяных, газо- и нефтеконденсатных, а также нефтегазовых месторождений. Собственная добыча ведется преимущественно в трех главных нефтегазоносных районах: Прикарпатском, Днепровско-Донецком и Южном.
По оценкам НАК “Нафтогаз Украины”, доказанные запасы газа в стране составляют 1,04 трлн. куб. м. Однако, как отмечают эксперты, многие из этих запасов являются трудноизвлекаемыми.
Для наращивания собственной добычи Украине необходимы высокие цены на газ на рынке и стабильный инвестиционный климат, а проблемы сейчас и с тем, и с другим: мировые цены на газ снизились, а в целом инвестиционный климат на Украине сейчас оставляет желать лучшего, и регулярные споры хозяйствующих субъектов в сфере газодобычи не способствуют новым вложениям со стороны частных компаний, отмечает Александр Собко, аналитик Энергетического центра бизнес-школы СКОЛКОВО.
Большую часть добычи в стране по-прежнему обеспечивает “Укргаздобыча”, входящая в структуру “Нафтогаза”, а она в последние годы была недовольна установленными для нее высокими рентными выплатами, которые нивелируют рост закупочной цены газа и не позволяют достаточно инвестировать в добычу, отмечает Собко.
За девять месяцев этого года входящие в “Нафтогаз” добывающие структуры увеличили добычу газа на 2,5% (на 299,7 млн. куб. м) – до 12 млрд. 192,4 млн. куб. м. Независимые производители за этот срок нарастили добычу газа на 6,8% – до 3 млрд. 262,4 млн. куб. м.
Инвесторы требуют реформ
Интерес к участию в развитии нефтегазового сектора Украины проявила французская Engie. На прошлой неделе на встрече с Гройсманом исполнительный директор предприятия Изабель Кошер высказала готовность сопровождать Украину на пути реформ нефтегазового сектора.
“Наша цель на Украине – увеличивать местное производство газа, чтобы в конце концов Украина стала экспортером и поставщиком газа”, – заверила она.
Украинская нефтегазовая сфера довольно долго была полностью закрытой для инвесторов и иностранных компаний. Сейчас руководство страны пытается изменить эту ситуацию, провозглашая готовность внести поправки в систему регулирования, стать более открытыми для привлечения инвестиций и технологий. Однако нередко эти порывы сталкиваются со сложной внутриполитической ситуацией и неготовностью населения и промышленности страны к либерализации газового рынка.
Для роста добычи украинским газовым компаниям требуется доступ к капиталу и технологиям, что является функцией понятной и предсказуемой регуляторный среды, а с этим пока проблемы, отмечает Мариченко.
Так, в октябре 2017 года правительство отказалось повышать цены на газ для населения по политическим соображениям, хотя ранее декларировало следовать рекомендациям МВФ, которые, в том числе, включали в себя порядок расчета цен на газ. Кроме того, “Нафтогаз” не имеет возможности переводить неплательщиков на предоплату – это негативно влияет на возможности “Укргаздобычи” (дочерней компании “Нафтогаза”, которая ведет добычу) инвестировать в газодобычу, поскольку снижает предсказуемость выручки для материнской компании, добавляет эксперт.
Европа настаивает на приведении нефтегазовой отрасли Украины в соответствие с третьим энергопакетом ЕС, который, в частности, предусматривает разделение энергокомпаний по видам деятельности.
“Мы продолжаем работать над дальнейшей либерализацией рынка природного газа и созданием условий для обеспечения функционирования независимого оператора газотранспортной системы Украины”, – заверил вице-премьер-министр Украины Владимир Кистион директора по вопросам энергетического рынка ЕК Клауса-Дитера Борхардта. Тот в ответ высоко оценил уже проведенную Украиной работу по имплементации третьего энергетического пакета ЕС и шаги по реформированию газового сектора страны.
Для независимых производителей важна налоговая среда, которая может меняться в зависимости от политической конъюнктуры. Учитывая заинтересованность Украины в снижении зависимости от импорта газа, правительство могло бы ввести для них налоговые каникулы и четко продекларировать механизм реализации и порядок определения цены. Подобные гарантии, имеющие силу закона, могли бы сделать украинскую газовую отрасль более привлекательной для иностранных компаний, считает Мариченко.
Эксперты сходятся во мнении, что амбиции Украины по масштабному наращиванию добычи в ближайшие годы мало реалистичны.
В самых смелых планах “Укргаздобычи” нарастить добычу до 20 млрд. куб. м к 2020 году по сравнению с 14,5 млрд. в настоящее время. Оставшиеся 3,3 млрд. куб. м добывают независимые производители газа. Здесь, по оптимистичным прогнозам, возможен рост добычи на 11 млрд. куб. м к 2025 году, что будет зависеть от реализации планов по снижению налогообложения, рассуждает Собко. То есть в самом лучшем случае через 10 лет Украина может выйти на самообеспечение газом. В пессимистичном сценарии добыча и вовсе сократится.
Мариченко уверен, что в ближайшие несколько лет с учетом некоторого сокращения потребления, потребность в импорте может упасть до 5 млрд. куб.
С ноября 2015 г. “Нафтогаз Украины” перестал закупать российский газ у “Газпрома”. В настоящее время “голубое топливо” страна приобретает у европейских поставщиков по “реверсной схеме”, то есть фактически перекупая у Словакии, Венгрии и Польши тот же российский газ. (Екатерина Каткова, Газета.ru/Энергетика Украины и мира)