9 ноября правительство приняло важное для общества и окружающей среды Украины решение. После долгих обсуждений и бюрократических проволочек утвержден Национальный план сокращения выбросов загрязняющих веществ от крупных сжигающих установок. В нем четко прописаны природоохранные мероприятия, которые должны выполнить крупные предприятия ТЭК страны, чтобы минимизировать свое воздействие на окружающую среду.
В результате принятия Нацплана уже до 2028 г. выбросы пыли и оксидов серы в атмосферу должны сократиться в 40 и 20 раз соответственно, а до 2033 г. в 4 раза снизятся выбросы оксидов азота. За 10-15 лет Украина должна сделать прорыв и достичь экологических стандартов, к которым страны Европы шли несколько десятилетий.
Само по себе принятие Нацплана – это однозначно позитивное событие как для населения, так и для самих предприятий. Для людей – потому что документ дает им однозначное понимание, когда и как будут решаться экологические проблемы. Например, когда из трубы на окраине города перестанет идти черный дым. И также отвечает на частые вопросы, что для этого делают власть и бизнес.
Для предприятий – это подтверждение того, что государство понимает невозможность мгновенно, по щелчку пальцев, в десятки раз снизить выбросы, и все спекуляции по этому вопросу должны быть сняты. Одновременно с этим Нацплан имеет все шансы стать “дорожной картой” для последовательной, спланированной работы по реконструкции оборудования и оснащению его газоочистными установками, в рамках реформирования отрасли.
Но остается один важный вопрос – источники финансирования соответствующих мероприятий. На оснащение своих мощностей пылегазоочистным оборудованием ТЭС и ТЭЦ Украины должны найти более 3 млрд. евро. И это без учета инвестиций в строительство новых мощностей на замену выводимых из эксплуатации энергоблоков, не соответствующих экологическим требованиям. А это еще свыше 20 млрд. евро.
Где взять такие деньги на эти социально необходимые проекты? Задача усугубляется рядом до сих пор нерешенных вопросов. Среди них: отсутствие определенности касательно размещения или утилизации отходов серо- и азотоочисток, отсутствие свободных площадей для размещения крупногабаритного оборудования на территории ТЭС, моральная и физическая устарелость большей части станций, строившихся в 1950-60-е годы, отсутствие опыта проектирования подобных установок в коммерческом масштабе на территории Украины. Уже не упоминаю о росте себестоимости производства электроэнергии вследствие установки капиталоемкого оборудования, которое неизбежно приведет к повышению тарифов на электроэнергию, сложности привлечения заемных средств, все еще волатильной политической и экономической ситуации в стране.
До 2014 г. действовал законодательно гарантированный механизм финансирования экологических проектов тепловых электростанций – инвестиционная составляющая к тарифу на электроэнергию. Сейчас начисление инвестсоставляющей приостановлено, а альтернативы никто не предложил. Минэнергоугля, Минэкологии, государственные и частные компании должны вместе найти эту альтернативу, чтобы сделать выполнение Нацплана реальным.
В ближайшей перспективе одним из наиболее логичных вариантов финансирована Нацплана выглядит частичное перенаправление экологического налога, уплачиваемого крупными предприятиями, на установку газоочисток. По озвученным Минэкологии данным, только за прошлый год в бюджет поступило 4,2 млрд. грн. по этой статье. Вопрос эффективности использования этих денег для снижения нагрузки на окружающую среду остается открытым. Тогда как эти деньги могли бы целевым образом направляться на установку фильтров, что привело бы к конкретному и ощутимому результату в виде снижения выбросов пыли.
В долгосрочной перспективе, после окончания реформирования рынка электроэнергии (запланировано на 2019 г., затраты на выполнение Нацплана могут быть включены в тариф оператора системы передачи в рамках выполнения услуг общественного интереса. Это вполне логично, так как защита окружающей среды предусмотрена законом в их числе.
Названные варианты финансирования – это лишь те, которые лежат на поверхности. Возможны и другие. Главное – начать обсуждение на уровне бизнес-общество-правительство и найти оптимальное решение, которое позволит достигнуть важных для Украины целей. (Ирина Вербицкая, руководитель департамента по экологической безопасности «ДТЭК Энерго», Новое Время/Энергетика Украины и мира)