Династия Ротшильдов и финансист Джордж Сорос вовлечены в реформу НАК “Нафтогаз Украины”. Их имена – символы теории заговоров: им приписывается невероятная экономическая мощь, повсеместное политическое влияние и установление нового мирового порядка. Mind разобрался, так ли это на самом деле и как распространение демократии помогает побеждать теориям заговоров в конкуренции на рынке идей.
“Нафтогаз Украины” ищет юридических консультантов для своей реструктуризации, а именно – выделения из структуры госхолдинга бизнеса по транспортировке природного газа. Как стало известно 13 ноября, в системе ProZorro зарегистрирована заявка на закупку соответствующих юридических услуг на сумму 65,5 млн. грн. А несколькими днями ранее, 8 ноября, по результатам состоявшегося тендера “Нафтогаз” подписал договор с итальянским подразделением группы компаний Rothschild.
Предметом договора стали инвестиционно-банковские услуги, сопровождающие выведение оператора ГТС из-под крыла “Нафтогаза”. Эти услуги предусматривают помощь в привлечении европейского партнера для управления украинской газотранспортной системой. И в случае успеха – подготовку и сопровождение сделки по купле-продаже части оператора ГТС. Общая стоимость услуг – $3,7 млн. (98 млн. грн.) на срок до конца 2020 года. А если часть ГТС будет продана, то Rothschild S.p.A. получит 0,5% от цены этого договора, но не больше $1,59 млн.
Заключению договора “Нафтогаза” с Rothschild S.p.A. предшествовала поездка главы НАК Андрея Коболева в Лондон, где он встречался с Джорджем Соросом для обсуждения реформы госхолдинга.
И снова – теория заговора
Упоминание слов “Нафтогаз”, “Сорос” и “Ротшильды” в одном контексте стало подарком для прокремлевских конспирологов. Они в очередной раз увязали вооруженное противостояние на Донбассе со стремлением западной элиты получить контроль над украинской экономикой, ради чего и был “спровоцирован конфликт между братскими народами”.
И не забыли вспомнить, что французский банк Rothschild & Cie, входящий в Rothschild Group, пытался навести мосты между различными держателями украинских гособлигаций, чтобы впоследствии реструктурировать долг Украины, стоящей на грани дефолта весной 2015 года. И этому же банку Петр Порошенко доверил управление своей корпорацией Roshen в “слепом трасте” после того как стал президентом Украины.
В чем подозревают “фигурантов”?
Американец Сорос – одиозная фигура в мировых финансах. В начале 1990-х он обрушил курс фунта стерлингов, а в 2000-е (если верить поклонникам теории заговоров) – несколько политических режимов в бывших советских республиках.
Еще более внушительный перечень заслуг и намерений у семьи Ротшильдов, которой, кроме попыток поработить Россию и Украину, приписывают сотни млрд. долларов личного состояния, контроль над всеми центробанками мира и участие во всех значимых событиях мировой истории за последние двести лет. Также пророссийская пропаганда приписывает Ротшильдам владение американской инвесткомпанией Franklin Templeton (крупный держатель украинского госдолга), нефтяной компанией Royal Dutch Shell и Vanco International, претендовавшей на разработку черноморского шельфа Украины.
Пикантным нюансом, что успешная карьера в Rothschild & Cie открыла двери в большую политику президенту Франции Эммануэлю Макрону.
Где засветилась “империя Ротшильдов”?
Современное ее олицетворение – Rothschild Group – появилась после Второй мировой войны в результате слияния французской и английской ветвей династии. Компании, входящие в группу, занимаются консалтингом в области слияний и поглощений, реструктуризации и привлечения кредитов, а также управлением частным капиталом и торговым банкингом. По своей сути это уютный семейный бизнес с офисами по всему миру.
В наши дни Ротшильдам удалось занять свою нишу среди банкиров-конкурентов с прекрасной репутацией, но не более того. Судя по всему, основной актив нынешних носителей фамилии – их имя, связанная с ним деловая репутация, а также обширные связи.
Например, Rothschild Group консультировала Nestle, когда она покупала подразделение Pfizer за $11,9 млрд. В 2012 году компанию Ротшильдов нанял консорциум AAR российских олигархов Михаила Фридмана, Германа Хана, Виктора Вексельберга и Леонарда Блаватника в целях привлечения $20 млрд. для выкупа акций ТНК-BP (компанию в результате купила “Роснефть”).
В списке Forbes сейчас есть только один наследник громкого имени – швейцарец Бенджамин де Ротшильд из французской ветви семьи. Его состояние оценивается в $1,88 млрд. (1376 место в глобальном рейтинге Forbes 2017 года) – это в 46 раз меньше, чем у лидера списка Билла Гейтса. Самый богатый человек с фамилией Ротшильд – топ-менеджер соцсети Facebook Джеф Ротшильд (с состоянием $2,9 млрд.) – никак не связан с европейской династией.
А кто такой Сорос?
Джордж Сорос в рейтинге богатейших людей мира 2017 года по версии Forbes занимает 29-ю строчку с капиталом в $25,2 млрд.
Выходец из небогатой еврейской семьи Будапешта, Сорос после Второй мировой войны эмигрировал в Великобританию, где закончил Лондонскую школу экономики, а с 1956 года начал работать на Уолл-стрит. Тринадцать лет спустя ему удалось скопить $4 млн. на создание собственного хедж-фонда, получившего название Double Eagle. Инвестиции Сороса были настолько успешны, что вложивший в Double Eagle в 1969 году $100 000 к 1994-му (тогда фонд переименовался в Quantum) стал бы обладателем состояния $130 млн.
В 1993 году Джордж Сорос создал институт “Открытое общество” для продвижения демократии в бывших советских республиках и восточноевропейских странах. Украина в работе этого фонда заняла одно из приоритетных мест.
В ноябре 2014 года Сорос опубликовал статью “Проснись, Европа!”, в которой призвал Международный валютный фонд незамедлительно дать Украине $20 млрд. на восстановление экономики. “Новая Украина имеет политическую волю, чтобы и защитить Европу от российской агрессии и заняться радикальными структурными реформами”, – написал он.
Весной 2015 года Сорос заявил о готовности вложить в украинскую экономику $1 млрд., в том числе в инфраструктуру и сельское хозяйство.
А в ноябре 2015 года управляемый структурами Сороса Ukrainian Redevelopment Fund LP стал одним из якорных инвесторов украинского фонда прямых инвестиций Dragon Capital New Ukraine Fund.
Поднимая тему реформ и необходимости преодоления коррупции в Украине, Джордж Сорос предлагает “немедленно раздробить” холдинговую структуру НАК “Нафтогаз Украины”, поскольку она представляет “огромную коррупционную угрозу для экономики Украины” и является “черной дырой” в украинском госбюджете.
На чем базируется нынешняя конспирология?
В отличие от Ротшильдов, главным героем “теорий заговора” Сороса сделала не противоречивая история семейной династии, а щедрые пожертвования из многомиллиардного состояния, которое он сколотил на инвестициях и спекуляциях. Таким образом он оказался среди первопроходцев индустрии хедж-фондов.
Одна из популярных у конспирологов теорий утверждает, что Сорос действует в интересах Вашингтона, смещая неугодные режимы. Например, он профинансировал оппозицию режиму Слободана Милошевича в Югославии на сумму около $100 млн. После Революции роз в Грузии в 2003 году выходцы из структур филантропа заняли государственные посты. Весной 2004 года Сорос приезжал с визитом в Киев, а спустя полгода в стране произошла Оранжевая революция.
Показательно, что уже 2006 году миллиардер опубликовал книгу “Эпоха ошибок. Мир на пороге глобального кризиса”, в которой жестко раскритиковал американские порядки и внешнюю политику. “Основное препятствие для стабильного и справедливого мирового порядка – это Соединенные Штаты… Остальной мир танцует под дудку Соединенных Штатов, и если это будет продолжаться слишком долго, мы окажемся перед угрозой уничтожения нашей цивилизации”, – написал он.
Критикуют Сороса и в США. Среди прочего, его обвиняют в том, что он десятилетиями уклонялся от уплаты американских налогов, используя такие страны с низкими налоговыми ставками, как Ирландия и Каймановы острова. По подсчетам Bloomberg, если бы такой же успешный менеджер, как Сорос, начал с инвестиций в $12 млн. от 40 лет назад, к настоящему времени он бы заработал $15,9 млрд. Если бы он при этом платил все местные, федеральные и региональные налоги, то от этой суммы у него осталось бы $2,4 млрд. Судя по тому, что сейчас оценка состояния Сороса намного ближе к первой сумме, чем ко второй, он действительно был не самым прилежным налогоплательщиком.
Почему теории заговора – признак демократии?
Бизнес семьи Ротшильдов и Сороса строится на холодном деловом расчете и прагматизме. Пытаясь объяснить рост популярности теорий заговора в наши дни, британская газета The Guardian обращает внимание на одно из достижений современного либерального общества и демократии – свободу слова.
С одной стороны, конкуренция на рынке теорий (то есть плюрализм мнений) необходима обществу для достижения или поддержания свободы слова. Но не стоит надеяться на то, что здесь, как на экономическом рынке, будут побеждать лучшие идеи – самые прогрессивные и адекватные среди них.
Когда “рынок идей” ведет себя как рынок в экономическом понимании, обязательно возникает лоббирование, и эти самые идеи становятся настоящим товаром. В таких условиях завоевать популярность может любая из них, вне зависимости от своей адекватности и объективности. И пока общество будет отделять зерна от плевел, кто-то успеет поверить в очередную теорию заговора.
Популярная конспирология способна поднять информационный шум и отвлечь внимание от реальности. Но основную повестку дня в стране определяет борьба за власть внутри политической элиты. Ее исход способен повлиять и на перспективы украинской экономики, и на будущее “Нафтогаза”, контроль над которым по-прежнему остается одной из самых привлекательных целей в украинской власти – пока условия деятельности госхолдинга диктует государство, а не регулирует свободная конкуренция на рынке. (Светлана Долинчук, Mind/Энергетика Украины и мира)