Национальный план по сокращению выбросов от крупных сжигающих установок (НПСВ), одобренный недавно Кабинетом министров, обеспечивает поэтапное выполнение обязательств Украины перед Энергосообществом и ЕС. Об этом заявил Игорь Вольчин, заведующий лабораторией экологических проблем энергетики Института угольных энерготехнологий НАНУ.

Требования об ограничении выбросов загрязняющих веществ от крупных сжигающих установок мощностью 50 МВт и больше определены Директивой №2001/80/ЕС и Приложением №2 Договора о создании Энергосообщества. Выполнение требований означает значительное ужесточение норм выбросов. Так, если раньше проектная концентрация пыли на старых электрофильтрах составляла 1000-1100 мг на куб м, то после выполнения требований директивы нужно обеспечить уже 20 мг, т.е. в 50 раз меньше. Нормы по выбросам серы ужесточились в 25 раз.

Сроки выполнения пришлось увеличить

Украина обязалась выполнять эти требования в 2010 году при вступлении в Энергетическое сообщество. “Когда был подписан закон, то было понятно, что, если мы хотим участвовать в европейском энергорынке, необходимо выполнить те условия, которые были в Директиве №2001/80/ЕС. Не было возможности ни финансово, ни по времени успеть выйти на условия Директивы. Не было денег для реализации всех проектов, для сооружения газоочистных установок”, – вспоминает И. Вольчин.

Так, ни на одном энергоблоке ТЭС не было оборудования для сероочистки, а это самая затратная статья требуемых мер. Тем не менее, возможность выполнить требования была – путем отсрочки, что предусмотрено ст.4 Директивы №2001/80/ЕС. Для этого необходимо было принять Нацплан, который предусматривает постепенное сокращение выбросов.

План разрабатывался Институтом угольных энерготехнологий НАНУ, при этом был учтен опыт других стран, отметил И. Вольчин. “Когда мы начали разрабатывать План, нам помогло то, что уже была наработана соответствующая правовая база. ЕС уже разработал нормативные документы для своих стран, а мы уже их адаптировали”, – сказал он.

Но Директивой №2001/80/ЕС не ограничиваются обязательства, которые взяла на себя Украина. В 2010 году ЕС было принята новая директива №2010/75/ЕС “О промышленных отходах”. С одной стороны, она продолжает 80-ю, с другой – это общая Директива по Комплексному предупреждению и контролю загрязнений (IPPC).

“Когда мы начали работать над этой Директивой, нам стало ясно одно – поскольку в Украине надо вложить очень большие деньги в реконструкцию ТЭС для выполнения экологических требований, абсолютно нецелесообразно сначала выполнять требования 80-й Директивы, а потом вкладывать такие же деньги, чтобы выполнять требования 75-й”, – сказал И.Вольчин.

Так, согласно Директиве №2001/80/ЕС, выбросы от больших сжигающих установок ограничиваются уровнем в 50 мг на куб м, а Директива №2010/75/ЕС устанавливает их на уровне 20 мг на куб м. “Если построить электрофильтр, который обеспечит уровень в 50 мг на куб м, то, чтобы выйти на 20 мг на куб м, надо будет построить еще один такой же. Фактически придется два раза вкладывать деньги”, – отметил эксперт.

Согласно решению Энергосообщества, Директива №2001/80/ЕС должна быть внедрена в ЕС до 31.12.2023, Директива №2010/75/ЕС – до 31.12.2027. “Мы предложили Энергосообществу, чтобы Украина пошла немного другим путем, сразу на выполнение Директивы №2010/75/ЕС и попросили больше времени. Путем длительных переговоров пришли к согласию, что мы до конца 2028 года будем стремиться выйти на выполнение требований Директивы №2010/75/ЕС относительно выбросов серы и твердых частиц пыли, а до конца 2033 г. – относительно выбросов оксидов азота”, – пояснил И.Вольчин.

Источники финансирования пока не определены

При подготовке первой редакции Национального плана со стороны ЕС звучали рекомендации не определять источники финансирования в этом документе, сказал эксперт. “Нам говорили – сначала возьмите на себя обязательства, а потом вместе будем думать, как их выполнить. Мы прекрасно понимаем, что для того, чтобы уменьшить выбросы диоксида серы в 25 раз, пыли – в 50 раз, а оксида азота – в 6 раз, нужны очень большие деньги. У нас электроэнергия – социальный продукт. Ее цена не определяется рынком, а устанавливается НКРЭКУ. Поэтому у наших предприятий фактически нет денег на модернизацию, а нужны миллиарды евро, чтобы все это реализовать”, – считает он.

Поэтому основная проблема в реализации Национального плана – источник средств на реконструкцию и сооружение очистного оборудования, подчеркнул И.Вольчин. “Если взять мокрую сероочистку, то удельная стоимость капитальных расходов составляет примерно 200-250 долларов на киловатт установленной мощности. Это очень большие деньги”, – добавил он.

Несмотря на это, реконструкция электрофильтров на ряде блоков уже началась. В их число входят блоки №10 Бурштынской ТЭС и №1 Криворожской ТЭС. Кроме того, идет сооружение системы сероочистки на блоке №2 Трипольской ТЭС.

График и контроль над выполнением

Но реконструкция в масштабах всей энергосистемы – задача непростая. На данный момент в Украине зарегистрировано 223 большие сжигательные установки, 90 из них участвуют в Национальном плане по сокращению выбросов. Эти установки взяли на себя определенные обязательства, и им предоставили график уменьшения выбросов.

По словам И.Вольчина, он построен по линейному принципу – каждый следующий год выбросы должны быть не больше, чем в предшествующем году. Такой принцип был заложен в самих документах ЕС. Для каждой установки было разработано конкретное значение валового выброса в период действия Нацплана.

Контроль над выполнением плана возложен на центральный орган исполнительной власти, который отвечает за сотрудничество с Энергосообществом, т.е. Минэнергоугля. Именно оно будет получать информацию по уменьшению выбросов на основе отчетности предприятий.

Значение Национального плана для энергетики

Принятие плана позволит нашей энергетике достичь европейских экологических норм. При этом обеспечивается нормальная работа украинских ТЭС в украинском и европейском правовом поле, подчеркнул И.Вольчин. “Таким путем постепенного движения мы имеем надежду приблизиться к выполнению требований Директивы 2010/8/ЕС. Наши ТЭС смогут легально работать до того, пока они не пройдут реконструкцию. Это позволяет нашим мощностям быть в правовом поле”, – подытожил он. (Reform.energy/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий