Коваленко Григорий, доктор физико-математических наук, профессор, зав. лаборатории радиоэкологической безопасности и радиационного мониторинга Научно-исследовательского предприятия “Украинский научно-исследовательский институт экологических проблем”, г. Харьков:

– Сформировались две основные версии утечки рутения-106. Согласно первой, это падение спутника, в котором в топливных элементах присутствует рутений. По второй, утечку необходимо искать в медицинских учреждениях, потому что это вещество используется для лечения онкозаболеваний в офтальмологии. Искать в Восточной Европе инциденты на АЭС – уже нецелесообразно, потому что любое ЧП на атомной станции привело бы к выбросам не только рутения, но и как минимум цезия и других радионуклеидов.

Поэтому, в месте концентрации рутения необходимо проработать первые две версии и искать источник исходя из них.

В Украине все атомные станции сейчас тоже зафиксировали превышение по уровню рутения на десятки микобеккрелей. В начале текущего года в Европе была аналогичная ситуация с превышением уровня йода, который фиксировали и в нашей стране в том числе. Максимальная активность была зарегистрирована на территории Польши, где с этим изотопом работали на производстве в медицинских целях.

Владимир Юсупов, начальник учебно-тренировочного центра Хмельницкой АЭС:

– Обнаружение всего лишь тыс.ной доли рутения в окружающей среде не представляет никакой угрозы ни для Украины, ни для стран Европы. Зарегистрированные показатели настолько ничтожно малы, что никакой угрозы для населения не представляют. В настоящее время обнаруженный рутений никакой опасности не представляет. Но вопрос о том, что является источником утечки действительно открыт – у нас нет подтвержденной информации о том, что на российских предприятиях произошла какая-либо авария.

Малкольм Сперрин, директор отделения медицинской физики и клинической инженерии госпиталя Оксфордского университета в Англии:

“Рутений-106 – очень редкий элемент, и поэтому его присутствие может свидетельствовать о том, что произошел какой-то инцидент. Но при этом необходимо отметить, что его концентрация в атмосфере крайне низка, несмотря на превышение нормальных значений в 900 раз”.

Профессор Падди Риган, Университет Суррея:

“Если бы это была утечка из ядерного реактора или ядерный взрыв, другие радиоизотопы также присутствовали бы в “облаке”, но как видно из отчетов это не так”, – сказала Риган.

Профессор также указал, что выявленный уровень загрязнения не представляет угрозу здоровью людей.

“Уровни концентрации Рутения свидетельствуют о том, что любые биологические эффекты воздействия этого источника по существу аналогичны любым нормальным естественным радиационным фонам”, – сообщил он изданию Рейтер.

Федерико Рокки, Департамент ядерной безопасности, Enea (Итальянское национальное агентство по новым технологиям, энергетике и устойчивого экономического развитию):

“Рутений-106 – это металл, который производится в ядерных реакторах, а затем обрабатывается для использования в медицине, против рака глаза. Вероятно, утечка произошла на этом этапе обработки. Если бы на АЭС произошла авария, мы бы также наблюдали другие радиоактивные элементы. Но это не так. Концентрации, наблюдаемые в Италии, в миллионы раз ниже уровня риска”.

Марко Касолино, научный сотрудник, Итальянского Национального института ядерной физики, участвовавший, в частности, в анализе аварии на японской АЭС “Фукусима-1”:

“В пределах от 10 до 20 миль от источника загрязнения могут возникнуть риски для продуктов. Но не больше. Количество рутения-106, обнаруженного в России, в 900 раз выше естественного фона. Но только потому, что естественный фон рутения практически равен нулю, хотя этот элемент встречается в таких породах, как скалы в Риме, в которых содержатся уран и торий. Лечение опухолей рутением происходит путем помещения радиоактивного источника близко к глазу, после чего излучение (многократно более концентрированное, чем рассеянное в воздухе) разрушает опухолевые клетки, а также рутений -106 используется в тепловых генераторах для спутников”.

Маарит Муйкку, руководитель лаборатории, STUK (Центр радиационной безопасности Финляндии):

“Повышенное содержание рутения было зафиксировано во многих регионах, и объявленные российскими властями значения соответствуют показателям, зафиксированным в странах Восточной Европы. Этот случай утечки можно считать исключительным. Мы уже зашли так далеко, что происхождение рутения не получится выяснить с помощью моделированных расчетов и игры в секретную полицию. Нам следует исходить из того, что “Маяк” заявил, что не является источником выбросов, и Росатом в своем пресс-релизе говорит о том же”, считает Муйкку. Она не верит в то, что Росатом мог намеренно скрыть утечку. Она также не уверена в том, что утечка рутения произошла в России.

Алеш Йон, вице-президент Инженерной академии Чешской республики:

“Из опубликованных данных ясно, что явно речь идет не об утечке с АЭС или объекта по переработке ОЯТ (отработанного ядерного топлива), например, как говорится в новостях о предприятии “Маяк”, потому что были бы зафиксированы и другие радионуклиды расщепления.

Утечка из медицинского объекта, где используется рутений-106 в терапевтических целях, не представляется вероятным с точки зрения объема радиоактивности.

“Искатели” источника могли бы изучить и вариант возможности утери или поломки радиотермоэлектрического генератора, которые используются для энергопитания приборов в отдаленных местах (радиомаяки, метеозонды и другие измерительные станции). Эти генераторы хоть и производятся, главным образом, с плутонием-238, но где-то я видел упоминание, что существует и те, где используется рутений-106″.

Георги Касчиев, эксперт в области атомной энергетики (Болгария):

Причиной появления радиоактивного облака над Европой и Россией в начале октября, не могла быть авария ядерного реактора или авария на предприятии по переработке отработавшего ядерного топлива, так как в этом случае в воздухе был бы зарегистрирован целый “букет” радиоактивных изотопов, высказал свое мнение Георги Касчиев.

Информация все еще противоречива, но считается, что авария произошла около 25 сентября, и в начале октября в Европе и в России в воздухе был зарегистрирован повышенный уровень рутения-106, но он был ниже предельно допустимого значения, объяснил он.

Он считает, что существуют три сценария аварии. Может быть она произошла в установке, где этот радиоактивный изотоп выделяется и герметически запечатывается в ампулы, так как он применяется в медицине для лечения раковых заболеваний. Может быть это центр, где проводится такое лечение. А третья вероятность – это сгорание в атмосфере спутника с определенным оборудованием – этот изотоп используется для выработки электроэнергии, добавил Касчиев. Он также напомнил, что французские эксперты провели анализ измерений и движения воздушных масс и утверждают, что, вероятно, эта авария произошла на территории России или Казахстана.

Андрэ Маиссо, бывший президент Всемирного совета трудящихся ядерной промышленности, доктор физических наук, доктор экономики и управления (Doctor of Economics and Management, former President of World Council of Nuclear Workers):

Рутений-106 испускает бета-частицы, энергия которых не превышает 39 кэВ. Поэтому для его корректного обнаружения необходимы датчики, которые очень чувствительны к частицам с очень низким уровнем энергии.

Необходимо помнить, что 1 Беккерель соответствует 1 распаду одного атома в секунду. 1 миллибеккерель соответствует одному распаду в 16 минут. Также следует отметить, что средний человеческий организм содержит около 7 х 1027 атомов (что дает представление о смехотворности нынешних опасений по этой истории рутения-106).

Кроме того, в настоящее время национальные (европейские) и международные (МАГАТЭ) рекомендации не согласованны. Кроме того, сегодня нет (насколько мне известно) универсальных правил и универсальных стандартов для всех радиоактивных элементов.

Например, предел для газообразных радиоактивных выбросов с завода по переработке в Ля Аг составляет 15 ГБк в год (15 гига-беккерелей) или 500 Бк в секунду. Завод Ля Аг выпускает около 3 Бк рутения-106 в секунду. Смешно утверждать, что нынешний уровень рутения-106 в атмосфере будет опасен для здоровья человека. Уровень концентрации рутения 106 (который неверно называют “загрязнением”), измеренного в Европе в последние месяцы, не представляет никакой опасности.

Этот выброс рутения-106, вероятно, связан со сжиганием радиоактивных источников, используемых для лечения рака глаз.

Мария Герменчук, первый заместитель начальника Центра радиационного контроля и мониторинга природной среды Государственного комитета по гидрометеорологии Республики Беларусь, кандидат технических наук, доцент по специальности “Экология”:

– Система радиационного мониторинга окружающей среды Белгидромета зафиксировала в атмосферном воздухе на территории Республики Беларусь крайне незначительный след активности рутения-106 в период с 3 по 4 октября.

Зафиксированные активности удалось о6наружить только благодаря высокоточному оборудованию. Для примера – с его помощью в свое время мы смогли зафиксировать

радиоактивное загрязнение воздуха, обусловленное аварией на Фукусимской АЭС, т. е. наша система очень хорошо реагирует на подобного рода события.

Ни одна служба систем радиационного мониторинга – ни наша, ни российская, ни украинская, – не может назвать точное место, откуда рутений мог попасть в атмосферу. Это могло случиться при внештатной ситуации на каком-либо из ядерных производств (как подсказывает опыт, скорее всего связанных с производством источников, инициирующих излучение) или там, где находят применение радиоизотопы. Но вряд ли это были атомные станции: в таком случае, кроме рутения-106, были бы обнаружены и другие вещества, являющиеся продуктами распада радиоактивного урана. Обязательно присутствовали бы изотопы йода и цезия. Они очень легко обнаруживаются, все системы настроены именно на мгновенное реагирование на йод и цезий.

В “чистом” виде рутений-106 используют в качестве медицинского препарата для лечения онкологических заболеваний глаз. Объем производства таких препаратов невелик в сравнении с другими радионуклидными источниками, использующимися в медицине и промышленности. Отработанное ядерное топливо (ОЯТ) для производства препаратов, содержащих “чистый” рутений-106, не используется, поскольку он присутствует в ОЯТ в смеси с другими изотопами, такими как цезий-137, стронций-90 и другими. (Пресс-центр Euaxis/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий