Цены на бензин в Украине накануне достигли исторического максимума. Государство имеет избыточные мощности нефтепереработки, но при этом критически зависит от импорта нефтепродуктов, которые постоянно дорожают. “Апостроф” выяснял, почему Украина не в состоянии обеспечить себя топливом и был бы отечественный бензин дешевле импортного.
Кто есть кто в украинской нефтепереработке
Всего в Украине насчитывается шесть нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) и один газоперерабатывающий завод (ГПЗ), который производит бензин.
* Одесский НПЗ – с 1999 г. по 2013 г. был под контролем российской компании “ЛУКойл”, затем его купила группа ВЕТЭК находящегося сейчас в бегах Сергея Курченко. Летом 2017 года предприятие было национализировано.
* Херсонский НПЗ – находится под контролем группы “Континиум”, которая принадлежала Игорю Еремееву, погибшему в 2015 г.
* Лисичанский НПЗ – в конце 2016 г. перешел от “Роснефти” под контроль швейцарской компании Glusco Energy, которая, по некоторым данным, может быть связана с кумом президента России Владимира Путина Виктором Медведчуком (официально такая связь всячески опровергается).
* Три нефтеперерабатывающих завода контролирует группа “Приват”. Это Надворнянский НПЗ (ПАО “Нефтехимик Прикарпатья”), Дрогобычский НПЗ (ПАО “Нефтеперерабатывающий комплекс “Галичина”) и Кременчугский НПЗ (ПАО “Укртатнафта”).
Однако из шести отечественных НПЗ функционирует на сегодня только последний.
Кроме того, работает Шебелинский ГПЗ, который производит бензин А-95 по стандарту Евро-5. Этот завод принадлежит государственной компании “Укргаздобыча”.
Помимо этого, в Украине есть еще порядка 20 предприятий меньшей производительности, которые способны перерабатывать нефть и газовый конденсат.
“Их реальная суммарная мощность по сырью – не та, которая декларируется на уровне 50 млн. т в год – составляет порядка 14 млн. т в год. Если мы их все полностью запустим, то мы получим порядка 8 млн. т нефтепродуктов, чего явно недостаточно для того, чтобы обеспечить себя полностью, – говорит “Апострофу” директор специальных проектов научно-технического центра “Психея” Геннадий Рябцев. – Но, к сожалению, мы их запустить не сможем. Херсонского завода фактически уже нет, там только осталась площадка под нулевой цикл, а установки разукомплектованы. Дрогобычский и Надворнянский заводы не способны производить нефтепродукты, соответствующие техническому регламенту. Одесский НПЗ имеет глубину переработки нефти порядка 54-56%, что соответствует уровню 1960-х годов, и понятно, что с экономической точки зрения его запускать нет никакого смысла. Лисичанский завод находится недалеко от линии разграничения, и его запуск проблематичен с точки зрения безопасности, а также из-за отсутствия подходящих к нему нефтепроводов. Для того, чтобы их загрузить нефтью, необходимо потратить несколько млн. долларов. И вряд ли кто-то захочет это делать”.
Есть ли перспективы?
По словам Геннадия Рябцева, в перспективе нарастить производство можно только на Кременчугском НПЗ и Шебелинском ГПЗ. При этом наращивание производства на Кременчугском заводе – это вопрос не столько экономический, сколько политический, поскольку им фактически управляет миноритарный акционер – финансово-промышленная группа “Приват”. Что касается Шебелинского ГПЗ, то он не настолько мощный, чтобы существенно нарастить производство, отмечает эксперт.
“В связи с этим можно сделать несколько выводов. Первое: заводы, которые сейчас работают, имеют ограниченную мощность и не в состоянии обеспечить нефтепродуктами всех украинских потребителей. Далее: для наращивания производства необходимы инвестиции, кратно превосходящие объемы таковых в предыдущие годы. Третье: для увеличения объемов переработки после возможной модернизации необходимы гарантии поставок нефти. Поставки из России маловероятны, следовательно, необходимы поставки азербайджанской, казахстанской, иранской или любой другой нефти через порты Черного моря. Но этот вариант достаточно дорогостоящий. Кроме того, эти страны предпочитают строить нефтеперерабатывающие предприятия на своей территории и потом вывозить нефтепродукты, торговля которыми намного более привлекательна, чем торговля сырьем”, – сказал эксперт.
По его мнению, в связи с этим в будущем украинская переработка будет связана с внутренней добычей нефти и газового конденсата, но здесь главной проблемой является низкий уровень вложений в наращивание добычи, разведку, освоение новых месторождений.
Директор консалтинговой группы “А-95” Сергей Куюн считает, что Украина упустила время, когда нефтеперерабатывающие заводы имело смысл модернизировать, а сегодня большинство НПЗ уже нежизнеспособны.
“Ситуацию во многом определяет рынок, то есть столько заводов и не нужно, потому что нет спроса на их продукцию. Один кременчугский завод, который остался в строю, если в него вложить деньги, закроет все потребности страны в нефтепродуктах при нынешнем потреблении. Ошибка Украины была в чем: мы упустили время, когда все модернизировали заводы, мы предоставляли льготы, мы отдали заводы россиянам, а россияне не спешили их модернизировать. И в результате время мы упустили, заводы не модернизировали, а когда закончились льготы, заводы оказались просто неконкурентоспособными. Поэтому шансы на то, что они вернутся, нулевые. Сейчас вопрос только в том, будет ли работать Кременчугский НПЗ, а также Шебелинский газоперерабатывающий завод”, – сказал он в комментарии “Апострофу”.
По словам эксперта, если в модернизацию украинских НПЗ будут вложены серьезные средства, эти инвестиции могут никогда не окупиться.
Бензин дешеветь не будет
В последние дни бензин на автозаправочных станциях Украины продолжает дорожать, и по состоянию на 24 ноября у некоторых операторов цены достигли исторического максимума. Так, например, бензин А-95 на АЗС этих компаний продавался по цене 30 грн./л (последний раз цены взлетали до такого уровня в феврале 2015 г.).
Но могла бы снизиться стоимость топлива в случае возобновления работы отечественных НПЗ? Эксперты считают, что нет.
“Цены на бензин и доля внутренней переработки между собой не связаны, поскольку, если у нас рыночная экономика, то цены должны быть рыночными”, – отметил Геннадий Рябцев.
Кроме того, по его словам, инвесторы наверняка захотят компенсировать свои затраты на модернизацию предприятий.
“А за счет кого компенсировать – за счет потребителя”, – сказал эксперт.
Сергей Куюн также не видит оснований для падения цен на бензин в случае превалирования на рынке отечественного топлива.
“Цена могла бы быть ниже копеек на 50, максимум на 1 грн. за литр. Но все равно любой производитель будет ориентироваться на мировой рынок, у него всегда будет паритет – либо продать на экспорт, либо на внутренний рынок”, – пояснил он.
Как бы там ни было, аналитики прогнозируют, что четверть всех работающих в мире нефтеперерабатывающих заводов могут закрыться к 2035 году в связи с нарастающей популярностью электромобилей, что повлечет за собой отказ от использования бензина и других нефтепродуктов.(Виктор Авдеенко, Апостроф/Энергетика Украины и мира)