Нет ничего более постоянного, чем временное, – Верховная Рада разрешила президенту временно назначать состав Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг.
Почему? Потому что полномочия членов НКРЭКУ истекли, энергорегулятор фактически бездействует. Потому что номинационная комиссия, которая обязана избирать членов энергорегулятора (НКРЭКУ), сформирована с опозданием именно из-за того, что президент слишком долго не решался назначить “своих” кандидатов.
Номинационная комиссия на самом деле даст фору многим, ее профессионализм не вызывает сомнений. В ее состав от президента Порошенко вошли: президент Всеукраинской общественной организации “Энергетическая ассоциация Украины” Василий Котко и президент Всеукраинской общественной организации “Ассоциация “Укргидроэнерго” Семен Поташник. Верховная Рада делегировала в состав комиссии Светлану Голикову и Василия Яструбинского, Кабмин – Николая Ницака.
Такой количественный состав – это сильная и слабая стороны комиссии одновременно. Потому что всегда можно кого-то отправить на больничный, и тогда кворума не будет. Соответственно, президент по-прежнему сможет расставлять кадры в НКРЭКУ. И не на три месяца, а на сколько захочет. Вероятно, поэтому и создавали такую ситуацию.
С конца ноября у НКРЭКУ нет кворума из-за увольнения одного из членов. При этом номинационная (конкурсная) комиссия по отбору новых членов энергорегулятора была сформирована со значительным опозданием. При всех ее стараниях результаты ожидаются к марту. Об этом неофициально говорят и в комиссии, и в КМУ.
Между тем 7 декабря Верховная Рада одобрила закон, разрешающий президенту самостоятельно доукомплектовать НКРЭКУ до конкурсного отбора новых членов регулятора. Законопроект №7342-1 “О внесении изменений в Закон Украины “О Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг” относительно предоставления полномочий Президенту Украины для обеспечения постоянной деятельности Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных слуг” поддержали 233 депутата.
Согласно документу президент сможет провести назначения на все вакантные должности членов НКРЭКУ на срок до трех месяцев…
Из заключения Главного научно-экспертного управления ВРУ: “Внесенное законодательное предложение позиционируется как попытка урегулировать ситуацию, при которой работа Регулятора заблокирована вследствие невозможности принятия решений в связи с отсутствием кворума. В то же время, как на наш взгляд, и предлагаемый способ урегулирования такой ситуации не содержит достаточных гарантий для обеспечения надлежащего уровня работы Регулятора в будущем, в частности с учетом, среди прочего, неопределенности правовых последствий невыполнения или несвоевременного выполнения предлагаемого предписания.
При этом также считаем целесообразным в очередной раз обратить внимание на уязвимость законодательных предложений, направленных на определение полномочий Президента Украины сверх их объема, определенного в Конституции Украины. Ведь часть первая статьи 106 Конституции Украины содержит исчерпывающий перечень полномочий Президента Украины, в который не входят определенные законопроектом полномочия”.
Проголосованный Радой законопроект №7342-1 предусматривает следующее: “До назначения нового состава (новых членов) Регулятора согласно статье 8 этого Закона и в случае неправомочности Регулятора, Президент Украины назначает членов Регулятора в количестве, равном количеству вакантных должностей, до момента назначения членов Регулятора, избранных по результатам открытого конкурсного отбора, но не более, чем на три месяца”.
По результатам обсуждения комитет по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности принял решение рекомендовать ВРУ этот проект (№7342-1) принять за основу и в целом.
Авторы законопроекта №7342 проинформировали членов комитета об отзыве своего законопроекта.
О третьем законопроекте в ВР даже не вспомнили…
Но вот что более важно. Номинационная комиссия остается работать в штатном режиме, хотя не исключаю в какой-либо момент блокирование и ее работы. Никаких баррикад или протестов! Например, будучи в солидном статусе и возрасте члены номинационной комиссии могут долго не участвовать в ее работе – будут заниматься своим здоровьем. Но это автоматически продлевает ручное управление и личные назначения президентом Порошенко желательных для него представителей в НКРЭКУ.
Если все будет, как и до сих пор, то какова цена принятого почти год назад закона о НКРЭКУ?
И при всем уважении к членам номинационной комиссии, которые будут выбирать членов энергорегулятора, возникает логичный вопрос. Члены этой комиссии работают бесплатно. Никто даже не подумал, что из других городов людям нужно вовремя добраться и хотя бы переночевать в гостинице. Все это – за свой счет. Я не говорю о том, что этих людей “купят” или кто-то из них продастся при удобном случае. Конечно же, члены номинационной комиссии – сознательные украинцы и стремятся приложить максимум профессиональных знаний и усилий для создания в государстве полноценного энергорегулятора. Но… Просто не нужно создавать условия, при которых каждого можно обвинить в коррупции. И это они еще даже не приступали к отбору членов НКРЭКУ.
Так что, возможно, у кого-то из депутатов хватит политического влияния и воли пересмотреть концепцию создания и подчинения регулятора в модели парламентско-президентской, а не наоборот, президентско-парламентской республики? Ведь при таких условиях независимость НРКЭКУ под большим вопросом. (Алла Еременко, Зеркало недели/Энергетика Украины и мира)