Следующий год будет “годом сплошного дефицита” угольной продукции в Украине. Об этом во время круглого стола “Рыночное ценообразование на энергоресурсы как часть международных обязательств Украины и фактор энергетической безопасности”, организованного Европейской бизнес ассоциацией (ЕБА), заявил независимый эксперт Максим Немчинов.
“В 2018 г. госшахты смогут произвести только 2 млн. т энергетического угля в виде товарной продукции. Частные угледобывающие предприятия смогут нарастить производство энергетического угля до 17 млн. т товарной продукции. Таким образом в 2018 году прогнозируется дефицит угля марки “Г” в объеме 3 млн. т товарной продукции”, – спрогнозировал он.
Тревожные данные М.Немчинова о состоянии топливного баланса, Энергореформе подтвердил председатель Независимого профсоюза горняков Украины (НПГУ) Михаил Волынец. По его данным,
“на середину декабря 2017 года запасы угля на складах ТЭС и ТЭЦ в три раза меньше, чем в этот же период прошлого года”.
“В декабре 2016 года уголь на украинские электростанции шел, в том числе, и из ОРДЛО. Поставки угля из НКТ прекратились только 10 февраля 2017 года”, – напомнил председатель НПГУ ситуацию в прошлом году.
По данным М.Волынца, энергетического угля нет также на складах угледобывающих предприятий Украины. “Если нет угля на складах ТЭС, то может быть, он есть на складах угледобывающих предприятий? Но дело в том, что на складах шахт угля также нет”, – пояснил профсоюзный лидер.
По его словам, компания ДТЭК наращивает добычу угля на своих шахтах, но этого не достаточно, чтобы покрыть спад добычи угля на государственных шахтах.
Чем ближе к фронту, тем больше запасы?
Информацию экспертов о состоянии угольного баланса подтверждают свежие данные о запасах угля на тепловых электростанциях (ТЭС) и теплоэлектроцентралях (ТЭЦ) Украины, которые опубликованы наинформационном портале Министерства энергетики и угольной промышленности (Минэнергоугля). По данным портала, только 8 предприятий тепловой генерации Украины из 19, выполняют план по формированию запасов топлива на складах.
Большинство этих успешных предприятий (6 из 8) расположены в Донецкой и Луганской областях, вблизи линии фронта. В том числе, Луганская ТЭС (Луганская обл.), Славянская ТЭС, Краматорская ТЭЦ и Мироновская ТЭС (все Донецкая область) – выполнили план по накоплению на складах запасов антрацита, который не добывается на контролируемых территориях Украины.
Минэнергоугля сообщает, что ТЭС и ТЭЦ Украины в январе-октябре 2017 года сократили потребление угля на 21,5% (на 5 млн. 499,6 тыс. т) по сравнению с аналогичным периодом 2016 года – до 20 млн. 51,1 тыс. т.
Столь значительное снижение потребления угля связано с приостановкой поставок угля из ОРДЛО, в частности, угля антрацитовой группы, на котором работает половина ТЭС страны. В этой связи с 17 февраля по 17 июля 2017 года в Украине действовали чрезвычайные меры в энергетике.
ТЭС и ТЭЦ Украины в 2016 г. увеличили потребление угля на 9,4% (на 2,701 млн. т) по сравнению с 2015 годом – до 31 млн. 338,6 тыс. т.
Потребление угля ТЭС и ТЭЦ Украины в 2017 г. ожидается на уровне 26 млн. 258,7 тыс. т, что на 16,2% (на 5 млн. 79,9 тыс. т) меньше, чем в 2016 г. В том числе потребление угля антрацитовой группы должно снизиться на 44,8% (на 5 млн. 748,2 тыс. т) – до 7 млн. 75,9 тыс. т, тогда как газовой группы – возрасти на 3,6% (на 668,1 тыс. т), до 19 млн. 182,7 тыс. т.
Импорт угля растет
В текущем году генерирующие компании покрывали дефицит угля за счет импортных закупок. Например, в январе-ноябре 2017 года все украинские предприятия (те только энергетики- Энергореформа) импортировали 17 млн. 376,097 тыс. т угля каменного и антрацита (код ТНВЭД 2701) на сумму $2,431 млрд.
По данным Государственной фискальной службы Украины, из РФ поступил уголь на $1, 370 млрд. (доля в импорте 56,36%), из США – на $0,604 млрд. (24,84%), из Канады – на $0,150 млрд. (6,16%), из других стран – на $0,307 млрд. (12,64%). Таким образом, в денежном выражении импорт угля в Украину за указанный период возрос на 88,1% по сравнению с январем-ноябрем – 2016 ($1, 293 млрд.). В натуральном выражении импорт увеличился на 22% по сравнению с январем-ноябрем – 2016 (14 млн. 241,131 тыс. т).
Вклад энергетиков в столь стремительный рост импорта угля существенный. Только одна компания ДТЭК с января по октябрь 2017 года импортировал для своих ТЭС 1,5 млн. т угля антрацитовой марки. Кроме ДТЭК, уголь также импортируют, в частности, энергогенерирующие компании ПАО “Центрэнерго” и ООО “Фирма “ТехНова”.
Промедление с реформами – смерти подобно
Эксперты сходятся во мнении, что в сложившейся ситуации только решительные быстрые действия правительства по либерализации рынка угля смогут исправить ситуацию с 20% дефицитом.
Первые шаги на этом пути уже сделаны. Внедрение прозрачных механизмов ценообразования на энергоресурсы с ориентацией на рыночные индикаторы оказало существенное позитивное влияние на украинскую энергетику, – заявил глава Национальной комиссии регулирования энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) Дмитрий Вовк во время круглого стола “Рыночное ценообразование на энергоресурсы как часть международных обязательств Украины и фактор энергетической безопасности”, организованного ЕБА.
Как известно, в 2016 году по инициативе международных организаций и доноров Украина начала процесс либерализации системы ценообразования на энергоресурсы. Результатом стало утверждение автоматических формул расчета цены на газ и цены на уголь с привязкой к международным индексам (так называемые, формулы Дюссельдорф+ и Роттердам+).
Однако события (захват российскими оккупантами украинских угледобывающих предприятий в ОРДЛО) подстегивают Украину ускорить реформы в энергетике и, в частности, угольном секторе.
“Цена на украинский уголь, даже если ее рассчитывать по формуле Роттердам+, уже не отвечает реальности и значительно ниже цены импортного угля”, – считает председатель НПГУ М. Волынец.
Возникший, в связи с российской агрессией, дефицит угля на внутреннем украинском рынке подталкивает рыночные цены на уголь вверх, соглашается с профсоюзным лидером М.Немчинов.
“В один момент из украинского рынка убрали почти 7 млн. т предложения угля, поэтому появился дефицит. Рынок антрацита очень сбалансированный. На нем невозможно в один миг купить 1-2-3 млн. т. Если с таким спросом кто-то выходит на рынок, то это приводит к резкому повышению цен на антрацит”, – пояснил эксперт.
Кризис- лучший момент для либерализаци
Парадоксально, но эксперты считают, что нынешний кризис – очень выгодный момент для решительных реформ и, в частности, для приватизации угледобывающих предприятий, которые еще остаются в собственности государства.
“Мы имеем высокую цену на уголь потому, что есть дефицит угля. Мы создаем новых потребителей, путем переоборудования ТЭС на уголь газовой группы. Это очень интересные условия для инвесторов. У них появляется уверенность, что определенное количество продукции они точно реализуют по рыночным ценам”, – объясняет М. Немчинов.
Он уверен, что пока существует такая ситуация, правительству необходимо немедленно приватизировать шахты, привлечь частные инвестиции и дать частным инвесторам работать и зарабатывать деньги.
Подобной точки зрения придерживается и глава Офиса Национального инвестиционного совета при Президенте Украины Юлия Ковалив. “Рынки (энергоресурсов – Энергореформа) необходимо открывать для частных инвестиций, поскольку сегодня государство и госкомпании, в частности, не имеют достаточного ресурса для инвестиций в энергетический сектор”, – заявила она во время круглого стола “Рыночное ценообразование на энергоресурсы как часть международных обязательств Украины и фактор энергетической безопасности”, организованного ЕБА.
Однако приватизация госшахт не единственный инструмент преодоления дефицита энергоресурсов и угля, в частности. Президент Всеукраинской общественной организации “Энергетическая ассоциация Украины”, представитель президента в конкурсной комиссии по отбору кандидатов на должности членов НКРЭКУ Василий Котко считает, что для преодоления ресурсного дефицита Украине необходимо быть последовательной в вопросе либерализации цен.
“Если мы перешли на рыночные цены, то нужно идти до конца этой дорогой. Рынок угля и рынок газа у нас дефицитный и поэтому цены на внутриукраинском рынке будут формировать импортные цены. Ориентация на импортные цены по этим ресурсам абсолютно правильная”, – заявил он во время круглого стола “Рыночное ценообразование на энергоресурсы как часть международных обязательств Украины и фактор энергетической безопасности”, организованного ЕБА.
Практически все эксперты, принимавшие участие в круглом столе, который прошел под эгидой ЕБА, признают, что раскрытие рынков для частных инвестиций, ликвидация ценовой дискриминации между импортными и отечественными энергоресурсами, формирование прозрачных механизмов ценообразования и создание действенных механизмов защиты инвесторов обязательно стимулируют рост добычи энергоресурсов и обеспечат энергонезависимость Украины. (Reform.energy/Энергетика Украины и мира)