В 2019 г. Украина может лишиться транзита российского газа в Европу в связи с завершением срока действия контракта с “Газпромом”. Россия прилагает все усилия, чтобы пустить газ в обход украинской территории. Если ей это удастся, украинской экономике будет нанесен ощутимый удар.
Прокачивая российский газ в Европу, наша страна зарабатывает почти 2 млрд. долл. ежегодно, что составляет приблизительно 2% ВВП. Кроме того, “Газпром” обеспечивает до 80% загрузки украинской ГТС. По словам экспертов, единственная возможность сохранить значительный объем транзита через украинскую территорию, а также перезаключить контракт на выгодных условиях – передать ГТС в управление консорциуму, который будет в состоянии договориться с российским монополистом. Сейчас переговоры об этом ведутся с двумя консорциумами европейских компаний: словацкой Eustream – итальянской Snam, а также французской GRTgas – голландской Gasunie.
Дорогой “Газпром” и несговорчивый
Над украинской газотранспортной системой (ГТС) сегодня нависла серьезная угроза: в 2019 году заканчивается контракт на транзит российского газа в Европу, сообщил 20 декабря на пресс-конференции главный коммерческий директор группы “Нафтогаз” Юрий Витренко. В вопросах продления контракта, а также условиях, на которых российский газовый монополист согласится его перезаключить, пока полная неясность. Соответственно, нет и понимания, какими будут объемы транзита в украинской ГТС после 2019 года.
Полная ясность есть лишь в понимании, что Россия нынче прилагает все усилия, чтобы пустить газ в Европу в обход Украины. Сейчас активно строится газопровод “Турецкий поток” (от КС “Русская” в районе Анапы по дну Черного моря до побережья Турции), также РФ активно лоббирует проект газопровода “Северный поток-2” (по дну Балтийского моря до побережья Германии). Планируемая мощность “Турецкого потока” – 32 млрд., “Северного потока-2” – 55 млрд. куб м. Глава “Нафтогаза” Андрей Коболев на круглом столе, который проходил в Верховной Раде, заявлял, что реализация этих проектов грозит падением объемов транзита российского газа по территории Украины до ноля. Он отмечал, что “Турецкий поток” – это данность: “Первая нитка будет построена в следующем году. Вторая нитка – это такой же большой вопрос, как “Северный поток-2”.
Объем транзита российского газа в ГТС, согласно финансовому плану “Нафтогаза” на 2017 год, был запланирован в объеме 74 млрд. куб. м. Из-за ремонтных работ на газопроводе “Северный поток” (через акваторию Балтийского моря от бухты Портовая (район Выборга) до побережья Германии (район Грайфсвальда) его объем вырос по сравнению с прошлым годом на 10%, до 94 млрд. куб м. При этом “Газпром” – единственный транзитер газа в украинской ГТС, а на доходы от транзита приходится не менее 2-3% украинского ВВП ежегодно. По словам директора ExPro Consulting Геннадия Кобаля, в деньгах “Укртрансгаз” зарабатывает на транзите российского газа около 2 млрд. долл. На российский газ приходятся до 80% загрузки украинской ГТС. И это на фоне сокращающегося внутреннего спроса, который за 3 года упал на 40%. К слову, в “Нафтогазе” уверены, что сокращение потребления происходит за счет внедрения мер по энергоэффективности, эксперты говорят, что в том числе из-за сокращения объемов производства в промышленности.
“Мы видим, что есть очень четкий геополитический курс РФ, чтобы обойти Украину. Они не хотят, чтобы страна получала те значительные средства, которые получает сейчас (доходы от транзита)”, – подчеркнул Витренко. Он сказал, что российские власти прекрасно понимают: при некоторых условиях, особенно при условии применения норм европейского законодательства о защите конкуренции на территории Украины и переноса точки расчета с западной на восточную границу, цена на российский газ в Украине будет формироваться на уровне экспортного, а не импортного паритета. “Российский газ будет значительно более дешевым, чем сейчас, и даже более дешевым, чем в Европе. Разумеется, это будет означать то, что у украинской промышленности будут определенные преимущества. Развитие украинской промышленности и украинской экономики очевидно не входит в планы РФ”, – сказал главный коммерческий директор группы “Нафтогаз”.
После введения в эксплуатацию “Турецкого потока”, который построен примерно на половину, Украина потеряет Южное направление транзита, сказал Геннадий Кобаль: “Турецкий поток” может забрать 20-25% транзита”. По словам директора ExPro Consulting, “Северный поток-2” является более серьезной угрозой в плане потери транзита: “В то же время вряд ли удастся достроить его быстро. Реализация “Северного потока-2″ не вписывается в Третий энергопакет. Для того чтобы его достроить, Россия должна добиться от стран ЕС очень серьезных уступок в виде исключений из законодательных норм. Однако пока мы видим, что противников у этого проекта хватает. Мы видим, что и Дания против, и США очень активно включились в кампанию против этого газопровода”.
О том, что ввести в эксплуатацию до 2019 г. “Северный поток-2”, скорее всего, не удастся, 112.ua сказал и гендиректор ООО “Нафтогазбудинформатика” Леонид Униговский: “Как мне представляется, россияне уже не успеют построить “Северный поток-2” до 2020 года. Поэтому в любом случае будет период времени 2-3 года после 2020, когда украинский газотранспортный коридор будет таким же актуальным, как и сейчас. Что же касается “Турецкого потока”, то, действительно, первая нитка этого газопровода будет построена, и она заберет от нашего транзита где-то 10-12 млрд. куб. м на год”.
Униговский отметил, что согласно расчетам “Нафтогазбудинформатика” даже при самом пессимистическом сценарии через украинскую ГТС после 2019 года будет прокачиваться не менее 30 млрд. куб. м российского газа в год. “Тут моя точка зрения с точкой зрения “Нафтогаза” расходится. Они считают, что будет ноль, и об этом недавно на круглом столе говорил глава НАКа Андрей Коболев, мы считаем, что будет минимально около 30 млрд. куб. м. Эта цифра, кстати, подтверждается и расчетами немецкого института EWI, который смоделировал прогнозные потоки газа по газопроводам Европы (и украинский транзит) на 2030 год. Но, конечно, мы много потеряем в сравнении с этими объемами, которые транзитируем сейчас”, – сказал он.
По словам экспертов, важным условием для сохранения значительного объема транзита российского газа является привлечение к управлению украинской ГТС партнера, который мог бы говорить с “Газпромом” с позиции силы. “Так получилось, что наши отношения с российским “Газпромом” по целому ряду причин, в том числе политическим, не могут пока складываться нормально, у нас сейчас нет инструментов влияния на российского газового монополиста. По этой причине было бы целесообразно иметь определенный консорциум (иностранных компаний), чтобы он мог договариваться с “Газпромом” о транзите”, – сказал Униговский. Если к управлению украинской ГТС будет привлечен европейский оператор, новый контракт на транзит газа можно будет заключить на более выгодных условиях, отметил Геннадий Кобаль: “Газпром будет вынужден продлевать контракт и искать условия, которые подошли бы европейскому партнеру. Очевидно, что условия этого контракта для Украины будут более приемлемыми, чем ныне действующие”.
Украина хочет сохранить российский транзит
Юрий Витренко отмечает: для реализации своей цели Россия ищет точки соприкосновения с европейскими партнерами, предлагает им выгодные условия. “Мы видим, что РФ таким образом строит отношения с европейскими потребителями, чтобы Украине не было места в этих отношениях. Российская пропаганда сделала немало, чтобы сформировать не самый лучший имидж украинской ГТС в глазах европейских партнеров. На сегодняшний день определенное недоверие есть”, – сказал главный коммерческий директор группы “Нафтогаз”.
Европейские газовые операторы – это крупные компании, которые имеют определенные рычаги влияния, а также доступ к официальным лицам в правительствах своих стран, в Еврокомиссии, отмечает Униговский. Если Киеву удастся заинтересовать их и договориться, Украина будет иметь больше шансов отстоять свои интересы и помешать реализации планов Кремля. “Но для того, чтобы они лоббировали украинские интересы, они должны зайти в Украину в качестве партнеров. Сейчас никто этого делать не будет, потому что ведь они могут и не стать операторами, которые будут выбраны для управления”, – сказал 112.ua гендиректор ООО “Нафтогазбудинформатика”.
Сейчас группа “Нафтогаз” ведет переговоры с двумя консорциумами инвесторов. В начале декабря был подписан меморандум с французской GRTgas и голландской Gasunie. “С этими операторами мы подписали меморандум о сотрудничестве в отношении широкого круга вопросов. Вместе с ними мы пытаемся понять, какие формы сотрудничества или партнерства являются оптимальными”, – сказал Юрий Витренко, отметив, что среди обсуждаемых тем, в том числе, вопросы управления ГТС, а также ее совместной модернизации.
Ранее аналогичный меморандум был заключен с консорциумом компаний словацкой Eustream и итальянской Snam.
“Пока наиболее понятно выглядит консорциум Eustream – Snam. Eustream – это давний партнер “Нафтогаза” и “Газпрома”, который получает российский газ на границе со стороны Словакии. Вместе с итальянским Snam данный консорциум очень внушителен. Эти две компании понимают, что такое украинская ГТС, и как никто заинтересованы в сохранении транзита. В случае с этими компаниями становится понятно, для чего им нужно управление украинской ГТС. “Газпром”, “Укртрансгаз” и Eustream – это одна труба и одна система, которую просто поделили между этими тремя собственниками”, – сказал 112.ua Геннадий Кобаль.
Данную точку зрения разделяет и Униговский. “Я не вижу реальных иностранных партнеров для управления украинской ГТС, кроме Eustream и Snam. Все остальные могут, скорее всего, участвовать в консалтинге, оказывать помощь, поддерживать. Но реально заинтересованы в том, чтобы зайти как партнеры в управление украинской ГТС, на мой взгляд, могут только эти два оператора. В первую очередь это, конечно же, словацкий Eustream, и это понятно почему. Потому что он стоит за нами в транзите. И если у нас нет транзита (российского газа), значит, его не будет и у Eustream. Snam также заинтересован потому, что по его газопроводам российский газ дальше идет в Италию. И если эти две компании будут оперировать в Украине, то практически у них в руках управление всем транзитом от России до Италии. Поэтому я считаю, что это единственные реальные возможные партнеры”, – сказал эксперт. По его словам, GRTgas и Gasunie объективно не заинтересованы быть партнерами ГТС, потому что они обеспечивают в большей степени иные регионы газопотребления.
В то же время, по словам Кобаля, украинская ГТС может быть интересна Gasunie и GRTgas по той же причине, что и другим операторам, а именно возможностью вести масштабный бизнес. “В этом году объем транзита российского газа достиг 94 млрд. куб м. Ежегодно “Укртрансгаз” зарабатывает на транзите около 2 млрд. долл., и это большие деньги. А все компании заинтересованы в расширении своего бизнеса. Для них это огромные и привлекательные объемы. К тому же добавим сюда объемы газа для нужд Украины. Украинская ГТС – интересный проект для любой компании”, – объяснил эксперт.
“Так или иначе наша ГТС интересна для иностранных инвесторов только в том случае, если будет транзит. Если его не будет, то 80% загрузки ГТС просто не будет, и тогда возникнет вопрос, что делать с этими трубами? Потому что выкопать и утилизировать их – это тоже очень дорого. И существует единственная возможность сохранить транзит – объединить наши усилия и усилия партнеров, которых мы можем привлечь”, – подчеркнул Униговский.
В “Нафтогазе” выразили уверенность, что конкурс по отбору иностранного инвестора для управления украинской ГТС состоится уже в 2018 году. Организацией процесса будет заниматься инвестиционный банк Rothschild. В то же время его условия должен разработать и утвердить Кабмин. Глава “Нафтогаза” Андрей Коболев на недавнем круглом столе в Верховной Раде предложил депутатам одобрить критерии привлечения партнера к управлению ГТС. “Решение в отношении привлечения партнера будет одобрять Верховная Рада. Поэтому логично, чтобы она согласовала условия конкурса, прежде чем он будет объявлен и проведен”, – сказал он.
Выгоды от привлечения партнера
Помимо уже перечисленных выгод, привлечение иностранного партнера к управлению украинской ГТС даст инвестиции в ее модернизацию. Сейчас в систему вкладывается меньше, чем необходимо, средств, сказал 112.ua Леонид Униговский: “Украинская ГТС, будем честны, стареет. Срок эксплуатации многих наших газопроводов составляет уже более 33 лет. Это нормативный срок, после обследований его продлевают, но это факт. К тому же наша система проигрывает по экологическим показателям более новым системам. В этом плане она проигрывает сейчас и “Северному потоку”, где выбросов в атмосферу значительно меньше, чем на сопоставимых украинских газопроводах. Коэффициент полезного действия газовых агрегатов украинской ГТС также низкий, и поэтому система проигрывает в экономических показателях другим более новым газопроводам”.
Также гендиректор ООО “Нафтогазбудинформатика” сказал, что привлечение партнера могло бы помочь Украине интегрироваться в рынок ЕС. “Европейские партнеры могли бы помочь нам интегрироваться институционально (технически мы уже давно интегрированы) в европейские региональные газовые рынки. Сразу хочу сказать, что у нас высококвалифицированные специалисты в “Укртрансгазе”. И нельзя говорить, что придет кто-то и будет учить, как управлять украинской ГТС или диспетчеризировать ее. В то же время существуют определенные европейские регламенты, директивы, которые должны вводиться в Украине, если мы говорим об интеграции с европейскими газовыми рынками. Нам надо внедрять европейскую практику управления ГТС, и в этом нам могут помочь европейские партнеры”, – подчеркнул Униговский.
Наличие иностранного партнера, кроме того, позволит обеспечить реальное отделение функции транспортировки газа и ее независимость от групп влияния, сказал Юрий Витренко: “Привлечение сильного партнера позволит обеспечить реальное отделение “Оператора ГТС” (в структуру выделена функция транспортировки газа) не только от “Нафтогаза”, но и “в принципе от влияния одного человека или группы людей. Увеличит доверие европейских партнеров к украинской ГТС”. (Елена Голубева, 112.ua/Энергетика Украины и мира)