Если в первом полугодии 2017 г. на рынке появлялись лишь отдельные сигналы того, что мировые запасы нефти снижаются и дело идет в направлении балансировки, то осенью эксперты утвердились во мнении, что политика ОПЕК приносит свои плоды. Стало очевидным, что организация подобрала достаточно действенное лекарство, и “консилиум” решил продлить срок “лечения”
Лекарство от ОПЕК+
Никто не сомневался, что на прошедшем 30 ноября саммите ОПЕК вновь будет принято решение продлить соглашение о сокращении добычи до конца 2018 без изменения действующих квот. Однако на этот раз участники оставили за собой право пересмотреть условия сделки в июне следующего года, чем, судя по динамике цен и запасов, они, скорее всего, воспользуются.
Кроме того, освобожденные от соглашения-2017 по политическим и экономическим причинам Ливия и Нигерия теперь стали участниками договора ОПЕК+, и от них требуется сохранить объемы добычи на текущем уровне (1 и 1,7 млн. баррелей/день соответственно).
Среди факторов, которые в последние несколько месяцев влияли на рост нефтяных котировок, – климатические катаклизмы в США (пронесшийся по Мексиканскому заливу ураган Харви выбил из строя нефтепроводные системы крупнейшего шельфового месторождения EagleFord), усиление геополитического напряжения на Ближнем Востоке, ожидания продления соглашения ОПЕК+, позитивные экономические новости основных потребителей нефти, забастовка нефтяников в Нигерии, выход из строя нефтепровода на месторождении Фортис в Северном море (-450 тыс. баррелей/день), приостановка работы канадско-американского нефтепровода Кистоун и многие другие.
Конечно, присутствовали и негативные сигналы, но рынок был к ним менее чувствителен, что свидетельствует об установлении устойчивого “бычьего” тренда, в основе которого лежат более фундаментальные факторы.
По мнению специалистов, одной из главных причин ускорения балансировки рынка стала высокая приверженность участников ОПЕК+ своим обязательствам по ограничению добычи.
В ноябре этого года средний объем добычи сырой нефти странами ОПЕК составил 32,45 млн.баррелей/день, что чуть меньше оговоренного лимита в 32,5 млн. баррелей/день. Так как Нигерия и Ливия до недавнего времени были освобождены от обязательств по соглашению, остальным 11 странам-участницам пришлось сократить добычу по сравнению с октябрем 2016 года (сентябрем 2016 года для Анголы) на 1,53 млн. баррелей/день вместо оговоренных 1,16 млн. баррелей/день – для компенсации роста добычи в этих двух странах.
Таким образом, приверженность пакту составила рекордные 132%. В основном, план был перевыполнен за счет сокращения добычи Саудовской Аравией, Венесуэлой, Анголой и Кувейтом. При этом топ-4 стран вне ОПЕК, участвующих в пакте, превысили план на 21%, сократив добычу на 540 тыс. баррелей/день, хотя все 11 стран вне ОПЕК гарантировали снижение на 554 тыс.баррелей/день.
К слову, хотя Казахстан является одним из участников соглашения о сокращении, он же при этом стал и одним из заметных его нарушителей – в 2017 РК вошла в пятерку стран с наиболее динамичной добычей. Ожидается, что в текущем году прирост добычи сырой нефти и конденсата в стране составит 0,18 млн. баррелей/день – до 1,74 млн. баррелей/день, в 2018 – 0,08 млн.баррелей/день до 1,82 млн. баррелей/день. Однако, вероятно, страны-участницы с пониманием относятся к ситуации в нефтегазовом секторе Казахстана, когда главная его надежда и одновременно самый дорогой нефтегазовый проект (более $50 млрд.) – Кашаган после многолетних задержек наконец-то начал приносить плоды. Кроме этого, объемы прироста казахстанской добычи все же слишком мизерны в масштабах рынка, чтобы повлиять на его структурные изменения. В связи с этим может удивить разве что упорство, с которым Казахстан уже в третий раз подписывается под соглашением.
В целом ОПЕК прогнозирует, что средний уровень добычи нефти за 2017 составит 32,8 млн. баррелей/день (без учета газового конденсата), что на 0,5 млн. баррелей/день больше, чем в 2016. Что же касается 2018, то ОПЕК ожидает, что страны-участники будут производить нефти на уровне 33,2 млн. баррелей/день.
На фоне довольно высоких и стабильных цен это, вероятно, связано с ожидаемым снижением степени выполнения обязательств по сокращению добычи или с постепенным и организованным выходом стран из сделки начиная с середины 2018. Служба энергетической информации США (EIA) в своем декабрьском краткосрочном прогнозе дает более сдержанные оценки на 2017 и 2018: 32,5 млн. баррелей/день и 32,7 млн. баррелей/день соответственно.
Спрос всему голова
Несмотря на повышение мировых цен на нефть, положительная макроэкономическая ситуация в мире способствовала увеличению ее потребления в 2017. Почти половину прироста обеспечили развивающиеся страны, существенный рост показали страны ОЭСР и Китай.
Преисполненная оптимизмом ОПЕК пересмотрела прогнозы мирового спроса на 2017 и 2018 в сторону увеличения – до 96,9 млн. баррелей/день (+1,5 млн. баррелей/день к предыдущему году) и 98,5 млн. баррелей/день (+1,6 млн. баррелей/день). Еще более оптимистичные прогнозы спроса дает IEA (International Energy Agency) – 97,7 млн. баррелей/день (+1,5 млн. баррелей/день) и 98,9 млн. баррелей/день (+1,3 млн. баррелей/день) соответственно.
Спрос, опережающий предложение, привел к долгожданному стабильному сокращению запасов. На конец октября коммерческие запасы стран ОЭСР сократились по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 107 млн. баррелей – до 2 985 млн. баррелей, что, однако, все еще на 137 млн. баррелей выше, чем среднее значение за период 2012-2016 гг.
Американская угроза
Однако, и на эту радостную картину нашлась своя ложка дегтя. Ожидается, что, несмотря на все усилия ОПЕК по сокращению добычи, глобальное предложение нефти за 2017 вырастет на 0,8 млн.баррелей/день, благодаря странам, не входящим в соглашение. Главной помехой на пути к балансу остаются американские производители. Средний объем их добычи нефти и конденсата вырос с 8,8 млн. баррелей/день в 2016 до 9,2 млн. баррелей/день в 2017, и EIA прогнозирует дальнейший рост в следующем году до 10 млн. баррелей/день. Это превзойдет прежний рекорд в 9,6 млн.баррелей/день, установленный в 1970 году. Очевидно, что в условиях устойчиво укрепившихся цен на нефть, американские сланцевики чувствуют себя достаточно комфортно.
По прогнозу ОПЕК, в следующем году предложение стран вне ОПЕК составит 58,81 млн. баррелей/день, увеличившись на 0,99 млн. баррелей/день. При этом IEA ожидает более серьезный рост предложения – на 0,7 млн. баррелей/день в текущем году и на 1,4 млн. баррелей/день в 2018. Это произойдет главным образом за счет нефтепроизводителей США, которые, даже несмотря на текущий тренд сокращения активных буровых установок (минус 19 установок с начала августа по середину декабря), будут продолжать свою экспансию на рынок. Согласно оценкам EnergyAspects, в третьем квартале текущего года объем хеджирования в нефтяной отрасли США на 2018 год удвоился по сравнению с началом года, что свидетельствует о серьезных планах по наращиванию добычи.
Предпосылки к этому были и раньше: агентство BakerHughes в одном из недавних отчетов упомянуло о том, что в США закладывается гораздо больше буровых, чем фактически вводится в эксплуатацию. Иными словами, США могут значительно нарастить количество буровых в любой момент – для нефтяного рынка серьезный и долгосрочный фактор риска.
Помимо США, ожидается, что Канада, Бразилия, Казахстан и Великобритания суммарно увеличат добычу в 2018 на 0,54 млн. баррелей/день. Мексика, Китай, Россия, Колумбия и Норвегия, напротив, снизят производство на 0,6 млн. баррелей/день.
В итоге, согласно оценкам IEA, в первой половине 2018 на глобальном рынке будет наблюдаться избыток предложения сырой нефти в размере 200 тыс. баррелей/день, а во втором полугодии – дефицит на тот же объем. Подобная тенденция просматривается и в прогнозных данных ОПЕК. Таким образом, обе организации ожидают общей сбалансированности рынка.
Конечно, на объем добычи могут еще серьезно повлиять более чем вероятные геополитические и погодные причины, а также, возможно, недооцененный фактор американских сланцевиков.
Цены в 2018: пальцем в небо
Итак, как и всегда, на нефтяном рынке бушуют факторы pro и contra, неопределенность будущего и тревоги его участников. Но можно сказать, что на сегодня объективные факторы на повышение преобладают.
Агентство GoldmanSachs повысило прогноз спотовых цен Brent на 2018 до $62 за баррель и даже допускает пересмотр в сторону повышения в случае, если ОПЕК чрезмерно “ужмет” запасы. Аналитики агентства предусматривают и возможность новых форс-мажорных перебоев поставок, а также более высокий, чем ожидается, спрос.
EIA более сдержано в своих прогнозах, ожидая среднюю цену нефти марки Brent в наступающем году на уровне $57 за баррель, что означает ее падение (вероятно, в первой половине 2018) с текущих $63-64 за баррель. Вероятно, цена будет колебаться вокруг данной отметки в пределах $3. При этом американское агентство ожидает, что на понижение будет влиять агрессивное поведение сланцевиков и постепенное прекращение сделки ОПЕК.
Учитывая все перечисленные факторы, а также принимая во внимание сезонное снижение спроса в первой половине года, мы ожидаем снижение цены на нефть до $55-60 за баррель в первой половине 2018 и ее рост до $60-65 баррель во втором полугодии. (Forbes.kz/Энергетика Украины и мира)