Украине в 2018 г. придется сесть за стол переговоров с “Газпромом” и возобновить импорт российского газа, который был полностью прекращен после начала аннексии украинских территорий. Именно таким стал основной стратегический вердикт, который Стокгольмский арбитраж вынес по многолетнему спору между российской монополией и НАК “Нафтогаз Украины”. То, что Украине придется ежегодно отбирать и оплачивать российской монополии не менее 5 млрд. куб м газа, является одним из двух негативных последствий судебного решения.
Горькая пилюля
Основной негатив состоит в том, что покупать газ придется у стороны, которая отказывается платить за незаконное пользование отобранными украинскими газовыми активами на оккупированных территориях, в том числе в Крыму. Проще говоря, до окончания срока контракта с “Газпромом” в декабре 2018 года, “Нафтогаз” будет вынужден покупать российский газ, платить за него и молча смотреть, как украинские деньги направляются на содержание экспроприированных украинских активов в Крыму и морском шельфе.
Но это еще не все. НАК, по всей видимости, придется выплачивать российской монополии $2,5 млрд. неустойки по поставкам предыдущих периодов. Не удалось “Нафтогазу” добиться от суда обязать “Газпром” провести перерасчет выплаченных Украиной платежей 2011-2014 гг. на сумму $14 млрд. из-за искривления рыночных цен. Этих денег украинская сторона не получит.
В остальном же вердикт арбитража выглядит как сокрушительная победа Киева как минимум по четырем направлениям. Во-первых, суд отказал “Газпрому” в праве требовать от Киева оплатить газ, который после 2014 года был поставлен из РФ в восточные оккупированные приграничные районы страны (как утверждалось, на сумму $1,5млрд.).
Огромная победа
Во-вторых, арбитраж отменил дискриминационное требование, запрещающее Украине перепродавать соседним странам оплаченный украинцами российский газ. Раз он оплачен, значит принадлежит стране, решили судьи. И продавать его можно, куда угодно, была бы выгода от разницы цен.
В-третьих, арбитраж денонсировал закрепленное в контракте условие “бери или плати” – по нему “Нафтогаз” стоял перед угрозой принудительной выплаты “Газпрому” $56 млрд. за газ который, Украина “недопотребила” без российского разрешения. И, в-четвертых, арбитраж снизил установленные контрактом спорные цены на импорт газа в Украину в первой половине 2014 года. Они были снижены на 27% с $485/тыс. куб м до $352/тыс. куб м.
По оценкам “Нафтогаза” положительный эффект от решений Стокгольмского арбитража принес Украине более чем $75 млрд. за весь срок действия контракта в 2017-2018 годы. В то же время, компания не смогла добиться главного – забрать у “Газпрома” переплату по несправедливым ценам 2011-2014 годов на сумму $14 млрд. Проще говоря, от результатов арбитража стоящие перед НАК угрозы значительно уменьшились, но денег у компании от этого не прибавилось.
Теперь перед ней стоит задача одолеть самый трудный пост-судебный период до начала 2019 г. За это короткое время НАК придется сделать трудный выбор между двумя стратегиями: условной “двойного стандарта” и европейской. Согласно первой, “Нафтогаз” должен заключить до конца 2018-го с Газпромом или иной структурой к концу 2018 года два новых долгосрочных контракта на транзит и импорт газа из РФ. Это неизбежно приведет к повторению “Стокгольмской арбитражной войны”, – слишком велики между сторонами накопленные противоречия.
Муки выбора
По второй стратегии полномочия государства по подписанию указанных двух контрактов с РФ придется отдавать новым частным компаниям-операторам, которые имеют потенциал для аренды украинских магистральных газопроводов и хранилищ.
Главная привлекательность такой стратегия состоит в том, что все хлопоты по наполнению транзита и снятия доходов лягут на плечи европейских компаний-потребителей российского газа. Украинские же госкомпании в этой парадигме превращаются в рантье. В то время как оперирующие инфраструктурой европейские компании получают право выбирать, где им закупать российский газ для прокачки его через Украину в Европу. Ведь заранее оплаченный российский ресурс можно покупать и у компаний ЕС или за ее пределами.
Впрочем, есть у этой стратегии и огромный риск. Сможет ли Украина отфильтровать из списка претендентов на аренду украинской газотранспортной инфраструктуры скрытых комиссионеров и партнерские компании группы “Газпром”? А ведь таких в странах ЕС насчитывается не менее сотни. (Андрей Старостин, ubr.ua/Энергетика Украины и мира)