Цены на бензин продолжают бить рекорды. Только в эти выходные, 20-21 января, цена за литр подскочила на 10-40 коп. В среднем А-95 “Премиум” уже стоит 30,6 грн./л; А-95 – 29,37 грн./л. Правда, на некоторых заправках А-95 “Премиум” уже достиг 33,45 грн./л; а А-95 – 32,45 грн./л.
Сами заправщики утверждают: всему виной – дорогая нефть, которая сейчас уже подскочила до $70 за баррель, а также нестабильный курс гривни. Однако есть мнение, что трейдеры просто воспользовались ситуацией, чтобы получить сверхприбыль.
Что с ценами
Еще в середине декабря Антимонопольный комитет создал комиссию, которая должна была проанализировать возможный сговор на рынке по повышению цен на бензин. Но до сих пор результатов расследования нет, а ценники ежедневно меняются в сторону удорожания.
Так, по данным консалтинговой компании UPECO, на заправках WOG литр А-92 стоит до 31,45 грн.; А-95 – 32,45 грн./л; А-95 “Премиум” – 33,45 грн./л. В сети АЗС SOCAR цены на бензин выросли до: А-92 – 30,99 грн./л; А-95 – 31,99 грн./л; А-95 “Премиум” – 32,99 грн./л. По информации UPECO, топливо также подорожало в сетях “БРСМ-Нафта”, “Энерджи Транс”, KLO, “Авантаж 7” и “Катрал Юг”. А потребителей уже пугают тем, что в ближайшее время за литр топлива придется выложить все 35 грн., а то и 40 грн.
Вот посмотрите. Берем среднюю цену за литр – 30 грн. Из них 14 грн. составляет сам бензин, 12 грн. – налоги: НДС и акцизы. Еще 3 грн. уходят на доставку бензина на АЗС и траты на работу станции. В результате заправщику остается всего 1 грн. с литра, максимум – 1,2 грн.
эксперт Леонид Косянчук
По его словам, единственный способ удешевить бензин – уменьшить налоги. “Но кто же на это пойдет?” – говорит Косянчук.
Сколько зарабатывают АЗС
Однако председатель наблюдательного совета Института энергетических стратегий Юрий Корольчук считает, что сейчас заправщики решили, мягко говоря, половить рыбку в мутной воде. ”
Есть три сегмента поставки бензина. Первый – запасы топлива на АЗС, которых хватает на два-три дня. Второй – транзит, то есть топливо, находящееся в пути. И третий – когда бензин находится на складах: в Беларуси, Польше или России.
“С литра – 3 грн.”: кто и как зарабатывает на бензине
За все топливо в трех сегментах уже заплачены деньги, и заправщики не должны продавать его дороже, чем закупили. Т. е. фактически этих запасов должно хватить как минимум на две недели, а вообще на месяц. А у нас не успела нефть подорожать на мировых рынках, как на заправках цены взлетели. Такое впечатление, что нам его на самолетах доставляют. Вот этим должен заинтересоваться Антимонопольный комитет”, – подчеркнул Корольчук.
И это притом что спрос на бензин уменьшается. Если раньше в год украинцы заправляли 10 млн. т, то сейчас – только 8 млн. т. А все идет к тому, что цифра опустится до 6 млн. т. “Это объективные причины: люди переходят на газ, дизель, ищут другие возможности”, – отметил Корольчук.
Что касается заработков заправщиков, то эксперт полагает: на каждом литре владельцы АЗС зарабатывают от 3 грн. “Сейчас можно купить талоны со скидками в 3 грн. на бензин. Т. е. фактически вы вносите аванс, например на 100 литров, которые можете потом заправлять в течение какого-то времени. Я не верю, что заправщики работают себе в убыток и снижают цену на 3 грн. за литр за свой счет. Заявления об одной гривне прибыли – фантастика! Они уже давно закрылись бы и не работали себе в убыток. Я знаю, что даже раньше у них прибыль была не менее 3 грн.”, – говорит Корольчук.
Почему молчат
Энергетический эксперт Валентин Землянский полагает, что во многом виновато и правительство. “Это работа правительства – защищать своих граждан. У нас считают, что государство не должно вмешиваться в рынок, все пустили на самотек, и спасение утопающих – дело рук самих утопающих. На самом деле ранее при министерствах была аналитическая группа, которая договаривалась с компаниями. В чем может уступить государство – снизить налог, позаботиться о более дешевых кредитах… В свою очередь на уступки шли и заправщики, поэтому цены на бензин удавалось удерживать”, – говорит Землянский.
Кстати, АМКУ уже не раз давал предписание крупным АЗС снизить необоснованные цены. Так было в 2014 и в 2015 годах, когда под шумок роста курса доллара заправщики практически одновременно переписывали ценники
Однако под давлением штрафов бизнесмены скрепя сердце все же снижали цены. Несмотря на то что за АЗС стоят олигархи. Так, “Укрнафту”, “Укртатнафту”, ANP и “Авиас” контролируют Игорь Коломойский и Геннадий Боголюбов, WOG принадлежит группе “Континиум”, созданной уже покойным нардепом Игорем Еремеевым. ОККО основал львовский предприниматель Виталий Антонов, “Параллель” – олигарх Ринат Ахметов.
Как сообщали “Вести”, в Киеве перевозчики подняли тарифы на проезд в маршрутках, обещая в марте устроить новый пересмотрт цен. (Марина Петик, Вести/Энергетика Украины и мира)