Кабинет Владимира Гройсмана наконец придумал, как изменить формулу цены на газ для населения таким образом, чтобы избежать значительного повышения стоимости топлива.
Впрочем, уже обнародованный для обсуждения проект постановления все еще не согласован с Международным валютным фондом. Поскольку методика расчета цены на газ – один из пунктов обязательств Украины перед основным кредитором. МВФ регулярно настаивает на необходимости их неукоснительного выполнения. Но тогда правительству придется повысить цену на газ для украинцев примерно на 17-18%.
В новый документ чиновники заложили практически все свои ключевые предложения по изменению формулы, которые они почти полгода обсуждают с Фондом в ходе консультаций. В частности, Кабмин предлагает сохранить привязку цены к стоимости газа на европейском рынке, но при расчете учитывать период, когда она максимально низкая. Появились в формуле и новые составляющие. От принятия этого постановления во многом зависят дальнейшие отношения Украины с Фондом и пересмотр программы финансирования.
Утро среды, 17 января, для министра энергетики и угольной промышленности Игоря Насалика началось напряженно. Все из-за того, что за два дня до этого, 15 января, на сайте возглавляемого им ведомства был обнародован проект постановления, которым предлагается изменить действующее положение о специальных обязательствах игроков газового рынка. По информации РБК-Украина, после того, как в украинских СМИ, которые проанализировавших инициативу министерства, стали появляться новости о том, что Кабмин “планирует повысить тарифы на газ” Игорь Насалик был готов снять проект с общественного обсуждения. “Премьер потребовал объяснений, почему медиа “неправильно” восприняли месседжи правительства”, – поделился с РБК-Украина источник, знакомый с ситуацией изнутри.
Беспокойство Владимира Гройсмана понятно – глава правительства с августа регулярно обещает украинцам, что цена на газ останется неизменной. Эти заявления звучат даже вопреки позиции Международного валютного фонда, который постоянно напоминает правительству об обязательствах Украины синхронизировать цену на газ с европейским рынком. Впрочем, проект с сайта Минэнергоугля не исчез, а Владимир Гройсман потребовал от Игоря Насалика публичных объяснений в ходе заседания правительства в среду. Министр заверил, что заявления о повышении цены на газ – “абсолютная чушь”, забыв уточнить, что разработанный его ведомством проект предполагает рост стоимости топлива как минимум на 8%. “Для премьера вопрос газа – крайне чувствительный. Из-за него у нас обострились отношения с МВФ, с ними еще предстоит объясниться по поводу этой инициативы, у нас предвыборный год, денег на выплату субсидий – ограниченное количество, транша МВФ пока ожидать не приходится, а тут еще СМИ “подлили масла в огонь””, – рассказал РБК-Украина источник в правительстве.
Почему “газовый вопрос” такой проблемный?
В марте 2017 г. на НАК “Нафтогаз Украины”, ПАО “Укргаздобыча”, “Черноморнефтегаз” и поставляющие компании (облгазы) правительство возложило специальные обязательства по обеспечению газом населения, а также религиозных организаци й и теплогенерирующих компаний, использующих газ для производства тепловой энергии для бытовых абонентов. Эти обязательства закреплены постановлением правительства №187 от 22 марта прошлого года. В нем прописана методика расчета стоимости газа для населения с учетом ее привязки к ценам на европейском рынке, а именно – ценам на ближайшем для Украины ликвидном немецком газовом хабе NCG, то есть, к так называемому “импортному паритету”. Расчет внутренних цен на газ на его основании – одно из обязательств Украины перед МВФ, закрепленное в Меморандуме сотрудничества с Фондом, после подписания которого страна в апреле получила очередной транш займа.
Впрочем, к лету прошлого года украинское правительство осознало, что выполнить условия Меморандума по газу оно не сможет. Ведь тогда, согласно заложенной в постановление №187 формуле, с 1 октября 2017 года цена на газ для бытовых потребителей должна была бы вырасти с 4942 грн. за тыс. куб. м на 17-18%. Владимир Гройсман поспешил публично заверить украинцев, что “никакого повышения стоимости газа не будет”. Чтобы не допустить роста, энергетический блок Кабмина разработал несколько вариантов изменения методики расчета цены газа для бытовых потребителей, но в ситуацию вмешался МВФ. И чиновникам пришлось начать консультации с представителями Фонда, поясняя, почему Украина должна отступить от пункта Меморандума. “Мы считали переговоры конструктивными. Фонду были предоставлены аргументированные расчеты, почему мы не можем допустить удорожания газа, а также направлены предложения по корректировке формулы. Эти предложения более экономически целесообразны, чем действующая методика. МВФ нас выслушал, сказал, что изучит наши предложения, но во время последующих консультаций представители Фонда снова настаивают на выполнении Меморандума”, – рассказал изданию источник в энергоблоке правительства.
Как ранее писало РБК-Украина, в МВФ неоднократно подчеркивали необходимость неукоснительного выполнения нашей страной обязательств, под реализацию которых Украина получила транш Фонда. Более того, пересмотр программы и выделение очередного транша правительство ожидало осенью прошлого года. Но “газовый вопрос” стал одним из камней преткновения для дальнейшего сотрудничества с Фондом. После публикации Минэнергоугля нового проекта постановления о спецобязательствах, в МВФ РБК-Украина официально подтвердили, что “консультации с украинским правительством продолжаются”, воздержавшись от комментариев по поводу недавней инициативы чиновников. Неофициально, собеседник издания, знакомый с ходом консультаций, уточнил, что в Фонде документ Минэнергоугля восприняли как “несогласованную самодеятельность”.
Что Кабмин предлагает изменить в расчетах цены на газ?
Положение о спецобязательствах, закрепленное действующим постановлением №187, обязывает “Нафтогаз” поставлять газ населению и для нужд бытовых потребителей по определенной цене – 4942 грн. за тыс. куб. м, тогда как промышленность в феврале будет покупать топливо по 7,7 тыс. грн. за тыс. куб. м (без НДС).
Цена газа для населения не эквивалентна паритету импорта, но рассчитывается с учетом того, как в течение 12 месяцев, предшествующих расчету стоимости газа в Украине, менялась в среднем цена газа на немецком хабе NCG. Кроме того, действующая формула предусматривает и стоимость виртуальной транспортировки топлива до границы с Украиной, тарифы на точках входа-выхода в ГТС, курс доллара и евро. Согласно договоренностям с МВФ, если установленная цена газа на отопительный период 2017-2018 годов отклоняется от импортной больше или меньше, чем на 10% – она подлежит корректировке. Такой пересмотр должен проходить раз в полгода – 1 апреля и 1 октября (начало и конец отопительного сезона). Именно эту корректировку украинское правительство отказалось провести с 1 октября, сохранив нынешнюю цену на газ до апреля 2018 года.
Теперь, чтобы избежать значительного роста тарифов на газ, в новом проекте постановления о спецобязательствах, чиновники предлагают установить цену на год – с 1 апреля 2018 по 1 апреля 2019 года. Но рассчитываться она будет не с учетом среднегодовой цены газа на европейском хабе, а в период, когда цены на импортный газ были минимальные – за полугодие прошлого года с 1 апреля по 1 октября. Традиционно это время – основной период покупки и закачки газа в подземные хранилища. Кроме того, при формировании цены не будет учитываться стоимость транзита до границы с Украиной (“хаб ноль”). Как пояснили РБК-Украина в правительстве, согласно новой формуле, цена на газ с 1 апреля 2018 года может вырасти на 8,3% – до почти 5,4 тыс. грн. за тыс. куб. м (без НДС).
Как еще изменятся спецобязательства “Нафтогаза” и отрасли?
До сих пор продавать газ для нужд населения – обязанность исключительно “Нафтогаза”. Но госкомпания напрямую топливо, которое она покупает у своей дочерней компании “Укргаздобыча”, бытовым потребителям не продает – поставкой занимаются газораспределительные компании – облгазы, львиная доля которых в стране принадлежит бизнесмену Дмитрию Фирташу. Правительство решило эту схему изменить, устранив из нее “Нафтогаз”. Если документ будет принят, “Укргаздобыча” будет обязано продавать газ всем игрокам рынка, готовым поставлять газ населению, а сам “Нафтогаз” будет обязан обеспечить топливом теплокоммунэнерго и своевременно закачивать в хранилища необходимый объем газа (порядка 17-17,5 млрд. куб. м). Очевидно, что участников рынка, которые могут обеспечить поставки газа населению не так много. В основном это те же облгазы, у которых есть абонентские базы и контроль за распределением ресурса в сети. В проекте отмечается, что торговая наценка поставщиков газа “не должна превышать 10%”. Для понимания – сейчас такая надбавка у облгазов составляет не более 2-3%. Спецобязательства всех игроков, а также регулируемая правительством цена газа будут действовать до 2021 года.
Глава правления НАК “Нафтогаз” Андрей Коболев, отвечая на вопрос РБК-Украина публично, инициативы Кабмина, с которым у госкомпании напряженные отношения, прокомментировал сдержано. “Этот проект до сих пор не передан в Кабинет министров, и мы ожидаем, что он будет существенно изменен. Мы также ожидаем, что, согласно закону о рынке газа, должны пройти консультации с Секретариатом энергетического сообщества Еврокомиссии”, – заявил он, при этом добавив, что некоторые цифры в постановлении нуждаются в аргументации. “К примеру, откуда взялась наценка в 10%? Почему решили продлить спецобязательства до 2021 года? Это нужно обсуждать предметно”, – подчеркнул Коболев.
Риски и последствия
- Ухудшение отношений с западными партнерами
В Минэнергоугля РБК-Украина пояснили, что инициатива с изменением положения о спецобязательствах продиктована требованиями Секретариата энергосообщества Еврокомиссии. Действительно, в августе прошлого года СЭС направлял правительству письмо с требованиями исправить постановление №187. В Энергосообществе высказывали недовольство по поводу того, что, постоянно продлевая действие спецобязательств, правительство “консервирует ситуацию и не дает развиваться рынку”. “Это не допустимо, когда под видом мероприятий соцзащиты (удерживание роста тарифов на газ) закрепляется концентрация рынка (привилегии облгазов)”, – цитировало тогда DW представителя СЭС Дирка Бушле. Учитывая, что новый документ усиливает консервацию рынка, вряд ли украинским чиновникам стоит рассчитывать на одобрение европейский коллег.
Не лучше ситуация и с МВФ. В проекте прописаны практически все предложения, которые Украина вот уже полгода обсуждает с Фондом в ходе консультаций. Пока ни по одному из пунктов консенсуса достичь не удалось. Принятие несогласованных с кредитором решений по цене газа может осложнить и без того непростые отношения с МВФ. “Фонд не может закрыть глаза на то, что Украина берет на себя обязательства, берет деньги и не выполняет обещанное. Но, с другой стороны, в Фонде тоже должны понимать, что мы не можем вслепую и сразу все выполнять. Страна не выдержит рост тарифов, у нас не будет средств на субсидии. Мы готовы сотрудничать с Фондом, но все нужно делать продуманно и постепенно”, – отметил источник в Кабмине, знакомый с ситуацией.
- Технические и экономические проблемы
Справедливости ради, стоит отметить, что обязательства, возложенные на НАК и “Укргаздобычу” односторонние. В документе ничего не говорится о механизмах, гарантирующих своевременные расчеты за поставленный НАКом газ. Задолженность ТКЭ, ТЭЦ и промышленности за предыдущие периоды превышает 34 млрд. грн., а облгазов – более 20 млрд. грн.. Кроме того, существует риск, что при росте цен на европейском хабе и девальвации гривны цена, по которой НАК покупает импортный газ, будет значительно выше регулируемой цены, прописанной в постановлении. Компенсаторы в проекте постановления пока не предусмотрены.
- Политический тупик
Если Владимир Гройсман и его кабинет не найдут аргументов, чтобы убедить западных кредиторов в целесообразности своих инициатив, премьеру придется выбирать – или остаться без кредитов и макрофинансовой помощи, или остаться без избирателей. Рост тарифов может спровоцировать кризис платежной дисциплины со стороны населения, а экономику страны будет тяжело стабилизировать без транша Фонда. В правительстве серьезность ситуации осознают. По информации РБК-Украина, 17 и 18 января под руководством вице-премьера Владимира Кистиона чиновники обсуждали этот вопрос, готовясь представить новый документ иностранным партнерам. (Мария Цатурян, РБК-Украины/Энергетика Украины и мира)