Бензин и дизельное топливо в очередной раз начали дорожать в декабре и пока ничего не говорит о прекращении роста цен. Дежурное расследование Антимонопольного комитета Украины на предмет возможного сговора владельцев крупнейших автозаправочных сетей, как обычно, затягивается во времени. Другой реакции со стороны правительства вообще не последовало.
По состоянию на 29 января, цена дизтоплива в крупных сетях АЗС преодолела психологический барьер в 30 грн./л. Ситуация выглядит неуправляемой и отданной на откуп “рыночной” стихии – т.е. спекуляциям. Когда в таком случае можно ожидать прекращения роста цен на украинских АЗС, МинПром узнал с помощью экспертов.
Директор консалтинговой группы “А-95” Сергей Куюн полагает, что определить “потолок” не представляется возможным. “Есть два основных фактора – рост мировых цен на нефть и курс валют. Основная проблема – это валюта. По нашим подсчетам, за время последней девальвации, с начала декабря, за счет курсового фактора добавилось где-то 1,6 грн./л к цене”, – сказал он.
По словам эксперта, снижение курса на каждые 1 грн./долл. добавляет примерно 80 коп./л к цене на стеллах украинских АЗС. Это связано не только с тем, что около 4/5 нефтепродуктов завозится в страну по импорту, но и с тем, что акцизные платежи за топливо правительством Украины установлены и взимаются в привязке к евро. Возможность отказа властей от курсовой привязки топливного акциза С. Куюн считает близкой к нулю.
“Это даже никто не обсуждает – потому что как только поднимается соответствующий вопрос со стороны бизнеса – общение со стороны чиновников сразу прекращается. Их прежде всего интересуют доходы бюджета”, – пояснил он. По подсчетам консалтинговой группы “А-95”, налоговая составляющая в цене бензина – примерно 42%, дизельного топлива – 30%.
Комментируя текущее укрепление курса гривны на 22 коп., эксперт отметил, что это вызывает осторожный оптимизм – и не более того. “Говорить о стабилизации очень рано. Мы же пока не можем сказать, насколько эта тенденция будет устойчивой”, – подчеркнул он. По мнению С. Куюна, спрогнозировать, на какой отметке остановятся цены на АЗС – нереально.
“Все просто: растет себестоимость у трейдеров – растет и цена на бензоколонке. Будет ли взят психологический барьер 40 грн./л? Вот мы думали, что 30 грн./л – психологический… А 40 грн./л топлива будет стоить на заправках при мировых ценах на нефть около 100 долл./барр. Сейчас – 70 долл. Но ведь было и 140 долл., и 147 долл. Мы в 2013 г. уже платили по 40 грн./л – если взять тогдашнюю цену в долларах и сравнить по сегодняшнему курсу”, – сказал директор “А-95”.
Аналитик консалтинговой компании UPECO Александр Сиренко уточняет, что, помимо курсового фактора и глобальных нефтяных котировок, на стоимость бензина и дизтоплива на украинских АЗС влияет и собственно рыночный фактор: дефицит или профицит топлива на рынке. “Но у нас сейчас нет ни дефицита, ни профицита, т.е. цена определяется двумя факторами: мировой рынок нефти и курсовая политика правительства и Национального банка – которые сейчас, к сожалению, не в нашу пользу. Поэтому я думаю, что вслед за крупными автозаправочными сетями завтра цены поднимут небольшие региональные игроки. Если курс и нефтяные котировки стабилизируются – можно будет говорить и о стабилизации цен на заправках. А на какой отметке – сложно сказать”, – подчеркнул он.
Заместитель директора НТЦ “Психея” Геннадий Рябцев уточняет, что предельный ценовой потолок у каждого потребителя определяется индивидуально. “Каждый смотрит по своим возможностям. А потом или уменьшает потребление, или переходит на другой вид топлива, или повышает собственные цены – если это бизнес. Но цены просто так не могут остановиться. Тут нет потолка, общего для всех”, – сказал он.
Решающую роль в нынешнем подорожании топлива играет курсовой фактор, по мнению Г. Рябцева. “Стоит 1 долл. 30 грн. – топливо стоит 30 грн./л, стоит 1 долл. 40 грн. – топливо стоит 40 грн./л, 50 грн./долл. – значит, 50 грн./л. Все просто. Почему-то в подорожании топлива принято винить трейдеров, но все забывают про Национальный банк и его обязанность в соответствии с Конституцией Украины обеспечивать курсовую стабильность гривны”, – подчеркнул эксперт. (МинПром/Энергетика Украины и мира)