Если уж продавать Родину, то лучше крупными кусками, “своим” и подешевле. Это правило работало при предыдущей “злочинний влади”, не стала исключением и нынешняя. Упорство, с которым продавливают схемы почти дармовой передачи нидерландской Yuzgaz Юзовского участка на Слобожанщине и Донеччине (по размерам сравнимого с легендарным Кипром), – яркий тому пример.
Yuzgaz: как обещаниями при поддержке “правильных” людей подменить Shell
На почти 7900 кв. км претендовала свежесозданная компания Yuzgaz без денег, туманно намекавшая о стоящих за ней могучих международных инвесторах. Обычно таких отметают с порога. А тут внезапно все срослось.
Компании Yuzgaz дали время и возможность исправить огрехи с участниками, незаметно провели под чутким руководством комиссии (переполненной членами БПП) некий конкурс. Затем Кабмин вяло изображал судебный процесс, неизменно проигрывая суды и совершая одну юридическую ошибку за другой.
Так что дело успешно продвигается. О том, что выдающиеся успехи Yuzgaz связаны с людьми, близкими к Игорю Кононенко, не написал только ленивый. Это даже практически не опровергают – собака лает, а караван идет. На кону такой большой и сладкий кусок, что отдавать жалко, так что повозмущаются и успокоятся.
А кусок действительно сладкий: на территории в 7800 кв. км аж до 2063 г. создается по факту внутренний безналоговый оффшор для “своих”.
Суть схемы проста и придумана давно. В 2013 г. правительство Азарова подписало с компанией Shell соглашение о разделе продукции (СРП) по добыче сланцевого газа. Документ был составлен в лучших традициях договора с банановой республикой.
Украина была обязана создать режим наибольшего благоприятствования практически во всем, а вот обязательства Shell были заметно скромнее.
Правда, Украине пообещали инвестиции и бонусы. Ну и долю прибыли. Потом. Shell рассчитывал (при удаче) добывать до 10-20 млрд. куб. м газа в год. Причем так называемого сланцевого газа.
Кроме того, в схему запустили свою “прокладку” – “СПК Геосервис”, которой тоже перепал бы если не поток, то мощный и стабильный ручеек. Так что для Азарова и Януковича все было нормально – по понятиям.
Однако обе пробуренные скважины оказались сухими (без газа), что снизило интерес Shell к проекту. А с началом агрессии России на Востоке Украины Shell деликатно испарился из Украины, благо, соглашение это предусматривало без финансовых последствий для несостоявшегося инвестора.
Зачем нам сланец?
Оставшаяся шкурка СРП недолго лежала без дела. Очень уж вкусный набор льгот она предполагала. Например, рента по газу – всего 1,25%, да и по нефти чуть выше 2%.
Ключевой идеолог СРП в Украине Владимир Игнащенко по счастливому совпадению еще и сосед Кононенко, так что идеи реанимации СРП витали в замкнутом пространстве.
Сверхнизкой рентой пытались заманить инвестора и на месторождения Полтавщины (предварительно попробовав “отжать” их у “Укргаздобычи”), и на Галичину. Но “шелловское” СРП выгодно отличалось тем, что оно уже было заключено. И оно уже содержало сверхльготы и гарантии.
Мешала, правда, одна деталь – Shell действительно собирался добывать газ из сланцевых пород и имел для этого все необходимые ресурсы. У группы товарищей “имени СРП” денег не было, зато были огромное желание и политическое влияние. Так что все срослось – соглашение пересмотрели. Ныне сланцевый газ там вообще не в тренде – его добыча рассматривается только в самом радужном (для акционеров) сценарии, то есть вообще никогда. А добывать на “Юзовке” собираются самый обычный природный газ традиционным способом – из скважин.
Юзовский участок огромный, и на его территории еще во времена УССР проводились геолого-разведывательные работы, в частности, пробурили около 80 скважин. Сейчас они заброшены, по части не сохранилась даже документация. Но порядка полутора десятков скважин из них имеют перспективы, и их можно восстановить. И дивным образом в новом варианте документа могучий инвестор может просто восстановить скважины… в количестве 15 штук.
Более того, если внимательно почитать документ, то в нем речь идет об обязательствах пробурить одну разведывательную скважину. Остальное оформлено на уровне “может быть, если карта ляжет, и как инвестор решит”. Ожидается, что уже через год будет добываться 20-30 млн. куб. м газа. Крохи, в общем-то, для такого проекта, но при небольших первоначальных инвестициях и это неплохо.
Можно поздравить спецов, корректировавших документ (СРП), – у них все получилось. Отдам три Люксембурга за одну новую скважину – впечатляет, ничего не скажешь.
Кстати, о масштабах планируемого бурения ненавязчиво информирует следующая цифра: на подготовку бурильщиков запланировано выделить аж…. 0,1 млн. долл.
Естественно, в дивном документе фигурируют и 200 скважин – когда-нибудь. Если, конечно, сложится конъюнктура и будет угодно Инвестору. В документах он везде с большой буквы.
Все первоначальные поступления государству от Инвестора на проект оцениваются в “гигантскую” сумму – 4 млн. долл. Этого не хватит даже на половину скважины… Остальное – в далеком, но, несомненно, светлом будущем.
Еще 5 млн. долл. заплатят в казну при достижении уровня годовой добычи в 1 млрд. куб. м, 10 млн. – при объемах добычи 3 млрд. А когда выйдут на добычу 5 млрд. куб. м, так вообще обещают
21 млн. долл.
Собственно говоря, это все. Предполагать, что можно добывать более 5 млрд. куб. м, вложив 200 млн. долл., – это надо или быть соседом Кононенко, или работать в Кабинете министров Украины. К 2025 г. как раз и обещают 3-4 млрд. куб. м газа. А базовый уровень – 6-7 млрд.
Вышеупомянутая пара сотен млн. обещанных инвестиций вдвое меньше, чем предусматривалось в варианте СРП, написанном в 2013-м, при преступном режиме. Действительно, зачем “разорять” Инвестора?
Наиболее вероятно, что добыча очень долго ограничится первой, максимум второй цифрой (1-3 млрд. куб. м). Благо, само соглашение о разделе продукции составлено так, что сроки выхода можно корректировать сколь угодно долго.
Вообще, с точки зрения иностранных (и примкнувших к ним) экспертов, схема проработана замечательно, лишний раз продемонстрировав высокий профессионализм Владимира Игнащенко…
Вот насчет интересов Украины далеко не все однозначно. Долю государства старательно порезали, где могли. Даже достаточно скромную долю государства в разделе полученной продукции в 31% (при объемах добычи до 5 млрд. куб. м в год) – и ту усекли до 25%.
Кто в Украине читал СРП с Yuzgaz и почему словаков и чехов не в чем обвинять
В общем, документ (СРП) получился чудесный. Интересно, в нынешнем Нацбанке (не образца 2013 г. при Арбузове) его точно читали? В этом соглашении вообще много познавательного и интересного о свободном выводе валюты и правах передавать оные права аффилированным предприятиям. Естественно, в рамках деятельности. Но, помнится, были у нас уже разные интересные схемы по их трактовке.
Минфин, который документ прочел, им не вдохновлен. Но его мнение проигнорировали, просто включив в замечания.
Можно предположить, что две с лишним сотни страниц текста, написанных специфическим языком, мало кто из министров читал лично. Для них в Минэнергоугольпроме сделали краткую выжимку. Согласно ей все настолько чудесно, что чудеснее и быть не может.
Что там жалкий Shell по сравнению со свежесозданной нидерландской компашкой (о чем практически прямым текстом Кабмину и написали). Тем более что за два года Yuzgaz таки нашел потенциального инвестора – словацкую компанию Nafta, контрольный пакет которой принадлежит чешской группе EPH Даниэла Кретинского.
К чехам и словакам никаких претензий нет. Вообще. Им предлагают юридически проработанный проект, который при минимальных затратах может выстрелить. У них своя родина, и они ее не продают, а напротив, приумножают. Интересы Украины – это точно не их проблема. Они пока ничем особым не рискуют, только предоставили возможность выкупить контрольный пакет у фирмы-оператора СРП (“Надра Юзовская”) и готовность выдать гарантию на очень скромную сумму.
Так что заявление Игоря Насалика о том, что чехи при своих оборотах и прибыли в 800 млн. евро в год могут легко гарантировать – чистая правда. Могут. И гарантируют. Но отнюдь не 200 млн. евро.
В случае передачи прав оператора проекта словацкой Nafta она получит эксклюзивное право распоряжаться бурением на этой территории до глубины в целых 10 км.
Ресурсы там есть. В 70-80 годы XX ст. большинство скважин бурили до трех километров. Сейсморазведка тогда тоже хромала, да и искали крупные объекты. Так что шансы найти перспективные месторождения (пусть и не крупные) высоки.
Разрешение бурить теперь будут выдавать наши долгожданные иностранные инвесторы. Механизм в документе обозначен – через аффилированные компании. Но Юзовская площадь и на этом уровне хороша – в наличии мощная юридическая защита международного уровня. Да и возможность почти полвека платить ренту по 1,25% , а не по 12% – существенная экономия, как и доли в разделе продукции.
Резерв на продажу
Это не всем понравилось, и в прошлом году Ассоциация газодобывающих компаний Украины заявила, что решение в пользу Yuzgaz сделает невозможным проведение “нового, полноценного и открытого конкурса по привлечению инвестора для разработки участка, который составляет 20% от площади всех нефтегазовых лицензионных участков в Украине”. Тогда они считали, что “единственным возможным и рациональным решением сложившейся ситуации должно стать скорейшее прекращение действия СРП”. Чистая правда, в общем-то. Однако, оценив ситуацию и проанализировав расклады, больше резких заявлений ассоциация не делала.
Схема по резервированию участков под перепродажу у нас процветает и, по оценкам того же Минэнергоугольпрома, половина участков, выделенных под разведку на углеводороды, не используются.
Более того, выделенный для Yuzgaz участок даже не будет самым крупным. ООО “Голден Деррик” во времена Ставицкого нарезало себе участков (правда, в двух десятках мест) раза в четыре больше. Их сейчас ему возвращают (там теперь уже не беглый Ставицкий, а законопослушный российский акционер Фукс, а это уже совсем другое дело, как говорят в Одессе).
Вообще нарезка огромных участков полностью провалилась, что показали и СРП с “Венко”, и Юзовская площадь (Shell), и Олесская на Западе Украины (также несостоявшееся СРП с Chevron). Лучше все-таки работать с участками раз в пять-десять меньше. Но работать, а не перепродавать! А пока в контуре той же Юзовской никто ничего не ищет и не добывает. Как минимум потеряно уже лет пять, а то и все десять…
Тем временем Yuzgaz (вместе со своими симпатиками) последовательно пробивается к недрам Украины. Терять им особо нечего, а возможный приз весьма весом.
Есть чудесная фраза в СРП: “Базовыми ценностями оператора являются Честность, Порядочность и Уважение к Людям”. Упоминая о своих работниках, они пишут их с маленькой буквы, граждан Украины тоже. (Игорь Маскалевич, ZN.ua/Энергетика Украины и мира)