– С какими финансовыми и производственными показателями ваша компания закончила 2017 год?
– Озвучить точные цифры можно будет только после официального объявлениия результатов аудита. Пока могу сказать, что финансовые показатели хорошие.
Я бы разделил 2017 год условно на два периода. В первом полугодии мы зашли достаточно агрессивно в ГРП (гидроразрывы пласта). Эти работы были технически прекрасно подготовлены, но, к сожалению, не дали запланированного результата. Поскольку мы не получили того роста дебита, на который рассчитывали, срочно разработали другую программу на второе полугодие. В ней сконцентрировались на том, чем занимались всегда – интенсификация, капремонты скважин. В итоге во второй половине года нам удалось остановить падение добычи. У нас появился прирост по газу, нефти и конденсату. Нарастили прибыль и с позитивным результатом вышли из 2017 года.
– Расскажите, пожалуйста, о производственных планах компании
– Компания имеет хорошие лицензии, активы и запасы. Но мы три года не бурили! Сейчас запланировали пробурить как минимум одну новую скважину – № 308 на Елизаветовском месторождении. Работы вот-вот начнутся – заканчиваем подготовку. Далее будем изучать ситуацию и, возможно, эта скважина станет не последней в этом году.
Мы также проводим капремонты: в конце 2017 года осуществили работы на скважине №43 (принадлежит НАК “Надра Украины”) и №101, сейчас идет работа по скважине №158 (обе – принадлежат ПГНК).
Мы приняли политику геологического доизучения, чтобы минимизировать риски. Когда получим больше подтвержденной информации и снизим риски, начнем использовать привлеченную недавно кредитную линию ТАСкомбанка – на бурение, покупку оборудования.
– Какую планку ставите по добыче на 2018 год?
– Наш план – наращивать объемы добычи и производства. Как уже говорилось, на этот год запланировано бурение. Этот факт, в комбинации с успешными КРС и другими работами по интенсификации, должны способствовать приросту добычи.
– Как снижение ренты повлияло на работу компании?
– Эффект от снижения ренты существенный. Для нас эффект будет составлять около $300 тыс. на одну скважину.
Сейчас для отрасли необходимо только одно: стабильный фискальный режим – и по ренте, и по другим налогам. Чтобы стабильность была не на год, не на два, а на десятки лет. Ведь нужно учитывать, что Украина конкурирует с другими странами за привлечение инвестиций. И если у нас в стране будет стабильный налоговый режим, тогда сюда придет капитал.
– Как вы оцениваете ситуацию с Госгеонедр, аукционами, выдачей лицензий?
– Со стороны Госгеонедр мы видим обнадеживающие заявления, но бизнес ожидает конкретных результатов. Прежде всего, в вопросе аукционов.
Мы считаем, что лицензии должны быть товаром. Они должны продаваться, закладываться в банке вместе со скважиной. К сожалению, сейчас это является проблемой, которая также тормозит развитие отрасли. Формально разрешить эту ситуацию можно путем внесения изменений в законодательство, а именно- в Кодекс о недрах. Систему недропользования нужно пересматривать в принципе. Кроме того, необходимо провести комплексную дерегуляцию отрасли. Именно поэтому всегда поддерживали законопроект №3096д (который недавно принят парламентом), который позволит упростить режим получения разрешений, а также разрешит использование сервитутов в нефтегазовой сфере.
Обо всем этом мы говорим с 1996 года. И видим, что постепенное развитие есть, но необходимо двигаться намного быстрее.
– Есть ли у вас интерес к покупке лицензий у других игроков?
– За 2017 год мы рассмотрели большое количество лицензионных площадей – десятки, сотни. Как и кому-то уже принадлежащие, так и незалицензированные. Во всех случаях присутствуют риски, в том числе политического характера, идти на которые мы не можем себе позволить.
Также надеемся, что на аукционы будут выставляться новые участки. Кстати, во время Украинского энергетического форума Госгеонедр пообещали выставить на аукцион четыре участка. Будет хорошо, если это будут новые интересные участки. Тогда рынок немного зашевелится, получит глоток свежего воздуха.
– Среди тех десятков, которые просмотрели, есть что-то интересное для вас?
– Еще пока ничего не купили, но есть кандидаты, которых мы рассматриваем.
– Хотелось бы услышать вашу оценку ценовой ситуации на украинском рынке газа. В последнее время “Нафтогаз” начал вести более агрессивную ценовую политику. Повлияло ли это на ваши продажи?
– У нас есть имя и доверие покупателей, весь добытый газ реализуем абсолютно прозрачно через биржу, поэтому продаем дорого, но надежно.
Что касается цены: средняя цена в 2017 году была около $240 за 1 тыс. куб. Мы понимаем, что из-за Стокгольма, из-за более агрессивной политики “Нафтогаза” цены будут снижены. Кроме того, нужно также анализировать тенденции на макроуровне, которые влияют на цены и в стране: мировые тенденции свидетельствуют о наличии большого предложения со стороны США по LNG, это расширяет предложение на рынке. Также на цену оказывает влияние замедление роста спроса на природный газ. В период сниженного спроса и перенасыщения рынка предложением, очевидно, цены будут снижаться.
Наш прогноз на 2018 год – это около $220-230 за 1 тыс. куб.м. Вместе с тем даже в новых условиях мы считаем, что сможем эффективно торговать.
Более того, видим перспективы импорта газа, мы уже делали это в прошлом.
– Расскажите, пожалуйста, о направлении производства LPG в вашей компании.
– Наша команда занимается вопросами дозагрузки завода по производству LPG и увеличения глубины переработки. Завод был построен в 2010 году, введен в эксплуатацию в 2011 из расчетов на объемы добычи, которые были на то время. Сейчас он загружен только на 30% – очевидным решением является закупка сырья на рынке и дозагрузка завода. По данным экспертов (ExPro), в 2017 году наша компания занимает 2,5% украинского рынка LPG. Исходя из новой коммерческой стратегии компании, одной из ближайших целей является привлечение стратегических партнеров для выхода на розничный рынок – реализации конечному потребителю.
– Планируете ли развивать собственное сервисное направление?
– У нас есть практика и опыт, техника – можем смело конкурировать на этом рынке с сервисными компаниями, они к нам обращаются за экспертизой. ПГНК уже продает сервисные услуги и намерена развивать это направление в дальнейшем. В частности, по slickline, wellservice, обслуживанию скважин. Такой сервис в последние годы в нашей стране развивался неактивно из-за фискального режима. Новый фискальный режим является достаточно привлекательным как для добывающих компаний, так и для сервисных. Мы считаем, что с 2018 года начнется серьезный приплыв как сервисных компаний, так и сами добытчики начнут развивать это направление. (Reform.energy/Энергетика Украины и мира)