“Газпром” в 2020 г. не сможет обойтись без украинской газотранспортной системы для транзита в Европу, поскольку к тому моменту наземная инфраструктура в ЕС еще не будет готова к приему газа “Северного потока-2” (Nord Stream 2).
К концу 2019 г., когда истекает контракт на транзит газа через Украину, “Газпром” сможет прокачать через Nord Stream 2 не более 34 млрд. куб. м из проектных 55 млрд. куб. м. Таким образом, заключение нового транзитного контракта с Украиной неизбежно.
Газопровод Eugal, который должен стать продолжением газопровода Nord Stream 2 по территории Германии, будет полностью построен только к концу 2020 года, сообщили “Ъ” в Gascade (владеет 50,5% в проекте). Между тем сам Nord Stream 2 проектной мощностью 55 млрд. куб. м в год, согласно неоднократным заявлениям “Газпрома”, планируется ввести в эксплуатацию до конца 2019 г. Но к этому моменту будет построена только первая из двух ниток Eugal. Это даст возможность транспортировать 9,9 млрд. куб. м из Лубмина, где выйдет на сушу Nord Stream 2, в Восточную Германию (зона Gaspool), а также еще 21 млрд. куб. м до границы с Чехией в Дойчендорфе. Кроме того, еще примерно 2,7 млрд. куб. м “Газпром” сможет дополнительно транспортировать в направлении Нидерландов по существующему газопроводу Nel. Таким образом, на практике “Газпром” в 2020 г. сможет использовать не более 34 млрд. куб. м мощности Nord Stream 2. Полностью загрузить трубу монополия сможет только при вводе второй нитки Eugal. В “Газпроме” отказались от комментариев.
В целом график соответствует истории строительства первого Nord Stream.
Тогда газопровод Opal, играющий такую же роль, как Eugal (доставка газа с севера Германии в Чехию), вводился с годичным промежутком между первой и второй нитками – осенью 2011 и 2012 годов соответственно. Но в данном случае сроки по строительству газопроводов были привязаны к концу транзитного контракта с Украиной, который истекает 31 декабря 2019 г. Невозможность полностью загрузить Nord Stream 2 в первый год эксплуатации означает, что у “Газпрома” нет даже теоретических шансов избежать нового соглашения о транзите с Украиной, которое покрывало бы как минимум 2020 г.
В 2017 году “Газпром” прокачал через Украину 93 млрд. куб. м газа. И даже если “Газпром” будет полностью загружать доступные мощности Nord Stream 2 и успеет построить обе нитки “Турецкого потока” (по 15,75 млрд. куб. м), компании все равно придется прокачивать через Украину не менее 30 млрд. куб. м в 2020 году при сохранении текущего спроса на российский газ в Европе. Однако “Газпром” уже наверняка не успеет построить газопроводы на Балканах для подачи газа в ЕС из второй нитки “Турецкого потока” – строительство даже небольшого магистрального газопровода занимает не менее полутора лет, а Болгария, Сербия и Венгрия пока даже не начали процесс выдачи разрешений. Вероятно, к началу 2020 года “Газпром” сможет использовать “Турецкий поток” только для нужд Турции, сняв с украинского направления около 16 млрд. куб. м транзита. В таком случае “Газпрому” потребуется прокачивать через Украину уже 43 млрд. куб. м в 2020 году. В противном случае компании придется нарушать долгосрочные контракты с потребителями, что может обернуться штрафами и потерями на миллиарды долларов.
Все эти оценки объемов необходимого украинского транзита сделаны на основании текущего уровня спроса на российский газ в Европе, но в ближайшие годы эта потребность может вырасти. Так, если правительство Нидерландов в марте решит сократить добычу на крупнейшем в ЕС месторождении Гронинген с нынешних 21,6 млрд. куб. м до 12 млрд. куб. м (это рекомендация регулятора после землетрясений в начале года), потребности страны в импорте увеличатся на 10 млрд. куб. м в год. И даже если “Газпром” займет только половину освободившейся рыночной ниши, для роста экспорта на 5 млрд. куб. м не будет иного варианта, кроме украинского маршрута.
Как отмечает Симон Пирани из Оксфордского института энергетических исследований, “Газпром” может к 2024 году обеспечить полную загрузку Nord Stream 2 и двух ниток “Турецкого потока”, что, вероятно, позволит компании отказаться от украинского маршрута для обеспечения портфеля долгосрочных контрактов (около 180 млрд. куб. м в год). Но, по его мнению, учитывая рост спроса на российский газ, компания “на практике не сможет полностью закрыть дверь для украинского транзита”, даже когда указанные газопроводы будут построены. (Юрий Барсуков, Коммерсант.ru/Энергетика Украины и мира)