В последнее время тема RAB-тарифов и RAB-регулирования электроэнергетики стала очень популярной, высказываются позиции “за”, позиции “против”. Мы решили разобраться.

RAB – новый стимулирующий тариф на передачу электроэнергии на основе регуляторной нормы дохода – Regulatory Asset Base (RAB), который предлагается для внедрения в Украине.

В чем проблема?

Энергетическая инфраструктура Украины находится в опасно запущенном состоянии. Уровень износа электрических сетей облэнерго составляет 60-70% (1) С каждым годом подстанции все больше устаревают, обрываются провода и ломаются опоры линий электропередач (ЛЭП).

Если не проводить капитальные ремонты, не инвестировать в обновление сетей, украинцы останутся без света или будут ставить собственные генераторы.

Уже сегодня даже в г. Киев, и особенно в близлежащих пригородах столицы, аварийные отключения света несколько раз в месяц вполне обыденное явление. Дальше – только хуже. Просто представьте, что значит отключение света в медицинском учреждении, например, во время операции.

Перепады напряжения из-за плохого состояния сетей приводят к сокращению срока эксплуатации и выходу из строя бытовой техники и электроприборов. Т.е. в конечном итоге материальные потери несут потребители эл/эн.

Потребность в инвестициях на модернизацию и строительство сетей в перспективе 5 лет оценивается самими компаниями и экспертами отрасли в 15-20 млрд. грн. в год (2), в то время как за последние 5 лет инвестиции облэнерго составляют 2-4 млрд. грн. в год (3).

Если, например, во Франции энергопоставляющие компании могут взять кредит в банке под относительно невысокий процент или разместить облигации, то у местных облэнерго доступ к финансированию ограничен. Стоимость кредитных ресурсов в Украине превышает 20-25%. Доступ к внешним рынкам для украинских компаний закрыт. Фондового рынка в Украине как такового нет.

Какие могут быть источники финансирования инвестиций облэнерго:

– Средства государства. Однако опять же это будут средства из Бюджета, а соответственно деньги налогоплательщиков.

– Инвестиционная составляющая к тарифу на передачу электроэнергии, устанавливаемая регулятором отрасли.

– Кредитный ресурс. Важно понимать, что компонента тарифа на передачу может вырасти на стоимость кредитов (25-30%).

– Средства собственников. Но любой предприниматель будет стараться вернуть инвестиции за счет выручки, а соответственно, повышения цены на свои услуги, в нашем случае – передачу электроэнергии. Т.е. по сути это будет та же инвестиционная надбавка к тарифу, только определять ее будет сам собственник, а не регулятор.

Украина выбрала второй путь – введение стимулирующего тарифа на передачу электроэнергии на основе регуляторной нормы дохода – RAB.

Задумываетесь ли Вы о том, сколько мы платим за доставку электроэнергии от генерирующей станции к нашему дому, офису, образовательному учреждению и т.д. Как формируется тариф и какая себестоимость данной услуги. Какие риски мы несем в случае недофинансирования отрасли или, например, ее стагнации из-за износа электросетей.

Сколько платят украинцы за передачу электроэнергии

Передача электроэнергии – это обычная услуга, такая же, например, как доставка посылки Новой Почтой.

Передача электроэнергии от производителя до пунктов подключения местных электросетей осуществляется магистральными электросетями, которые принадлежат государственному предприятию НЭК “Укрэнерго”.

Передача электроэнергии местными электросетями конечным потребителям осуществляется частными энергопоставляющими компаниями – главным образом “облэнерго”.

Тарифы на передачу электроэнергии устанавливает регулятор отрасли – национальная комиссия регулирования энергетики (НКРЭ).

В 2017 г. средневзвешенный тариф на передачу электроэнергии промышленным потребителям составил ориентировочно 0,16 грн./кВтч или менее 10% в розничном тарифе на электроэнергию (1,68 грн./кВтч).

Как формируются тарифы облэнерго на передачу электроэнергии

Тарифы на передачу электроэнергии сегодня в Украине формируются на основе методики “затраты + норма рентабельности”.

Причем норма рентабельности рассчитывается, как процент от затрат облэнерго.

Чем плоха действующая методика “затраты +”

Недостатки действующего тарифообразования:

  1. Облэнерго не могут управлять прибылью, используя такие инструменты как снижение себестоимости и управление ценой (тарифом) на электроэнергию.
  2. У облэнерго нет мотивации сокращать текущие расходы. Наоборот, они заинтересованы в увеличении расходов, чтобы максимизировать прибыль.
  3. У облэнерго нет мотива “тянуть” провода в отдаленные районы, небольшие населенные пункты, села и т.д. Это довольно хлопотно и проблематично, а так как потребление электроэнергии там – небольшое, то подобные инвестиции нередко будут экономически нецелесообразными. А, как известно, отсутствие коммуникаций – нередко помеха в экономическом развитии региона.
  4. Доступ к инвестиционным ресурсам у энергопоставляющих компаний сильно ограничен. Норма рентабельности, закладываемая в тариф, не обеспечивает компаниям прибыль в объеме достаточном для финансирования инвестиций. Кроме того, имеет место откровенный волюнтаризм и источник коррупции. Какую норму рентабельности согласовывать отрасли?

При тарифообразовании “затраты +” единственным управляемым рычагом воздействия на денежный поток облэнерго является снижение технических потерь электроэнергии в сетях ниже нормативных. Это еще один источник финансирования инвестпрогамм облэнерго. Но для снижения потерь тоже нужны инвестиции в реконструкцию и модернизацию сетей. В итоге получаем замкнутый круг и постоянное недофинансирование отрасли.

Решение проблемы начинается с ее осознания.

Привлечь инвестиции в отрасль может помочь альтернативный RAB-тариф

RAB – регулирование применяется в США, Канаде Австралии, всех странах ЕС, в том числе в Чехии, Словакии, Венгрии, Польше, Румынии, Болгарии. Т.е. практически во всем цивилизованном мире.

Привлечь инвестиции в отрасль и в Украине поможет введение тарифообразования на передачу электроэнергии на основе регуляторной нормы дохода – RAB. Если упрощенно, расчет осуществляется по методу “Затраты + Возврат инвестированного капитала + Доход на инвестированный капитал”. Сравните с действующим методом – “затраты + % от затрат”

Смысл в том, что благодаря установленной норме доходности, компании, а не их не акционеры, получают ресурс для строительства, реконструкции и модернизации подстанций и ЛЭП.

В течение первого периода – а это 3 года – не менее половины “RAB – наценки” к тарифу и всю амортизацию компания обязана инвестировать. Если за 3 года первого периода проинвестировать всю амортизацию и половину RAB, то сумма основных фондов компании обновится ориентировочно на 30-40% и сформируется достаточный объем для реинвестирования амортизации.

Преимущества RAB-регулирования

  1. RAB стимулирует инвестиции, а значит является драйвером роста украинской экономики. Для обновления энергетической инфраструктуры нужно будет использовать украинские комплектующие материалы. Вырастет спрос на трансформаторы и прочую электротехническую продукцию украинского производства, спрос на услуги по проектированию и монтажу систем электроснабжения. Возникнет мультиплицирующий эффект, который через смежные отрасли позволит экономике развиваться.Объем дополнительных инвестиций энергопоставляющих компаний при переходе на RAB – тариф, по оценкам UIF, составит $400-800 млн. в год. Это позволит генерировать дополнительно $1,0-2,5 млрд. ВВП в год, что обеспечит 0,8-1,5% реального роста экономики Украины, создание новых рабочих мест и повышение доходов работающего украинца в среднем на $45-80 в год.
  2. RAB стимулирует строительство и обновление сетей. При RAB-тарифе компания будет заинтересована в повышении инвестиций. Поскольку ее прибыль будем тем выше, чем выше стоимость активов (инвестированного капитала). Это даст надежду, что компании будут подключать не только тех потребителей, которые привлекательные в данный момент, но и работать на перспективу.

Кроме того, RAB-регулирование позволит составлять планы развития сетей в регионе в рамках многостороннего диалога: компания, громада и местная власть. Логика в следующем. Раз уж за услуги компании платят члены определенной громады, тем самым финансируя ее инвестиционную программу, то имеет смысл дать им возможность принимать участие в составлении инвестиционной программы этой компании. Кроме того, социально-ответственные компании смогут принять деятельное участие в развитии своего региона.

  1. В перспективе более одного-двух лет RAB – регулирование приведет к замедлению роста тарифа на передачу электроэнергии. Это будет возможно благодаря уменьшению потерь электроэнергии в сетях (в долгосрочной перспективе экономия составит до $30 млн. в год), сокращению операционных затрат в размере 1% ежегодно (оценка UIF).
  2. RAB повышает инвестиционную привлекательность энергопоставляющих компаний и выступает драйвером роста котировок акций облэнерго. Переход на новый тариф должен повысить спрос трейдеров на бирже на бумаги облэнерго, в том числе иностранных инвесторов.

Вопрос ответственности – главный

Согласно постановлению НКРЭ №1029 от 26.07.2013 г., в первый регуляторный период энергопоставляющая компания обязана реинвестировать не менее половины средств, которые получит от RAB-тарифа. Но вопрос ответственности в законодательных документах не прописан, что является ключевым риском.

По нашему мнению, чтобы исключить нецелевое использование средств и достичь ожидаемого эффекта от RAB-тарифов, необходимо:

– ввести аудит инвестиционных программ, например, компаниями так называемой “Большой четверки”;

– ввести добровольно-принудительное проведение тендеров на Прозорро под все элементы инвестиционной программы. Это ограничит возможность манипуляций с расходами, и вообще повлияет на них в сторону уменьшения;

– ввести рациональный подход к инвестированию. Назначить в компаниях независимых директоров, которые будут иметь особо веский голос по вопросу целесообразности инвестиционной программы в аспекте ее социально-экономических последствий, устраивать общественные слушания с участием громады.

Таким образом, у нас есть понимание, что RAB – регулирование – это рыночный подход к тарифообразованию, который применяется во всем мире, логичен и экономически целесообразен. При правильном внедрении RAB- тарифа главными его выгодоприобретателями становятся потребители электроэнергии – граждане Украины.

В следующем статье мы рассмотрим все аргументы за и против в отношении RAB-тарифов его сторонникам и оппонентами и попытаемся разобраться, что из них правда, а что обычные мифы и спекуляции.

(1) Данные участников отрасли: энергопоставляющих компаний (облэнерго) и представителей комитета ТЭК; (2) “План розвитку розподiльних електричних мереж на 2016-2020 роки”; (3) Звiт про результати дsяльностs НКРЕ за 2016 р. (Украинский институт будущего/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий