В марте этого года в Софии представители европейских НГО в сфере энергетики собрались на конференцию, чтобы обсудить совместные усилия по формированию региональной политики в секторе энергетики. Мне посчастливилось модерировать одну из сессий, это стало редкой возможностью познакомиться с опытом НГО из соседних стран. Многое украинские НГО могут смело брать на вооружение прямо сейчас.

Во многих странах ситуация похожа на украинскую. “В Сербии у НГО в сфере энергетики все еще очень мало влияния. Правительственные учреждения и политики часто воспринимают НГО как аутсайдеров, а не как партнеров. Таким образом, НГО очень важно сосредоточиться на завоевании доверия среди широкой общественности, укреплении легитимности и укреплении их академического опыта”, – сказала Мая Туркович, соучредитель и член Совета Ассоциации по устойчивому развитию в Сербии.

Мая считает, один из путей наращивания влияния – специализация НГО. Так легче позиционироваться, нарастить и доказать экспертизу, чтобы наравне с другими участниками процесса участвовать в дискуссиях на высоком уровне. Представители власти и общественность быстрее поймут, что имеют дело со специалистами.

Здесь я четко вижу украинскую ситуацию. Обилие экспертных организаций сбивает с толку политиков. Часто они не могут разобраться, поэтому слушают вроде бы и всех, но никого.

В узкой специализации есть свои минусы. Корнелиу Бодеа, президент Румынского энергетического центра, допускает, что слишком узкоспециализированные НГО могут воспринимать исключительно как лоббиста узкого круга компаний. Это может снизить уровень доверия. А доверие для НГО – критически важный актив. И его нужно завоевать. Тим Ео, глава британской New Nuclear Watch Europe, говорит, что в его стране НГО доверяют больше, чем политикам и СМИ. Прекрасный результат, но нужно учесть, что НГО в Британии работают уже 200 лет. За это время они смогли получить такой кредит доверия, что подорвать его не смогли даже редкие обвинения в лоббизме. Последний скандал случился несколько лет назад, когда Великобритания разрабатывала политику относительно проблемы изменения климата.

Чтобы заслужить доверие, нужно не только доказывать экспертизу, но и привлекать финансирование из заслуживающих доверие источников. Один из путей – поддержка от донорских организаций. По нему сейчас идут в Молдове. Владимир Чебан, первый заместитель главы исполнительного комитета АТУ Гагаузия говорит, что в стране есть проекты финансовой помощи, направленные на обучение сотрудников НГО и наращивание потенциала организаций. Один из недавних проектов предусматривает 1 млн. евро на эти цели.

В Украине за последние 10 лет я могу вспомнить лишь один подобный проект, инициированный в рамках программы USAID.

Не знаю, повлиял ли на Молдову фактор активного обучения, но на вопрос, сколько процентов предложений НГО Молдовы учитывают в законодательстве, Вадим ответил – 50. Невероятная пока для нас цифра.

Большие надежды представители европейских НГО возлагают на так называемый “Чистый энергопакет” законов (Clean Energy Package), в том числе направленный на создание Энергетического Объединения (Energy Union). В нем официально закреплена важная роль общественных консультаций. Это действительно огромный шанс общественным организациям перейти в сфере энергетики на новый уровень влияния.

Трудно сказать, как быстро украинские НГО могут рассчитывать на положительное влияние четвертого энергопакета в нашей реальности, но о многом из сказанного европейскими экспертами пора задуматься уже сейчас. Хотя мы уже прошли большой путь. Когда я 10 лет назад присоединилась к созданию Европейско-украинского энергетического агентства, ситуация была значительно хуже нынешней. Политики вообще не воспринимали НГО всерьез. В лучшем случае, нас формально приглашали на профильные круглые столы. В 2010-2012-м делегация ЕУЭА встретилась с 9 министерствами, которые были ответственны за энергоэффективность. Вносили предложения, давали экспертное мнение. Результат был нулевой. Также безрезультатно мы пытались донести к политикам мнение инвесторов, которые вложили в нашу возобновляемую энергетику более 1 млрд. евро. В процесс принятия решений никому не позволяли вмешиваться. Единственный раз когда представителям общественных организаций удалось реально повлиять в те годы – был процесс обновления Энергетической стратегии до 2030 г. Тогда, исключительно благодаря мегаактивному участию всех профильных НГО и институтов, а также международных финансовых и донорских организаций нам удалось не допустить принятия неподходящего на то время для всех документа.

Сейчас в Украине есть два фактора, которые дадут старт НГО – сильное гражданское общество и авторитет, которые некоторые НГО действительно заслужили на протяжении многих лет. Присутствие в таких организациях бизнеса – это нормальный процесс. Важно находить компромисс и продвигать правильные реформы, направленные на устойчивое развитие энергетического рынка. Идеальное будущее для украинских НГО – стать двигателями положительных изменений. (Елена Рыбак, член Совета Европейско-украинского энергетического агентства, исполнительный директор iC consulenten Ukraine, Reform.energy/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий