На заседании Кабинета министров решили продлить еще на два месяца действие так называемых специальных обязательств НАК “Нафтогаз Украины” и областных газопоставляющих предприятий в отношении поставок природного газа населению, а также предприятиям теплокоммунэнерго.
Таким образом, появился период для ценовой передышки, который, учитывая лавионообразный рост задолженности потребителей перед облгазами и последних перед НАК “Нафтогаз Украины”, чрезвычайно важен, хотя бы в контексте замедления неплатежей, в том числе и в системе государственного субсидирования.
В последние месяцы основные баталии происходили вокруг интересов внешних кредиторов в лице МВФ и правительства, которое прекрасно осознает, что любое повышение цен в условиях социальной турбулентности чревато неминуемым взрывом, особенно на финишном предвыборном отрезке, когда желающих раскачать ситуацию будет гора и маленький холмик.
Хотя справедливости ради стоит отметить, что МВФ никогда не выдвигает прямые требования относительно увеличения или уменьшения чего-либо. Дело тут не в размерах. Для Фонда, как крупнейшего кредитора нашей страны, важно увидеть поступательную ликвидацию образовавшихся в различных сегментах экономики и системе государственного управления, дефицитов. А любой дефицит может быть минимизирован как за счет роста доходов, так и за счет роста расходов. Применительно к поставкам природного газа населению дефицит “Нафтогаза” может быть преодолен как с помощью простых экстенсивных методов, в первую очередь роста тарифов, так и с помощью более гибких, интенсивных, а от того и более сложных механизмов, например, с помощью роста продаж газа коммерческим потребителям, которые могут платить рыночную цену, а также благодаря интенсификации системы управления и более оптимизированной корпоративной структуры.
Конечно, самый простой путь – это постоянно увеличивать тарифы для населения и собственную зарплату, что не требует слишком уж напряженной работы ума, усилия которого можно направить на критику правительства, которое не хочет слушать МВФ и идти сложным путем тарифных реформ. Но в том-то и отличие высших государственных менеджеров от управленцев корпоративных, что они обязаны защищать национальные интересы, а не узкопрофильные.
С другой стороны, что может измениться за эти несколько месяцев? Решение Стокгольмского арбитража в отношении спора между “Газпромом” и “Нафтогазом” разблокировало процесс создания газового хаба в Украине, который должен, в отличие от неэффективной государственной монстрообразной надстройки, привлечь в топливный и транзитный комплекс страны ведущих мировых операторов, которые смогут предложить синергию транспортировки, хранения и продажи газа на внутреннем рынке. В таком случае ценовой дефицит будет преодолен самым главным оружием рыночной экономики – открытой конкуренцией, когда сотни операторов по продаже природного газа смогут предложить потребителю лучшую цену, но не выше административно установленной верхней границы. Если будет создана действительно рыночная модель, а не имитация, когда монопольные группы поставщиков создают своих карманных трейдеров для видимости конкуренции, цена на газ для населения неминуемо снизится. Речь не идет о возвращении времен, когда газ продавался почти бесплатно, но снижение цены в пределах 15-20% вполне реально.
Газовая тема всегда была чрезвычайно токсичной для украинского политикума. Достаточно вспомнить бывшего премьера Арсения Яценюка, который, будучи в оппозиции, “на коленке” доказывал своему визави Николаю Азарову, что газ украинской добычи должен стоить для населения значительно дешевле, чем при тогдашней власти. Но как только Яценюк занял премьерское кресло, все расчеты на “студийной салфетке” были напрочь забыты.
Теперь же правительству, придется выдержать ответную атаку “Нафтогаза”, ведь “заморозка” цены означает для компании лишь то, что она не получит дополнительные миллиарды гривен.
С 1 октября 2015 г., специальным постановлением правительства на государственную компанию “Нафтогаз Украины” было возложено обязательство поставлять газ по специально регулируемой цене отдельным группам потребителей. “Нафтогаз” закупает газ у своей же дочерней структуры “Укргаздобыча” (100% акций принадлежит НАК), а также у группы иностранных продавцов и поставляет его PSO-потребителям (компаниям, которые осуществляют поставки газа населению). В теории практически весь природный газ, добываемый “Укргаздобычей” должен идти на удовлетворение специальных потребителей, то есть населению и производителям тепловой энергии и горячей воды. Дефицит газа собственной добычи для указанных выше групп потребителей должен перекрываться импортными поставками.
Согласно мартовского постановления Кабмина прошлого года “Нафтогаз” должен был продавать газосбытовым компаниям газ для льготных групп потребителей по цене 4942 грн. за 1 тыс. м куб. (без учета НДС, тарифов на транспортировку и распределение). В своем финансовом плане на 2018 г., “Нафтогаз” заложил увеличение закупочных цен на природный газ, по которым он приобретает энергоноситель у компании “Укргаздобыча” (без НДС), сперва до 5 665 грн. за 1 тыс. куб. м на начало года, а затем до 8 145 грн. по состоянию на 01.10.2018. По сравнению с нынешним уровнем рост цены должен составить (в случае утверждения финансового плана) 58,5%.
Естественно, наибольший удар при возможном росте цен будет нанесен по населению, ведь “Нафтогаз” обеспечивает поставки газа коммунальным предприятиям и газосбытам для бытовых потребителей. Теперь же все эти планы компании поставлены на паузу решением правительства.
Как вы уже догадались, настоящий Клондайк сосредоточен в схеме виртуального смешивания газа украинской добычи, реальная себестоимость которого значительно ниже продажной цены, и дорогих импортных поставок. По состоянию на 01.11.2017, “Нафтогаз” закупил 19 млрд. куб. м газа, из которых 40% – это импортный газ, а 60% – газ, приобретенный у “Укргаздобычи” (то есть газ украинского происхождения). Как показали расследования Антимонопольного комитета, действующая методика расчета цены не отличает импортный газ от украинского. При этом, “общая” цена определяется исходя из ценовых параметров на хабе NCG (Германия), плюс затраты на транспортировку и тарифы на вход-выход на западной границе Украины. По данным АМКУ, привязка к импортному паритету привела к искусственному росту цены на украинский газ с 1590 грн. за 1 тыс. м. куб. до 4,8 тыс., то есть в более чем три раза.
Если взять показатели максимальных цен продажи природного газа населению (по счетчикам и включая НДС), то мы увидим, что, начиная с 2013 г. данный показатель вырос с 2,68 тыс. грн. за тыс. м куб. до 7 188 тыс. грн. в 2015 г., то есть почти в 2,7 раза. Лишь в последние два года цены на газ бытовым потребителям незначительно сократились – до 6,95 тыс. грн., или на 230 грн./тыс. м куб. (падение на 3%).
Но даже такая относительная ценовая стабилизация не оказала позитивного социального влияния: слишком велик оказался ценовой разбег в 2014-2015 гг., когда идеологи тарифного взрыва заложили уж слишком широкую дельту в профите, которая позволяла два-три года даже и не думать о каких-либо повышениях.
Как мы уже указывали выше, дальнейшее повышение цен на природный газ для населения без создания полноценного рынка и старта работы на нем по-настоящему рыночных, независимых трейдеров, будет восприниматься не только как вынужденная уступка МВФ для получения очередного транша, но и как острая социальная несправедливость. А подобный дискурс значительно тяжелее врачуется реформами, чем просто призыв на время затянуть пояса. Тем более, что затягивать уже практически нечего.
Но и запуск газового хаба сможет лишь на время снять тарифную напряженность, ведь даже снижение цен на 15-20% не решит глобальную проблему неплатежеспособности населения. Как показывает опыт той же Норвегии как энергопрофицитной страны, цены на топливо никогда не были по-настоящему рыночными. Они лишь зеркальное отражение того факта, сколько подкожного жира наросло в обществе и какую его долю можно “стопить” с помощью цен на энергоресурсы. Богатое норвежское общество позволяет себе платить высокую цену за газ даже в условиях высоких объемов собственной добычи и экспорта. То же самое можно сказать и про США, где рейтинг президента прямо пропорционален росту цен на автомобильных заправках. И это в стране, где существуют колоссальные запасы нефти, в том числе применяются эффективные технологии сланцевой добычи. Заметим, что цены на бензин в штатах составляют в среднем 50 центов за литр. И это в стране, которая являются эталонной моделью рыночных отношений в мире.
В связи с этим социальная справедливость в таком вопросе, как цена на газ для населения, может быть достигнута не только благодаря развитию рынка и созданию в Украине газового хаба, но при условии, когда общество станет настоящим бенефициаром продажи газа украинской добычи, пусть и по рыночной цене, но при условии распределения этой прибыли в интересах всего населения, а не одной закрытой, пусть и государственной компании.
А для этого, нужно не только помнить о предвыборных обещаниях, но и практиковать в качестве постоянного принципа политической жизни простой, но емкий девиз Memento populo, то есть “Помни о людях”. (Алексей Кущ, Деловая столица/Энергетика Украины и мира)