Украина: вопреки МВФ – что удерживает Кабинет министров от повышения цены на газ для населения

Кабинет министров еще на два месяца – до 1 июня – отложил решение о повышении тарифов на газ для населения до рыночного уровня. До этого времени НАК “Нафтогаз Украины” будет обязан осуществлять продажу газа для бытовых потребителей по действующей цене – 4942 грн. за тыс. куб. м. С 1 апреля истекает срок этих обязательств, возложенных на НАК правительством, а, согласно условиям сотрудничества Украины с МВФ, цена газа должна была вырасти до уровня импортного паритета еще перед началом текущего отопительного сезона. Чтобы избежать повышения тарифов, Кабмин уже почти девять месяцев предлагает Фонду разные варианты формулы цены газа.

Впрочем, ни один из них МВФ не устраивает, поскольку рыночные тарифы на газ – одно из обязательств, взятых на себя нашей страной при получении предыдущего транша кредитования от Фонда. С одной стороны, отсрочку “тарифного решения”, а не пересмотр формулы, можно расценивать как позитивный сигнал, означающий, что правительство не готово прервать программу сотрудничества с основным кредитором Украины. С другой, правительство по-прежнему медлит с решением, надеясь переубедить МВФ. Подробности – в материале РБК-Украина.

Кабинет министров в последний момент внес изменения в свое постановление №187 от 22 марта 2017 г., продлив специальные обязательства (ПСО) НАК “Нафтогаз Украина” по продаже природного газа для нужд населения до 1 июня. Если бы правительство не приняло такое решение, то с 1 апреля режим спецобязательств перестал бы действовать.

ПСО подразумевают обязательства НАКа, ПАО “Укргазвыдобування” и ПАО “Черноморнафтогаз” в отопительный период ежемесячно продавать газ для нужд населения по цене 4942 грн. за тыс. куб. м (без НДС), формировать запасы топлива и запрещают “Нафтогазу” отказывать в поставке ресурса.

При этом цена газа для бытовых потребителей не эквивалентна рыночной (не паритетна импортной), но рассчитывается по формуле с учетом стоимости газа на европейском хабе. Такая “привязка” к импортному паритету является одним из пунктов Меморандума Украины с МВФ. Если цена газа на отопительный период 2017-2018 гг. отклоняется от импортной на 10%, она в начале и в конце отопительного сезона подлежит корректировке. Если бы Кабмин следовал договоренностям с МВФ, то с 1 октября 2017 г. стоимость 1 тыс. куб. м газа для населения выросла бы от нынешних 4942 тыс. грн. на 17-18%.

Но вместо повышения стоимости газа, правительство Владимира Гройсмана вот уже почти девять месяцев убеждает МВФ пересмотреть формулу расчета цены на газ таким образом, чтобы избежать резкого удорожания топлива. За это время чиновники в ходе технических консультаций предлагали экспертам Фонда как минимум шесть новых вариантов расчета стоимости газа для населения, о которых ранее писало РБК-Украина. Но до сих пор ни один из них МВФ не одобрил. Кредитор считает неприемлемым пересмотр даже одного из условий Меморандума, под выполнение которого Украина в апреле прошлого года получила транш в $1 млрд. Страна не может рассчитывать на получение очередного транша до тех пор, пока “тарифный вопрос” не будет урегулирован наряду с другими условиями Фонда. Ключевыми из них являются создание Антикоррупционного суда с учетом замечаний Венецианской комиссии по подбору судей, пересмотр доходной и расходной части госбюджета-2018, внедрение пенсионной реформы и приватизация госактивов.

После последнего визита экспертов Фонда в феврале для проведения технических переговоров с правительством по спорным вопросам, РБК-Украина стало известно, что в МВФ по-прежнему не видят необходимости для пересмотра формулы цены на газ. По информации издания, в Фонде ожидали, что после 1 апреля, с окончанием действия спецобязательств НАКа, Кабмин выполнит свои обязательства и введет рыночную цену для всех категорий потребителей. Речь идет о так называемой единой рыночной цене, эквивалентной паритету импорта. Источники РБК-Украина, близкие к переговорному процессу с МВФ, тогда поясняли, что в этом случае стоимость газа для населения должна вырасти минимум на 30%. Такой резкий рост тарифов неизбежно приведет к увеличению бюджетных расходов на выплату жилищных субсидий как минимум на 20 млрд. грн., уточнили изданию в правительстве. И это не считая политических рисков, которые грозят премьеру и его команде падением уровня электоральной поддержки.

Программа МВФ заканчивается в марте 2019 г. Из $17,5 млрд. программы страна получила 8,5 млрд. В Кабмине рассчитывают, что переговоры с Фондом о получении нового транша завершаться успешно. “Следующий транш должен быть порядка $1,9 млрд. Это оставляет возможность для еще одного транша в этом году. Такие планы. Надеюсь, что это будет осуществлено”, – сообщил в начале марта в интервью РБК-Украина министр финансов Александр Данилюк.

В пояснительной записке к принятому сегодня на заседании правительства документу, говорится, что необходимость продления сроков действия ПСО связана с тем, что “сейчас продолжаются переговоры с МВФ по поводу приведения цены на природный газ к уровню импортного паритета”. Других более детальных объяснений Кабмин пока не предоставил, а само решение принималось без дополнительного обсуждения по сокращенной процедуре.

Источники РБК-Украина в разных министерствах и ведомствах даже неофициально не смогли более подробно объяснить причины принятого Кабмином решения. Ссылались на “внезапный режим секретности”, они говорят о том, что “тарифный вопрос” сейчас под личным контролем Владимира Гройсмана.

Впрочем, собеседники издания, осведомленные о ходе переговоров правительства с Фондом, по-разному оценивают продление спецобязательств НАКа. Одни расценивают отсрочку отмены ПСО на два месяца как “позитивный сигнал”, свидетельствующий о намерениях Кабмина договориться с МВФ и сохранить присутствие Украины в программе Фонда. “Если бы премьер был настроен более категорично, сегодня Кабмин продлил бы действие ПСО на несколько лет и изменил формулу цены на газ, что, разумеется, не одобрили б в МВФ”, – говорит источник издания. Другие собеседники РБК-Украина, напротив, считают, что принятое решение – это попытка правительства “затянуть время”. Во-первых, Гройсман не спешит, ожидая действий президента Петра Порошенко по созданию Антикоррупционного суда. Если они будут учитывать рекомендации западных партнеров, тогда и премьеру придется пойти на непопулярное решение в тарифном вопросе. Во-вторых, в правительстве рассчитывают, что за два месяца смогут переубедить МВФ и добиться смягчения требований по цене газа. “Все участники процесса надеются, что за эти два месяца случится что-то такое, чего до сих пор не произошло за все время переговоров”, – считает высокопоставленный собеседник РБК-Украина. (Мария Цатурян, РБК-Украины/Энергетика Украины и мира)


Ваша реклама под каждым постом этого сайта. ПОДРОБНЕЕ


Оставьте комментарий