Президент Украины Петр Порошенко на днях находился в Германии, где уже встретился и пообщался и с новым министром иностранных дел Гайко Маасом, и, собственно, с канцлером Ангелой Меркель.

Визит проходил в довольно непростое, но точно насыщенное событиями время. Это и реакция Лондона, Вашингтона и Брюсселя на отравление Сергея и Юлии Скрипалей. Это и первый пакет обещанных санкций США против фигурантов “Кремлевского доклада”. И готовящиеся ответные меры на химическую атаку в сирийской Думе. И, конечно, же оживленная дискуссия вокруг проекта строительства газопровода “Северный поток-2”, которым Москва пытается пугать ЕС и Украину в контексте серьезного ущерба украинской ГТС.

Сам по себе вояж Порошенко в Берлин уже является позитивным сигналом. Исходя из заявлений, озвученных на совместной с Меркель пресс-конференции, можно сделать несколько выводов. Во-первых, Германия в очередной раз устами канцлера подтвердила свою поддержку территориальной целостности и суверенитету Украины, идее с “голубыми касками” на Донбассе; подчеркнула непризнание “выборов” президента РФ в Крыму и непосредственно оккупации полуострова. Сколько бы немецких, французских, итальянских и других европейских политиков туда ни приезжали бы.

Еще один важный момент, касающийся “Северного потока-2”. После достаточно прямолинейного интервью Порошенко немецкой газете Handelsblatt, в котором он окрестил проект “политической взяткой за лояльность к России”, Меркель признала наличие политического компонента в этой истории, заверив, что приняла во внимание позицию Киева. Хотя ранее в Берлине говорили, да и сама канцлер заявляла, что “Северный поток-2” – это сугубо экономический проект.

Политический компонент всплывает не только в отношениях между ФРГ и Россией, но и внутри самой Германии. Именно коалиционные переговоры с Социал-демократической партией подразумевали торги, одним из лотов для команды Шредера-Габриэля был “Северный поток-2”. Необходимая цена за политическую нормализацию в стране – создание коалиции и правительства. Сейчас же, по словам Меркель, транзит газа для Европы через Украину должен остаться. И определенно Меркель об этом заявила во время недавнего телефонного разговора с Путиным.

Однако это, увы, не означает, что Берлин откажется от газпромовского проекта. По крайней мере, сейчас. Он будет строиться. Федеральное правительство выдало разрешение 27 марта. Позднее, 5 апреля, финский кабмин также позволил строительство в своей исключительной экономической зоне (ИЭЗ). Москве впору радоваться. Однако следует учесть позицию других европейских (и не только) стран, которых касается “Северный поток-2”. Так, Дания еще в конце ноября приняла закон, запретивший проведение нитки газопровода в ее территориальных водах. Пока свое мнение Копенгаген не менял, но может.

В таком случае есть смысл ожидать реагирования уже со стороны США. В Штатах подумывают заблокировать финансово проект, что включает в себя санкционирование компаний, причастных к строительству газопровода. Ответ Вашингтона последует в случае, если вдруг сдастся Дания, которая, между прочим, не питает особой любви к россиянам. В том числе из-за нахального их поведения в Балтии.

Что касается Германии, то для Берлина “Северный поток-2” останется также инструментом давления на Кремль – способом принуждения к реализации не только “Минска”, но и введения миротворческой миссии ООН на Донбасс. Ну, и “дрессировки” союза Москвы, Дамаска и Тегерана в Сирии. Меркель четко дала понять, что не намерена отказываться от “нормандского формата”. Мало того, анонсированная сегодня встреча “четверки” в мае в Аахене пройдет без участия Путина. Может, будет Сергей Лавров. А может, и никого. И это символично на фоне тотального и окончательного превращения России в страну-изгоя.

Кроме того, Порошенко и Меркель на пресс-конференции сообщили о скором прибытии в Украину крупной делегации инвесторов из Германии. Аналогичный результат принесла февральская поездка президента в Австрию – страну, где многие политики и чиновники известны лояльным отношением к российским нефтедолларам. В итоге в Киеве в середине марта прошел совместный бизнес-форум. Такой же будет проведен в скором времени уже с участием представителей немецких деловых кругов. Германоязычный мир тесно сплетается в инвестиционном танго с Украиной. Но в некотором роде бизнес-форум и потенциальные выгодные сделки станут своего рода компенсацией за “Северный поток-2”.

Отдельно упомянем встречу президента с Маасом. Они поговорили о миротворцах, санкциях и экономическом сотрудничестве. И глава немецкой дипломатии подчеркнул, что уже скоро прибудет на Донбасс. Увидит своими глазами, что творят российские “ихтамнеты” и их местные марионетки. Очевидно, что после поездки министр, отличившийся более жесткой по сравнению с предшественниками риторикой, скорее всего, будет еще “неприятнее” для Кремля. Как это бывало с другими европейскими политиками и чиновниками, посетившими восток Украины.

Итак. Положительная сторона визита в том, что, как отмечалось выше, он состоялся. Это раз. Два: дальнейшая поддержка со стороны Германии, вероятные санкции в отношении РФ, визит Мааса, укрепление бизнес-сотрудничества. Негусто. Но если есть другие позитивные аспекты, они пока вслед за Порошенко и Меркель не покинули комнату, где проходили переговоры. Возможно, о них станет известно позднее. (Владислав Гирман, Деловая столица/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий