24 апреля 2018 г. Киевсовет со второй попытки принял решение опродлении до 31 июля 2018 г. договора с ПАО “Киевэнерго” в части использования ТЭЦ-5, ТЭЦ-6 и мусоросжигательного завода “Энергия”.
Первая попытка продления соглашения об управлении и реформировании энергетического комплекса столицы, заключенного между КГГА и компанией “Киевэнерго” еще 27.09.2001 г., была предпринята Киевсоветом 19 апреля. Но тогда столичные депутаты так и не удосужились принять решение. Что, по заявлению КГГА, могло привести к чрезвычайной ситуации регионального масштаба. Ведь срок действия договора с ПАО “Киевэнерго” на использование ТЭЦ, тепловых сетей и других коммунальных объектов теплового энергетического блока столицы истекает 27 апреля.
Теперь коммунальный апокалипсис в столице как минимум отсрочен. Но эта тема уже успела стать предметом невероятного количества спекуляций. «Нова Влада» разбиралась в том, что же происходит на самом деле.
Фигуранты
Итак, почти год назад, 20.06.2017 г., Киевсовет принял решение о прекращении соглашения с компанией “Киевэнерго”. Но, учитывая то, что приближался отопительный сезон, было принято временное решение – продлить соглашение до 26 апреля 2018 г.
Сама по себе новость была громкой. Ведь за прошедшие два десятилетия основного акционера ПАО “Киевэнерго” – холдинг ДТЭК, входящий в группу “СКМ” (бенефициар Ринат Ахметов), неоднократно обвиняли во всяческих прегрешениях: от незаконной приватизации столичных ТЭЦ до присвоения теплосетей города.
Акции “Киевэнерго” с уставным фондом более 27 млн. грн. и основными фондами остаточной стоимостью 4,5 млрд. грн. распределены следующим образом: ООО “ДТЭК Энерго” принадлежит 18,3% акций, компаниям DTEK ENERGY B.V. – 29,1%, DTEK HOLDINGS LIMITED – 25%.
И, наконец, в августе 2017 г. пакет акций в 25% приобрела входящая в группу “СКМ” компания ORNEX LIMITED (последний факт очень важен для понимания ситуации).
При этом, в собственности акционеров “Киевэнерго” находится примерно 50% основных фондов, а вторая половина – в собственности территориальной общины г. Киева.
Что это значит на практике, объяснили в самой компании:”ТЭЦ-5, ТЭЦ-6, завод “Энергия” и, собственно, тепловые сети принадлежат городу. И передаются на баланс КП “Киевтеплоэнерго”. ПАО “Киевэнерго” принадлежали только электрические сети, которые недавно выделены в отдельное юридическое лицо – ДТЭК “Киевские Электросети”.
Образование нового юрлица, отметим, не имеет отношения к процессу передачи имущества – разделение компании проведено в соответствии с Законом “О рынке электрической энергии” в рамках имплементации Третьего энергопакета.
Поэтому, заявления о возврате в коммунальную собственность каких-то объектов не совсем уместны – имущество находилось в пользовании “Киевэнерго”, за время действия соглашения компания уплатила за это городу 375 млн. грн. и вложила в капитальные ремонты и реконструкцию порядка 2,9 млрд. грн.
Иными словами, независимо от того, что Киевсовет продлил соглашение на 3 месяца, управление всем тепловым энергетическим блоком столицы, включая генерацию энергии, перейдет к КП “Киевтеплоэнерго”. Оно же и будет нести всю ответственность за обеспечение Киева горячей водой и успешное прохождение отопительного сезона 2018/2019 гг.
К этому фигуранту стоит присмотреться повнимательнее.
КП “Киевтеплоэнерго”, видом деятельности которого является поставка пара, горячей воды и кондиционированного воздуха, было создано еще 28 сентября 2006 г. с уставным фондом 5 тыс. грн. (!). Реально деятельность оно начало лишь в мае 2016 г. – как оператор теплосетей Дарницкой ТЭЦ. На начало 2018 г. стоимость его основных фондов составляла около 160 млн. грн. Прибыль в 2017 г. составила 434 тыс. грн., а количество штатных единиц, включая управленческий персонал, – 247 чел. (данные kyivaudit.gov.ua).
Налицо явное несоответствие размеров КП “Киевтеплоэнерго” задачам, которые ему предстоит решать уже завтра – управлять всей тепловой и электрической генерацией Киева, и всеми столичными теплосетями.
Правда, еще 22 марта этого года, Киевсовет увеличил размер уставного капитала КП до 1,2 млрд. грн. – без этого принять на баланс имущество было бы просто невозможно. Позже было принято решение докапитализировать предприятие еще на 1 млрд. грн., которые должны быть направлены на финансирование операционной деятельности.
Как сообщил генеральный директор “Киевэнерго” Александр Фоменко, “ПАО “Киевэнерго” полностью готово к передаче на баланс КП “Киевтеплоэнерго” всех муниципальных энергоактивов. Более того, идет речь о переходе на работу в коммунальное предприятие всех сотрудников “Киевэнерго”, задействованных в обслуживании теплового блока”.
Но, по мнению ряда экспертов, у принимающей стороны (города) ситуация не настолько оптимистична. С прошлого года рассматривается вопрос о приобретении необходимой техники и оборудования (как вариант “Киевэнерго” предложило выкупить все необходимое у него – за 300 млн. грн.). Проводится совместная с Минэнергоугля, “Укрэнерго” и “Энергорынком” подготовительная работа по интеграции “Киевтеплоэнерго” в сферу генерации электроэнергии, готовятся соглашения с “Нафтогазом”, “Укртрансгазом” и “Киевгазом”.
В-общем, делается вроде бы и много, но все процессы пребывают в стадии подготовки, проектов, обсуждений. А начинать работать новое КП должно уже в мае – в части управления теплосетями, теплопунктами и т.п. В части управления генерацией тепловой и электрической энергии, после продления соглашения – с августа 2018 г.
Проблема состоит в том, что КП “Киевтеплоэнерго” и не сможет начать работать – у нового предприятия просто нет лицензий на новые виды деятельности (всего специалисты говорят о необходимости получения до 26 лицензий).
Соответственно, оно просто не имеет права управлять генерацией и сетями, подать в НКРЭКУ инвестиционный план и утвердить тарифы на свои услуги. И очень большой вопрос, когда Регулятор сможет рассмотреть поданные документы “Киевтеплоэнерго” – процедура формирования нового состава НКРЭКУ еще не завершена.
Законный демарш
Впрочем, понимают сложность ситуации и в КГГА. По инициативе Администрации еще в феврале 2018 года был разработан законопроект №8012 “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины”.
Предлагается, что при передаче управления коммунальными комплексами по производству тепла и электроэнергии новому субъекту, последний может использовать тарифы, которые действовали ранее (т.е. утвержденные для прежнего оператора сетей). В начале апреля проект был поддержан Комитетом ВР по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности.
И это печально – вместо поиска реального выхода из ситуации, предложен законодательный нонсенс, который перевернет с ног на голову всю разрешительную систему.
Фактически предлагается разрешить КП “Киевтеплоэнерго” работать по лицензиям, выданным компании “Киевэнерго” (тарифы утверждаются для лицензированных операторов). Здесь нужно понимать, что лицензия – это не просто бумажка, а подтверждение того, что лицензиат соответствует требованиям, установленным для получения права на ведение определенного вида деятельности. Если Рада утвердит проект №8012, будет создан очень опасный прецедент, имеющий далеко идущие последствия.
Правда, в КГГА успокаивают – решение о передаче теплового энергетического блока столицы новому КП является временной мерой. А конечная цель – привлечь в коммунальную сферу иностранного инвестора.
Призрачный инвестор
Впервые о намерении передать тепловой комплекс столицы в управление зарубежной компании мэр Киева Виталий Кличко заявил еще в 2016 г.
Летом прошлого года он же сообщил, что КГГА уже ведет переговоры с финской Fortum Group и французской Veolia. Позже к ним “добавили” и китайского гиганта СМЕС (China Machinery Engineering Corporation).
Но пока все ограничилось заявлениями “в одностороннем порядке”. На вопрос о том, проводились ли переговоры с КГГА, в Fortum Group ответили, что компания “не комментирует рыночные слухи” (we do not comment on market rumours), а в СМЕС вообще не отреагировали на запрос. Реальность каких-то переговоров подтвердили лишь в компании Veolia Ukraine: “Переговоры с Киевской городской администрацией по вопросу “Киевэнерго” приостановлены на неопределенный срок”.
При этом как минимум две из трех перечисленных компаний имеют опыт работы в Украине. СМЕС проводит дноуглубление в черноморских портах, а в начале апреля подписала договор с ДТЭК на проектирование и строительство солнечной станции мощностью 200 МВт в Днепропетровской обл. Veolia Ukraine реализует проекты по сбору и переработке твердых бытовых отходов (ТБО) в трех городах Украины, включая Киев. Т.е. о принципиальном нежелании иностранцев рассматривать предложение КГГА речь не идет.
Проблема, как признают в самой Киевгоргосадминистрации, в том, что предложения как такового и не было. По словам директора департамента экономики и инвестиций КГГА Натальи Мельник, был разработан проект решения Киевсовета о передаче энергетического комплекса столицы в концессию. Но депутатами Киевсовета он поддержан не был. В результате, “поскольку проект находится на ранней стадии подготовки, потенциальные инвесторы осторожны в выражении своей заинтересованности”.
Как сообщил замдиректора департамента жилищно-коммунальной инфраструктуры КГГА Иван Пастухов, также не рассматривается вопрос о смене формы собственности КП “Киевтеплоэнерго”. Т.е. корпоратизация КП, чтобы сделать предприятие “понятным” инвестору, даже не планируется.
В итоге, как сказал секретарь постоянной комиссии Киевсовета по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Олег Костюшко, привлечение стратегического инвестора в ближайшие два-три отопительных сезона – дело нереальное.
Токсичный актив
Впрочем, основным препятствием для ведения переговоров является даже не это. Нужно понимать, что тепловой блок столичной энергосистемы юридически является токсичным активом. И до урегулирования этой проблемы привлечение стратегического инвестора невозможно.
А суть вопроса сводится к размеру неотъемлемых инвестиций в улучшение основных средств, которые были сделаны компанией “Киевэнерго” за время действия соглашения с КГГА (улучшением основных средств считаются расходы, в результате которых ожидается увеличение экономических выгод от использования таких основных средств).
Согласно отчету независимых аудиторов компании Грант Торнтон (Украина), за период с 27.09.2001 г. по 31.12.2016 г., ПАО “Киевэнерго” провело улучшений основных средств коммунальной собственности на сумму 907,2 млн. грн. Кроме того, за это время “Киевэнерго” были также приобретены, построены, введены в эксплуатацию и переданы в коммунальную собственность основные средства на сумму 1,64 млрд. грн.
“Всего за год после начала реализации стратегической программы перекладки теплосетей в 2011 г. нам удалось сократить уровень аварийности на 13%. За 7 лет мы переложили почти 190 км магистральных и распределительных тепловых сетей в двухтрубном измерении, инвестировав более 560 млн. грн. В последние два года установили 5,7 тыс. приборов учета теплоэнергии на столичных домах (общий объем инвестиций составил почти 227 млн. грн.). Реализованы проекты в области генерации тепло- и электроэнергии, вторую жизнь получил мусоросжигательный завод “Энергия” после реализации программы модернизации на 100 млн.”, – рассказал Александр Фоменко.
Кроме того, были осуществлены проекты в сегменте когенерации на киевских ТЭЦ. Эти средства, так или иначе, должны быть компенсированы компании.
В столичной мэрии эту необходимость признают. Правда, в 2017 г. КГГА “насчитала” сумму неотъемлемых инвестиций в 888 млн. грн., после чего был поднят вопрос о проведении собственного аудита, который должен быть закончен к 30 июня 2018 г.
Очевидно, что все будет решаться в судебном порядке, где каждая из сторон предоставит собственную информацию.
Можно отметить, что опять-таки, КГГА заканчивает тем, с чего нужно было начинать – с проведения инвентаризации. Но сама по себе готовность столичных властей цивилизованно решить вопрос компенсации поможет избежать обвинений в каких-то кулуарных договоренностях с акционерами “Киевэнерго”.
При этом пока “за скобки” выносится вопрос о взаимной задолженности – за годы действия соглашения город серьезно задолжал “Киевэнерго” по субвенциям местным бюджетам и субсидиям, а “Киевэнерго”, в свою очередь, не смогло полностью рассчитаться с поставщиками природного газа. В компании указали, что этот вопрос нуждается в серьезной проработке.
Впрочем, как считает председатель правления ВОО “Спилка власныкив житла Украины”, экс-министр по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Алексей Кучеренко, неправильным является сам подход столичной власти к решению проблемы управления тепловым энергетическим блоком в целом. По его мнению, город был обязан принять участие в конкурсе по покупке 25% акций “Киевэнерго” в августе прошлого года.
Этоте самые 25% акций ORNEX LIMITED, о которых мы говорили выше. Они были проданы за 759 млн. грн., в то время, как в новое КП “Киевтеплоэенрго” город уже вложил 2,2 млрд. грн. и будет обязан компенсировать неотъемлемые инвестиции. Вместе с тем, 25% акций плюс контроль над 50% основных средств позволили бы городской власти серьезно влиять на тарифы и участвовать в инвестиционных программах.
В сухом остатке
Как пошутили специалисты, на примере передачи теплового блока столичной энергосистемы КП “Киевтеплоэнерго” можно написать пособие “Как нельзя управлять коммунальным хозяйством”.
Мало того, что проверенная годами модель управления заменяется новой и непредсказуемой, делается это в нарушение всех основных правил и принципов: не проведена инвентаризация, не урегулирован спрос с прежним инвестором, не оформлены разрешения и не утверждены тарифы, не сформирован квалифицированный штат и т. д.
Возможно, правы скептики, которые утверждают, что формируется новый коррупционный механизм. Город – не очень хороший собственник, особенно в вопросах капитальных инвестиций. Эффективно использовать средства может только частная компания, самостоятельно инвестирующая в объекты инфраструктуры. В результате, например, ремонт и замена теплотрасс может превратиться в простое “закапывание денег” (как это хорошо видно на примере дорог), а киевлянам стоит приготовиться к тому, что отопительный сезон 2018/2019 гг. будет очень сложным.
Но можно глянуть и немного дальше. Пример столичного энергетического сектора показал, что явно назрела необходимость урегулировать взаимоотношения собственности для всех крупных украинских инфраструктурных объектов. Эти взаимоотношения формировались в условиях постоянно меняющегося законодательного поля, с разными требованиями к инвесторам. В результате, объекты были приватизированы, сдавались в аренду, передавались с баланса на баланс на разных условиях. Если Украина хочет привлекать зарубежных инвесторов, явно пришло время провести глобальную инвентаризацию и навести элементарный порядок. Особенно актуально это для сферы ЖКХ, где граница между коммунальной и частной собственностью до сих пор остается условной. (Михаил Дикаленко, Нова Влада/Энергетика Украины и мира)