Вопросы конкуренции при переходе на новую модель энергорынка недавно обсудили в Антимонопольном комитете Украины. В работе круглого стола “Внедрение конкуренции на рынке электрической энергии в новой модели рынка” приняли участие члены АМКУ, представители профильных организаций, экспертного сообщества, министерств и ведомств, а также объектов хозяйствования, деятельность которых связана с рынком электроэнергии.
Законом Украины “О рынке электрической энергии” определено, что рынок электрической энергии функционирует на конкурентных началах с соблюдением таких принципов, как добросовестная конкуренция, независимое государственное регулирование, недискриминационное цено- и тарифообразование, напомнил глава АМКУ Юрий Терентьев.
О рисках на новом рынке, в частности, возможности получения неконкурентных преимуществ его участниками, рассказал заместитель начальника отдела рынков электроэнергии департамента ТЭК и ЖКХ АМКУ Вадим Соломченко.
Так, на рынке “на сутки вперед” производители не ограничены в выборе блоков, электроэнергия которых будет продаваться на рынке. Соответственно, могут быть выставлены самые дорогие блоки производителя. С учетом того, что рынок “на сутки вперед” является ориентиром, индикатором цены, его постоянный мониторинг важен для недопущения возможных манипуляций. В случае выявления постоянной тенденции продажи электроэнергии, произведенной самыми дорогими блоками производителя, необходимо уведомлять Комитет о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции.
Балансирующий рынок также подвержен подобным рискам. Он работает для балансирования спроса и предложения электроэнергии в режиме реального времени. Поэтому цены тут объективно могут быть самыми высокими. Оператор системы передачи, его функции будут возложены на компанию “Укрэнерго”, покупает и продает электроэнергию с целью обеспечения ее баланса.
“Учитывая, что оператор системы передачи покупает и продает электроэнергию с целью обеспечения ее баланса, объем электроэнергии, которая покупается для компенсации потерь, может иметь существенное влияние на рынок. При определенных условиях такая деятельность оператора системы передачи может иметь признаки трейдерской деятельности, запрещенной для оператора, что может нарушить конкуренцию на рынке”, – заявил В. Соломченко.
Получение неконкурентных преимуществ возможно и на рынке вспомогательных услуг. Его объемы также определяются оператором системы передачи. Если они завышены, это может привести к уменьшению объема, доступного на других рынках. Не исключается ситуация, когда объемы завышаются или занижаются для отдельных видов генерации, что может привести к злоупотреблению монопольным положением и нарушению конкуренции на рынке вспомогательных услуг.
Есть проблемы и с алгоритмом определения цены на рынке вспомогательных услуг. В соответствии с законом, регулятор определяет величину доли поставщика на рынке вспомогательных услуг, при превышении которой цены формируются по методике НКРЭКУ. Поэтому, при определенных условиях, может возникнуть ситуация, когда цена вспомогательных услуг, определенная по методике, будет более привлекательной для поставщиков. И, с целью получения такой цены, поставщиками может создаваться искусственный дефицит. Чтобы не допустить этого, можно устанавливать обоснованный объем вспомогательных услуг для всех поставщиков, а также ответственность за манипулирование на рынке вспомогательных услуг.
“Комитет считает, что внедрение конкуренции на новом рынке возможно при решении ряда вопросов – внедрения биржевых аукционов на рынке двусторонних договоров при участии всех производителей независимо от формы собственности, запрета деления рынка на торговые зоны и применения типовых договоров покупки-продажи, разработки нормативно-правовых актов с четкими и прозрачными критериями, в соответствии с которыми поставщик вспомогательных услуг будет обязан оказывать их по цене, рассчитанной и утвержденной регулятором. Методика определения стоимости вспомогательных услуг должна быть обоснована и направлена на уменьшение цены. Что касается мониторинга рынка, то мы считаем, что он должен обеспечивать возможность выявления признаков нарушения законодательства об экономической конкуренции и оперативного информирования комитета”, – подытожил В. Соломченко.
Директор департамента исследований и расследований рынков ТЭК и ЖКХ АМКУ Татьяна Кулишова раскрыла проблему рисков в разрезе структуры существующего рынка и тех рынков, которые появятся в результате реформы.
По ее словам, сегодня структура рынка является олигопольной. “Учитывая мировую практику, мы считаем, что такая структура, как является предпосылкой для жесткой конкуренции, так и может стать предпосылкой для согласованных антиконкурентных действий, для злоупотребления рыночной властью. На рынке доля “Энергоатома” составляет более 50%, группы компаний ДТЭК – более 25%. Соответственно, примерно такие же доли будут сформированы на рынке двусторонних договоров, на рынке балансировки, рынке “на сутки вперед”, рынке вспомогательных услуг”, – считает Т. Кулишова.
Что касается рынка двусторонних договоров, то тут есть предпосылки для конкуренции. Во-первых, существует профицит генерирующих мощностей, есть возможность вырабатывать электроэнергии больше, чем того требует рынок. Во-вторых, количество участников на рынке достаточно для того, чтобы была конкуренция.
“Конечно, идеальный вариант – чтобы те участники, которые есть на сегодня, дополнились еще и импортерами. Как вариант, мы предлагаем рассмотреть возможность биржевой торговли. Хотелось бы получить обратную связь от рынка – насколько он готов принимать участие в биржевых торгах, когда на рынок выйдут сразу несколько объектов хозяйствования, когда будут небольшие лоты, когда будет возможность анонимно участвовать, как покупателям, так и продавцам”, – сказала Т. Кулишова.
Есть риски, связанные с возможностью получения инсайдерской информации через операторов рынка. “Речь идет не о классическом влиянии, какое есть у игрока рынка. Речь идет о недостаточной ответственности за сохранение конфиденциальной, инсайдерской информации, которая может повлиять на решение тех или иных субъектов как выходить на рынок, с какой ценой и объемами, как совершать подачу, изменение и отзыв заявок. Именно благодаря инсайдерской информации определенные субъекты на рынке могут получить неконкурентные преимущества”, – выразила уверенность она.
АМКУ уже проводит работу с НКРЭКУ с целью организации системы мониторинга, подобного тому, который существует в европейских странах. Это позволит оперативно выявлять факты разглашения конфиденциальной информации и принимать меры со стороны АМКУ. В некоторых европейских странах за такие действия предусмотрена не только финансовая, но и уголовная ответственность. “Все это уменьшает риски утечек информации”, – подытожила Т. Кулишова.
По итогам заседания комитет инициировал разработку нормативно-правового акта, который будет определять порядок взаимодействия НКРЭКУ и АМКУ в части мониторинга рынка электрической энергии и обмена информацией об антиконкурентных практиках, выявленных по результатам мониторинга. В этом документе будет учтен европейский опыт. (Reform.energy/Энергетика Украины и мира)