Уже в 2020 г. введенные мощности возобновляемых источников энергии возрастут вдвое по сравнению с сегодняшними и достигнут 3000 МВт. Чтобы поддерживать стабильную работу Объединенной энергосистемы Украины и быстро регулировать ее в случае падения мощностей, НЭК “Укрэнерго” должна держать до 1500 МВт резервных мощностей. А это значит, что цены на электроэнергию для потребителейбудут расти бешеными темпами.
НЭК “Укрэнерго” презентовала свои неутешительные расчеты и призвала “зеленых” инвесторов подключиться и быстро начать строить новые высокоманевренные мощности, такие как литиевые батареи и газопоршневые станции. Если “зеленые” не отреагируют, чиновникам, чтобы сдержать рост цен, придется вносить изменения в закон “О развитии зеленой энергетики” и вводить ограничения для производства дорогих солнечных и ветровых станций или сокращать выдачу разрешений на строительство новых станций.
Глава НЭК “Укрэнерго” Всеволод Ковальчук говорит, что не хочет инициировать такие кардинальные изменения, и напоминает, что с середины 2019 года начнет действовать свободный рынок электроэнергии, и он бы хотел, чтобы услуги регулирования стали полноценной частью такого рынка. Это создаст новые возможности для бизнеса и откроет новые коммерческие площадки. Эти услуги могли бы стать такими же прибыльными, как и сама продажа “зеленой” энергии общему рынку электроэнергии.
Специалисты “Укрэнерго” вместе с представителями Минтопэнерго и НКРЭКУ работают над определенными условиями конкурса на строительство, которые позволили бы стимулировать потенциальных инвесторов создавать новые высокоманевренные мощности. Чиновникам надо ускориться, потому что сам конкурс необходимо провести до конца текущего года. Ведь только на строительство необходимо 1,5-2 года.
Mind обратился к специалисту, партнеру юридической фирмы INTEGRITES Олегу Загниткову с просьбой рассказать, какие внутренние экономические факторы можно применить для активизации инвесторов и сколько могут стоить новые высокоманевренные мощности.
Интервал маневрирования должен быть? В Украине складывается ситуация, что такая потенциально прогрессивная услуга энергорынка, как “спрос и предложение маневренных мощностей”, либо не заработает в соответствующее время (июль 2019-го), либо заработает не в том формате, который нужен инвестору. Сейчас рассматривается проведение торгов на услугу маневренного резерва в суточном режиме, а на услугу генерации энергии для балансировки – не меньше чем в почасовом. Однако техническое маневрирование происходит постоянно, и такие долгие перерывы в торговле не позволят инвестору получать приличные поступления. По крайней мере пока через несколько лет не будут введены торги с промежутком в 5-15 минут.
На многих мировых энергорынках уже сегодня работает “пятиминутный” формат: то есть необходимость включения маневровых мощностей определяется каждые пять минут, хотя в ЕС это составляет 15 минут. Поэтому Украине уже сейчас надо подстраиваться под передовой опыт. Фактически установление четкого формата маневрирования – это базовые условия, как валюта государства, для привлечения инвесторов на этот совершенно новый для нашей страны рынок “услуг маневрирования”.
Кроме того, генерация из “зеленых” источников, когда будет обязана платить штрафы за отклонение от графика подачи электроэнергии (а это произойдет после достижения ВИЭ 5% в годовом балансе произведенной электроэнергии), может быть заинтересована в развитии маневренных мощностей для снижения собственных финансовых расходов. Но сейчас такой спрос не сформирован.
В имеющихся условиях следующим предсказуемым шагом госчиновников к формированию четких и понятных ценовых сигналов спроса будет создание открытого ежегодного графика потребностей в развитии маневренных мощностей. В перспективе 10 лет системный оператор будет оценивать: на какой год ожидается введение новых “зеленых” установок и какой мощности; и такой же перечень потенциальных предложений по установке и времени введения маневреных мощностей, которые могут предложить инвесторы.
Сколько стоит построить газопоршневую станцию или storage energy?
Расчет, как правило, ведется за 1 кВт установленной мощности, диапазон – от 500 до 1000 евро за 1 кВт, потому что газопоршневые станции и турбины производят различные производители, следовательно, и цена у них варьируется.
Что касается литиевых батарей, или storage energy, кроме того, что их надо построить, они вынуждены будут покупать электроэнергию на “закачку”. Объем этой энергии будет зависеть от того, как батареи будут использоваться: только для первичного регулирования или же и для замещения пикового потребления.
Как правило, батареи заряжаются ночью, когда нет спроса, а атомные станции нельзя остановить, а затем, в пиковые часы, разряжаются; и днем, когда идет спад потребления, батареи могут повторно зарядиться. Они стоят от 750 до 1200 евро за кВт.
У этих систем разные сроки эксплуатации: у газопоршневых агрегатов моральное старение наступает через 20 лет, физическое – через 25 лет. Батареи подлежат постепенной замене через 3-5 лет.
На какие льготы могут рассчитывать инвесторы?
В законе “О функционировании рынка электроэнергии” есть статья 29. Ее окончательная редакция была результатом тяжелого компромисса политических сил с одной стороны, участников рынка, в том числе системного оператора “Укрэнерго”, – с другой, и Энергетического Сообщества – с третьей. Статья уполномочивает Кабмин утвердить порядок и условия проведения конкурса по привлечению инвесторов по внедрению необходимых маневренных мощностей. Однако в статье остается много темных мест, которые могут зависеть от усмотрения КМУ и регулятора.
В частности, это касается и возможных стимулов для тех, кто согласится строить маневренные мощности: льготы от органов местного самоуправления (например, безвозмездное выделение или оформления земельного участка, льготная арендная плата), плата за ее пользование за счет потребителей или государственных ресурсов. Также государство может компенсировать часть или полную стоимость капитального строительства и, возможно, гарантировать закупку определенного объема услуг у победителя конкурса; предоставить другую государственную помощь. Дополнительные маневренные мощности в объеме 2,5 ГВт для объединенной энергетической системы Украины, озвученные Ковальчуком, должны появиться до 2025 года. Однако первые новые станции должны заработать уже к концу 2019-го, когда, по прогнозу председателя “Укрэнерго”, текущие мощности не смогут принимать растущее количество электроэнергии от ВИЭ; следовательно, придется отключать или их, или АЭС.
И для строительства таких станций, пусть даже небольших, 20-40 МВт или 50-100 МВт, кроме моделирования и получения финансирования, необходимо выбрать и купить площадку, построить подстанцию для подключения к общей энергосистеме, пройти лицензионные процедуры для подключения – развитие проекта требует не менее двух лет. Трудно сказать, есть ли кто-то на рынке на этапе получения разрешения на строительство.
Кто заплатит за услуги маневрирования?
Скорее всего, все расходы лягут на плечи потребителей в виде надбавки к тарифу – либо по процедуре, предусмотренной статьей 29, либо в порядке компенсации расходов на соблюдение общественного интереса по статье 62.
Согласно Энергостратегии – 2035 и статьи 62 закона, на государственную компанию “Укрэнерго” возложена обязанность увеличивать долю энергии из альтернативных, в частности возобновляемых, источников в ОЭС Украины до 2030 года.
Среди доходов системного оператора “Укрэнерго” – только тариф на передачу электроэнергии и тариф на диспетчерское управление. Оба жестко регулируются НКРЭКУ. Никаких вариантов для “смягчения” перепада тарифов для рядовых потребителей при доминировании “зеленых тарифов нет.
Также статья 62 закона “О рынке электроэнергии” дает право КМУ в случае, если ситуация вызывает угрозу, возложить обязанность на любого участника энергорынка, в результате чего у такого участника “в общих общественных интересах” могут появиться чрезвычайные полномочия. В наших реалиях речь может идти о владельцах угольных ТЭС или о гидроэнергетике, которых могут обязать держать в резерве свои мощности и балансировать энергосистему в обмен на компенсацию “обоснованных расходов” способом, предусмотренным КМУ.
И, при отсутствии конкуренции на рынке маневренных мощностей, верхний предел общего счета для нас с вами, похоже, будет трудно предсказать. (Инна Коваль, Mind/Энергетика Украины и мира)