Лондонский международный арбитражный суд (London Court of International Arbitration) отменил ключевой пункт акционерного соглашения ПАО “Укрнафта”, согласно которому право определять председателя правления принадлежит исключительно миноритарным акционерам, аффилированным с группой “Приват”. Об этом со ссылкой на свои источники сообщил директор “Консалтинговой группы А-95” Сергей Куюн на своей странице в социальной сети Facebook.
“Инсайдеры говорят, что суд обнулил статью 9 соглашения, в которой содержатся все кабальные условия, делающие владельца 50% акций просто наблюдателем. Остальные пункты документа – по большей части вода”, – сообщил он.
Статьей 9 акционерного соглашения регламентируется порядок и принципы назначения органов управления “Укрнафты” – правления и наблюдательного совета. Согласно ей, исключительное право предлагать акционерам кандидатуру председателя правления принадлежит аффилированным с “Приватом” компаниям – Littop Enterprises Limited, Bridgemont Ventures Limited и Bordo Management Limited. Председатель правления определяет кандидатуры членов правления и подает их на утверждение Наблюдательному совету. Наблюдательный совет в свою очередь должен состоять из 6 представителей “Нафтогаза” и 5 – от миноритарных акционеров.
Вечером 27 апреля НАК “Нафтогаз Украины” официально подтвердил, что положения статьи 9 о принципах назначения правления и набсовета “Укрнафты” были отменены Международным арбитражем.
“Арбитры пришли к выводу, что ключевое положение Акционерного соглашения между “Нафтогазом” и компаниями И. Коломойского по корпоративному управлению “Укрнафты” являются, не подлежащих выполнению, поскольку противоречат императивным нормам корпоративного законодательства Украины”, – сообщил НАК “Нафтогаз”.
НАК отмечает, что в остальном акционерное соглашение арбитры признали действительным.
“Теперь на повестке дня появляется другой вопрос: готов ли Андрей Коболев воспользоваться новыми возможностями? До последнего времени свое подчеркнутое нежелание участвовать в управлении “Укрнафтой” он объяснял ожиданием решения суда. Теперь же НАК самостоятельно, без миноритариев может сменить и правление, и его состав, которые полностью ориентированы на Женеву”, – отмечает директор “А-95”.
“Не исключаю, что подобно 2015 г. сейчас “Приват” предпримет попытку вывести все, что только можно. Напомню, тогда на “прокладки” отправили 15 млрд. грн. Все можно сделать за месяц: набсовет отстраняет главу правления, назначает и.о., тот подает новый состав правления и готово. Потом на собрании акционеров глава правления утверждается большинством голосов”, – пишет эксперт.
Разбирательство в Лондонском арбитраже было инициировано кипрскими компаниями из орбиты “Привата” в июне 2015 г. Они требовали подтвердить правомочность акционерного соглашения “Укрнафты” от 25 января 2010 г. и обязать “Нафтогаз” его придерживаться. В свою очередь, “Нафтогаз” просил суд признать недействительным это соглашение как в целом, так и в ряде его положений, в том числе ключевой пункт 9.
Акционерное соглашение между государством и миноритариями “Укрнафты” было подписано в 2010 г. при поддержке на то время премьер-министра Юлии Тимошенко. Именно благодаря этому соглашению “Приват” фактически полностью установил контроль над деятельностью полугосударственной крупнейшей добывающей компании. В том числе – получил возможность назначать своих топ-менеджеров.
В сентябре 2015 г. были опубликованы тайные договоры между миноритариями и топ-менеджерами “Укрнафты”, согласно которым члены правления компании за дополнительные миллионные “гонорары” брали на себя обязательства работать в интересах офшорных акционеров.
Благодаря изменениям в законе “Об акционерных обществах”, которыми был снижен кворум для принятия решений собранием акционеров – с 60% до 50%, 22 июля 2015 г. собрание акционеров “Укрнафты” избрало председателем правления ПАО британца Марка Роллинса. Он был выбран на конкурсе, и его кандидатура была поддержана в том числе миноритариями.
При этом вывод средств из компании, а также сомнительные практики в проведении аукционов по продаже нефти и СУГ сохранились в компании и после смены менеджмента.
Мажоритарный акционер НАК “Нафтогаз Украины” не предпринимал попыток сменить менеджмент, опасаясь ослабить свои позиции в арбитражном процессе в Лондоне, где рассматривалась правомочность акционерного соглашения по “Укрнафте” от 2010 г.
В то же время ключевые бизнес-решения в “Укрнафте”, а также юридический контроль за всеми действиями правления осуществляется вице-президентами. Коммерческий блок, отвечающий за реализацию нефти, нефтепродуктов и сжиженного газа, возглавляет Феликс Лунев. Юридические вопросы по-прежнему курирует Вячеслав Карташов, под юридическим надзором которого их компании в 2015г. было выведено 14 млрд. грн.
НАК “Нафтогаз Украины” принадлежит 50%+1 акция “Укрнафты”. Компании, входящие в сферу влияния группы “Приват” Игоря Коломойского, владеют примерно 42% (13,6% компаниям Littop Enterprises Limited и Bridgemont Ventures Limited, 12,9% – Bordo Management Limited, 9,9% – другим акционерам). С 2003 г. операционное управление “Укрнафтой” осуществляет группа “Приват”. За это время добыча нефти и газа резко снизилась, а сама компания стала крупнейшим должником госбюджета. На 1 апреля 2018 г. “Укрнафта” остается крупнейшим должником по уплате налогов перед госбюджетом. На нее приходится порядка 20% всей задолженности по стране. (Enkorr.com.ua/Энергетика Украины и мира)