ОПЕК+ добилась успеха в восстановлении баланса на рынке, признало агентство.
Цены на нефть могут вырасти еще сильнее из-за “двойного удара по предложению” в результате возможного сокращения экспорта из Ирана и Венесуэлы, говорится в ежемесячном отчете Международного энергетического агентства (МЭА). У производителей могут возникнуть проблемы с восполнением нехватки нефти не только в плане физических объемов, но и качества, отмечают эксперты агентства. Однако подорожание нефти способно ограничить и спрос на нее во втором полугодии, утверждают они. “С июня 2017 г. цены на нефть выросли почти на 75%. Было бы странно, чтобы такой значительный скачок не повлиял на рост спроса”, – говорится в отчете.
Кроме того, в последние годы во многих странах – крупных потребителях нефти (например, в Индии, Саудовской Аравии) были отменены или сокращены субсидии на энергетическом рынке, что усиливает эффект от роста цен на нефть. “Люди уже начинают открыто рассуждать об инфляционном давлении, которое создают высокие цены на бензин, и об эффекте, который они окажут на стоимость перевозки товаров”, – отмечает Йон Триси, соиздатель инвестиционного бюллетеня Fuller Treacy Money.
Поэтому МЭА снизило прогноз роста спроса в этом году с 1,5 млн. баррелей в день до 1,4 млн. Противоположное решение приняла ОПЕК: в ее ежемесячном отчете, вышедшем 14 мая, прогноз был повышен на 25 000 до 1,65 млн. баррелей в день. Совокупный спрос в 2018 г. организации оценивают примерно на одном уровне: МЭА – в 99,2 млн., а ОПЕК – в 98,85 млн. баррелей в день.
Цена нефти Brent составила 16 мая, по данным на 18.00 мск, $78,2 за баррель (-0,3%), WTI – $71,1 (-0,3%). Некоторые аналитики – например, из Bank of America Merrill Lynch и JBC Energy – в последнее время стали допускать, что цена Brent может подскочить и до $100 за баррель.
Производство нефти за пределами ОПЕК вырастет в этом году почти на 1,9 млн. баррелей в день, однако Соединенным Штатам, на которые из этого объема придется 1,3 млн., будет проблематично компенсировать возможный дефицит на мировом рынке из-за инфраструктурных и логистических ограничений, указывает МЭА. США сейчас не хватает трубопроводных мощностей, а также железнодорожного и автомобильного транспорта, чтобы доставлять нефть со сланцевого месторождения Permian в Техасе, которое стало основным центром нефтедобычи в стране, на НПЗ и экспортные терминалы на берегу Мексиканского залива. Три трубопровода совокупной мощностью прокачки 1,9 млн. баррелей в день, как ожидается, будут введены в строй лишь в 2019 г.
Опубликованные МЭА данные свидетельствуют, что странам ОПЕК и присоединившимся к ним производителям, прежде всего России, удалось ликвидировать избыток нефти на рынке, из-за которого рухнули цены в 2014-2016 гг.
С начала прошлого года ОПЕК+ ограничивает дневную добычу примерно на 1,8 млн. баррелей. В марте 2018 г. коммерческие запасы нефти в странах ОЭСР “впервые с 2014 г. опустились ниже среднего значения за последние пять лет”, а этот показатель, как считают многие участники рынка, “определяет меру успеха” соглашения ОПЕК+, говорится в докладе МЭА. С начала действия этого соглашения запасы сократились на 233 млн. баррелей, в том числе на 26,8 млн. баррелей в марте по сравнению с февралем. По последним данным, запасы составляют 2,819 млрд. баррелей, что на 1 млн. баррелей ниже среднего пятилетнего показателя. (Михаил Оверченко, Ведомости/Энергетика Украины и мира)