Украина хочет в будущем импортировать газ из Румынии. Как стало известно 112.ua, “Укртрансгаз” завершил необязывающую процедуру оценки спроса газотрейдеров на использование участка соединенной с ГТС трубы в направлении Румыния – Украина.

Об интересе к эксплуатации инфраструктуры заявили 11 европейских компаний. Их заявки на объемы транспортировки превышают ожидания “Укртрансгаза” почти в два раза и являются хорошим сигналом того, что проект будет востребован. Сейчас инфраструктуру эксклюзивно использует “Газпром”, контракт с которым заканчивается в 2020 году. Использование существующей инфраструктуры для поставок газа с румынского направления позволит получить доступ к альтернативным источникам газа, что повысит конкуренцию на рынке газа в Украине и приведет к снижению цен, рассказал 112.ua директор по развитию “Укртрансгаза” Сергей Макогон

Необязывающая процедура оценки спроса (Demand assignment) газотрейдеров на использование соединенного с украинской ГТС участка Трансбалканского маршрута завершилась 30 апреля, сообщил 112.ua директор по развитию “Укртрансгаза” Сергей Макогон. Цель процедуры – выяснить, будет ли востребован проект строительства дополнительной инфраструктуры на участке трубопровода. Планируется, что с ее помощью газ будет идти как из Украины в Румынию (как сейчас), так и в обратном направлении. Интерес к работе подтвердили 11 европейских компаний. Их имена не разглашаются, но среди компаний есть и газотрейдеры, и добытчики. К 2023 году компании планируют выйти на объемы транспортировки 10 млрд. куб. м, что в два раза превышает изначальные ожидания “Укртрансгаза”.

Сейчас согласно действующему транзитному контракту участок Трансбалканского газопровода эксклюзивно использует “Газпром”, который поставляет по нему российский газ в Турцию. Добиться от российского монополиста права допустить к транспортировке другие компании не удается уже два года. Не помог в решении этого вопроса и Стокгольмский арбитраж. В то же время, с одной стороны, есть понимание, что после запуска первой нитки “Турецкого потока” “Газпром” снимет с направления минимум 15 млрд. куб. м, а после реализации второй нитки – все 30 млрд. куб. м – в этом случае газопровод полностью опустеет и будет выведен из эксплуатации. С другой стороны, у “Укртрансгаза” есть понимание, что после 2020 года, когда срок действия транзитного контракта РФ с Украиной истечет, “Газпрому” уже не удастся перезаключить его с сохранением эксклюзивных прав на использование трансбалканской инфраструктуры.

Нынешний проект подразумевает незначительные – в несколько млн. долларов – инвестиции, которые “Укртрансгаз” намерен вложить сам, заверил Сергей Макогон.

В случае реализации проекта, данный газопровод может использоваться для поставок газа с LNG-терминала в Греции, для поставок Каспийского газа, который будет транспортироваться по газопроводу TANAP из Азербайджана (его строительство завершается). “С нашей точки зрения, наиболее вероятно будут организованы поставки газа, который будет добываться в Румынии на шельфе Черного моря. Планируется, что к 2022 году в регионе будет добываться 4-6 млрд. куб. м”, – рассказал Макогон, добавив, что этот газ будет как потребляться в Украине, так и поставляться транзитом в страны Центральной Европы. Трейдеры могут ввозить газ и хранить его в украинских ПХГ, а затем зимой, в период высоких цен, вывозить через Словакию Венгрию или Польшу в Центральную и Северную Европу.

Реализация проекта – отличная возможность диверсификации поставок газа непосредственно в Украину и доступ к новым источникам газа. Сейчас газ ввозится с трех направлений (Словакия, Польша, Венгрия) и на них всех он привязан к ценам европейских хабов. А поскольку с трансбалканского направления может идти газ не с европейских рынков, он может быть более конкурентным по цене. Реализация проекта позволит создать транспортный коридор для газа от Греции до Польши, где находится польский LNG-терминал, через Украину, соединить север и юг Европы, сказал Макогон.

Следующий шаг на пути реализации проекта – заседание рабочей группы при директорате по энергетике Еврокомиссии. В группу входят операторы Греции, Болгарии, Румынии, Украины и Молдовы. На заседании будет согласован совместный план действий. После этого будет объявлена обязывающая процедура (open season), во время которой заявки на транспортировку потенциальных объемов трейдеры подтвердят финансовыми гарантиями.

Рисками на пути реализации проекта является то, что часть газопровода проходит по территории Молдовы, где основным акционером местного оператора ГТС является “Газпром”, по Приднестровью. Соответственно существуют риски блокирования проекта нашим северным соседом. Макогон заверил, что сейчас Украина ведет переговоры с молдавской стороной для урегулирования этого процесса. Кроме того, в Румынии есть планы построить газопровод BRUA в направлении Венгрии. Его заявленная мощность небольшая – всего 1,75 млрд. куб. м. В случае реализации проекта серьезной конкуренции украинскому проекту он не составит. Несмотря на эти трудности, 11 европейских компаний подтвердили интерес, что значительно повысило шансы проекта на реализацию. (Елена Голубева, 112.ua/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий