Предприниматель Алекс Крол взял интервью у архитектора по большим данным Tesla Алексея Ильяшова.
Сейчас появилось много статей о том, что Tesla в жутких убытках, прибыли нет, а Илон Маск всех вводит в заблуждение. Статьи пишут разные аналитики, в том числе и местные, поэтому послушаем человека, который работает там и знает ситуацию примерно в 10 тыс. раз лучше.
Алексей – пример грамотного профессионала, он очень здраво мыслит. Общались мы почти четыре часа, поэтому будут тезисы – вопросы и ответы.
– У Tesla нет прибыли?
– Tesla на продаже каждой машины имеет рентабельность 19-25% в зависимости от модели и комплектации, в то время как средняя рентабельность по отрасли 10-11%, а в лакшери-сегменте не более 15%. Tesla – стартап, который стремительно расширяется, и вся операционная прибыль инвестируется в расширение производства, исследования и дизайн новых моделей, постройку сервисных центров, салонов продажи и развитие сети зарядных станций.
Люди вообще не понимают, что такое Tesla. К примеру, один тут написал: “Tesla возит оборудование из Европы самолетами. Это же безумно дорого. Все правильные и умные люди возят морем. А потом убытки”. Человек не понимает, что мы имеем больше убытков от двухмесячного простоя линии, если повезем морем, чем если мы за два дня доставим самолетом.
Затраты на транспортировку более 400 тыс. машин, если взять среднюю цену за машину $50 тыс., составляют $20 млрд. Это самая крупная сделка за ширпотреб в истории человечества. Нам надо быстрее расшивать узкие места.
– Почему ты упомянул про зарядные станции?
– Сейчас Tesla построила уже более 10 тыс. станций суперчарджеров, где можно зарядиться за 30-40 минут. К примеру, у Model 3 емкость аккумулятора 75 кВт?ч, а суперчарджер дает 120 кВт?ч. То есть машина заряжается на 80% за несколько минут, а полностью примерно за 30-40 минут.
Зарядки хватает на 310 миль (500 км). Цена за 1 кВт*ч – 20 центов. Дома можно заряжаться за 10 центов, но домашняя зарядка – это на всю ночь. В планах в этом году построить еще 10 тыс. зарядных станций. За 2018 год Tesla ввела в эксплуатацию 1324 суперчарджера.
Каждая станция имеет 10-40 зарядных постов, это значит, если подъехало 20 машин, станция раздает более 2 МВт·ч. Это надо такую станцию построить, подвести электричество, получить разрешения. При этом владельцы Model S заряжаются бесплатно, а Model 3 уже платно – это поток кэша. Ни у каких других производителей электрокаров такой сети нет.
– Да, но на всех парковках полно зарядных гнезд.
– Средняя мощность зарядки на парковке 9 кВт, значит, зарядка идет в среднем 10-14 часов, а цена 40 центов за кВт*ч. Для сравнения, дома зарядка – 10 центов за кВт*ч, но девять часов. У Tesla 30 минут и 20 центов. Поэтому зарядки пустые. (Я подтверждаю – при обилии зарядок 90% пустые. Обычно на парковке, даже крупной – не более пяти сосков.)
– То есть инвесторы доверяют?
– Пойдем от простого. В Tesla есть система месячных оценок каждого работника. Если результаты хорошие, то предлагают премию, которую можно взять тремя способами – наличкой, получить акции на ту же сумму или опцион: право купить в три раза больше акций по гарантированной текущей цене в будущем.
Почти все выбирают опцион, то есть сотрудники верят, что цена акций вырастет. Почему? Потому что выгода немедленная. Сегодня они смогли выпустить 500 машин в день. Маск написал об этом в Twitter, цена акций в момент подскочила. Работник сразу видит результат труда.
Важно – акции в Tesla дают всем, а не только белым воротничкам. Это всех делает заинтересованными, и ниже вы поймете, как это работает.
Другой пример: на мясокомбинатах работники обычно никогда не едят продукцию, потому что знают, как она делается. На Tesla почти все сотрудники покупают машины своего производства.
– Bloomberg написала, что все электрокары убыточны, а Tesla – самый большой развод.
– Все электромобили, кроме Tesla, убыточны. Как я уже говорил, у Tesla 25% положительная рентабельность на каждой проданной машине, а у остальных нет. Почему? Потому что все в Америке производят так называемые compliance car – в США и особенно в Калифорнии действуют строгие нормы по расходу бензина. Если автомобиль расходует много бензина, компании платят огромные штрафы.
Чтобы снизить расход топлива, им надо тратить миллиарды на создание экономичных двигателей, но они пошли другим путем. Они берут шасси, заказывают в LG электропривод, электронику, аккумуляторы, и получается какой-нибудь Chevrolet Volt. На таком автомобиле компания терпит убыток в среднем $6000-9000.
Более того, для автодилеров электрокары жутко невыгодны, потому что все автодилеры зарабатывают не на продаже автомобилей, а на сервисе, а сервис для электрокаров почти нулевой. Сколько у вас холодильник может работать? 20-30 лет без остановки? В электрокаре движущихся частей очень мало. Таким образом компании снижают нагрузку штрафов. Поэтому почти все, кто производят электрокары сегодня, кроме Tesla, – это фейк.
В Tesla ситуация обратная, каждый год она продает кредиты по этой квоте почти на миллионы долларов компаниям, у которых с этим проблемы.
Все заявления крупных автопроизводителей – PR, потому что у них нет ни компетенций, ни системы, ни сети зарядных станций.
– Что с Китаем?
– В прошлом году Tesla продала машин более чем на $2 млрд. Китай снижает ввозную пошлину с 25% до 15%. При этом на складах были машины Tesla, которые были завезены с уже уплаченной пошлиной в 25%. Tesla объявила, что даже эти машины она будет продавать по ставке пошлины 15%. Все машины со складов ушли за день. Почему Tesla так может? Потому что ее рентабельность – 25% на машину.
Трамп обещает поднять ввозную пошлину для зарубежных автопроизводителей с 2,5% до 15%, и он это сделает. Это удар для всех, кто ввозит машины в США и не собирает их здесь.
Китай обычно заставляет любую иностранную компанию, которая работает на его территории, создавать предприятия, где более 50% принадлежат китайцам. Для производителей электрокаров такое положение отменено. Теперь Tesla сможет построить там завод. Илон Маск считает, что надо построить в среднем по одной гигафабрике, выпускающей авто и все комплектующие на континент, а в США – три-четыре завода.
Китай объявил, что после 2030 года все машины на ДВС будут запрещены.
– Что в Tesla думают о смене модели прибыли в автопроме от продажи автомобилей к продаже сервисов?
– Не просто думают, а уже внедрена. К примеру, пользователи Model 3 пишут, что система управления неудобная, потому что на панели даже нет спидометра, все управление через экран, подвеска жесткая.
Они не понимают. Model 3 уже спроектирована на модель-сервисной экономике, а не экономике владения. Там уже все оборудование под это стоит. Например, в салоне установлена внутренняя камера, которая снимает все, что происходит внутри салона. Они пока не подключены, ждут апдейта операционной системы машины. Зачем? Все просто.
Сервис TeslaNet устанавливает рейтинг для каждого пассажира – кто нормально ведет себя в машине, кого тошнит, кто режет сиденья. На основе этого рассчитывается его персональный кредитный рейтинг. Это тот же Uber, только без водителя. Вы выходите из дома, нажимаете кнопку, и через несколько минут машина с автопилотом приедет к вам и отвезет куда надо.
Если у вас кредитный рейтинг низкий, то тариф для вас будет выше, или вообще вам выдаст сообщение: “Хочешь резать сидения? Купи машину. А сейчас извини, мы тебя не повезем”. Кстати, для машины с автопилотом приборная доска не нужна. Вся подготовка под автономию L5 уже сделана, она будет внедрена в течение трех-четырех лет.
Ни у кого такого актива нет, потому что автопилот – это не “умный” алгоритм на машине, а сеть всех автопилотов во всех машинах, которая постоянно учится. Сейчас только у Tesla есть такая сеть и массив данных. Это SkyNet как из “Терминатора”, и он есть только у Tesla.
– Есть связь между Tesla и Space X?
– Конечно. Маск в ближайшие годы запустит собственную группировку из 4445 низколетящих спутников, чтобы раздавать интернет по всей планете. Кстати, первые два уже летают. Многие думают, зачем Маску это надо.
Сейчас основной трафик в интернете – M2M. Каждая машина Tesla постоянно обменивается огромным массивом информации с центром. Сейчас для этого в машину устанавливается SIM-карта сотового оператора, и этот трафик Tesla оплачивает. Деньги получают телекомы.
А теперь представьте, что через четыре-пять лет связь с интернетом будет даже у памперса, прокладки, не говоря уже об утюгах, холодильниках. А Netflix?
Куда они будут этот трафик кидать и кому за это платить? Сотовым операторам? Весь этот трафик заберет группировка Илона Маска. Если ты купил машину Tesla, то тебе это бесплатно, а если ты не во вселенной Tesla, то плати. Дешевле, чем телефонам, но все равно объем чудовищный.
Маск создает самую большую телеком-группу в истории и забирает большую часть трафика. Но и это еще не все. Маск планирует выйти на один запуск в неделю носителей с полезной нагрузкой до 25 т по самой дешевой на рынке цене. Никто на планете пока не построил пуски на конвейер, а Маск это делает. К кому пойдет рынок? Почему? Потому что сейчас букинг пуска идет подчас за полтора года.
Есть связь между Tesla и Solar City (компания Маска по производству и установке солнечных панелей)?
Маск подписал контракт с Австралией на строительство социального жилья на 50 тыс. человек. В чем смысл? Это будет одна большая солнечная электростанция, в которой будут жить люди. Там панели, аккумуляторы и люди. 250 МВт?ч – не для регулярной выработки, а для компенсации пиковых нагрузок. Государство решает жилищную проблему для бедных и строит резервный аккумулятор и электростанцию в одном флаконе.
Представьте, по всей планете ездят электромобили. Сейчас владельцы покупают электричество у генерирующих компаний, но через небольшое время они будут генерировать энергию для своих электрокаров сами. Не помню точных цифр, но панели, установленные Tesla, на 20-30% перекрывают электроэнергию, потребленную всеми электромобилями Tesla вместе взятыми, и разрыв растет. А вы говорите, уголь нужен для электростанций.
– Чем Tesla отличается от крупных корпораций?
– Tesla – до сих пор стартап. Стартап – это когда любой человек может задать вопрос любому, даже главному. Корпорация – это масса барьеров, уровней, иерархий. Маск недавно опубликовал письмо для всех сотрудников: “Если у вас есть какая-то идея, предложение, критика, надо решить вопрос – идите сразу к тому, кто этот вопрос может решить. Если вдруг возникает цепочка вроде – докладная менеджеру, потом высшему менеджеру, потом вице-президенту, тот расписал и далее вниз – уволю всю цепочку”.
– Каково значение Илона Маска для сотрудников компании?
– Огромное. Маск часто приезжает на фабрики, и производительность труда подскакивает. Все хотят показать, как они классно работают. Маск оказывает огромное мотивирующее действие и не боится никуда залезать. Его ведущая роль – он постоянно разрушает барьеры в коммуникации и дает здравый смысл.
К примеру, поставлена задача – машина должна сходить с конвейера и сразу отправляться к клиенту. Но в отличии от всех машин в мире, наша машина – больше компьютер, чем машина, поэтому с того момента, как искусственный интеллект машины оживает, он постоянно самотестирует состояние машины. И когда на выходе запускается финальный тест, то машина выдает список дефектов, которые она обнаружила, и которые надо исправить.
Там лампочка не горит, там датчик не отвечает, там болт закручен не с тем усилием. И для удаления дефектов создали специальный департамент, который берет машину после конвейера, быстро устраняет дефект и направлять в логистику. И директор департамента, естественно, постоянно оптимизирует этот процесс и горд собой.
После чего приезжает Маск и говорит: “Ты что сделал? Зачем ты оптимизируешь процесс устранения дефекта? Ты должен пойти на тот участок, где этот дефект возникает, и заставить тот департамент сделать так, чтобы дефект не появлялся”.
– Маск постоянно разруливает такие мелкие вопросы?
– Нет, есть система, но Маск может залезть куда угодно, где угодно и когда угодно. Как говорится – на то и щука в море, чтобы карась не дремал. Вплоть до того, если ему говорят, что где-то затык, он может пойти на конвейер и начать буквально делать то, что делает рабочий. Разумеется, на заводе отлажена система постоянной оптимизации, но важный момент – к Маску может обратиться любой, с любой идеей, и Маск отвечает. А если вопрос серьезный, то всегда сдвинет его.
– А как работает система оптимизации?
– Много способов. Например, каждого инженера, который что-то разработал, заставляют вставать периодически на конвейер и под руководством работяги попробовать собрать то, что он напридумывал. Очень вправляет мозги.
– И даже можно обратиться через старшего менеджера?
– Да, без проблем.
– А если менеджер будет недоволен и начнет мстить?
– Нет проблем. Тут же жалоба в HR-департамент, они открывают кейс и начинают расследование. Есть очень много способов.
– Увольняют легко?
– Быстро и со свистом. Будь ты вице-президент или работяга. У каждого есть perfomance-индекс и месячные ревью со стороны руководства, коллег и подчиненных. Если что не так, то есть три этапа: 1. пожурят; 2. тренинг; 3. если необучаемый – на улицу. Никто не церемонится.
– Незаменимых нет?
– Незаменимых нет!
– А как зарплата?
– Ниже, чем по рынку, но с учетом акций получается достойно.
– А почему работают?
– Интересно, престижно, дают акции. В Долине это только дурак не понимает. В редких корпорациях акции дают всем. Tesla. Илон Маск.
– Это важно?
– Да, это важно. Маск – икона, звезда. Он создает будущее, ему верят. Боятся, скрежещут зубами иногда, но идут за ним. Он – лидер.
– Текучки нет?
– На конвейере есть текучка – работа рутинная, механическая, надо работать, конвейер-то идет. Сейчас стало много лучше, людям дают возможность часто менять место работы после соответствующего обучения. Больше профессий освоил, выросла квалификация – растет и зарплата. Также роботизация забирает рутинную работу себе. В разных подразделениях разная текучка. Маск ставит большие задачи и жестко требует. Не всем это нравится.
– Все такие сознательные и мотивированные?
– Люди разные. Когда у тебя есть высокая цель и акции, это очень мотивирует. Ты думаешь: “От меня что-то зависит. Акции растут, и я заработаю”. Но, разумеется, люди разные есть. И дураки. Но пока мы в стартап-режиме, у нас нет отрицательного отбора. В целом мы очень динамично развиваемся, и человек с мозгами всегда может найти себя.
– А у тебя есть Tesla?
– Две штуки. У дочери остался бензиновый автомобиль, хочу поменять на Tesla.
– Как оцениваются люди?
– Есть показатели производительности и разные ревью начальства, коллег, подчиненных. Раз в месяц и раз в квартал. Если ревью положительные, то зарплата растет; если отрицательное – не растет; а если несколько месяцев подряд, и ты необучаемый – на выход.
– Это для всех?
– Да.
– Насколько ты или кто-то свободен в выборе инструментов для решения проблем?
– Абсолютно. Единственный ограничивающий фактор – цена. Если хочешь купить какой-то инструмент или софт дороже $1 млн. – обоснуй лично Маску. Если более $0,5 млн., то вице-президенту, а если какая-то мелочь или OS – без проблем. К примеру, сначала у нас была ERP от SAP – очень дорого. Потом, когда процессы поняли, создали свою – стало лучше и гораздо экономичнее. От SAP отказались.
Tesla всегда предпочитает все производить сама, в разумных пределах, конечно. И строит путь перехода человечества на возобновляемые источники энергии – от производства (солнечные панели), хранения (лучшие на сегодня бытовые и промышленные аккумуляторы) и потребления (электромобили).
– Почему многих Маск раздражает?
– Он работает 80 часов в неделю. (ЭлектроВести/Энергетика Украины и мира)