Процесс реформирования украинского энергетического рынка необходимо ускорить, поскольку после первоначального импульса в 2014 г. Украина сбавила темп. Кроме того, некоторые подходы к реформам требуют коренного изменения. Об этом во время визита в Киев рассказал заявил главный научный сотрудник Центра стратегических и международных исследований (Вашингтон, США) Эдвард Чоу.

Замедление реформ

По мнению Чоу, сейчас для Украины очень высока опасность неполноценного внедрения реформ. Эксперт считает, что, помимо прочего, накладывает свой отпечаток на промедление с реформами и старт новой предвыборной кампании в Украине.

“Я неоднократно сюда приезжал, и у меня складывается впечатление, что население намного больше готово к реформам, чем политики. Это мое личное наблюдение. Во всяком случае, население более разочаровано из-за того, что реформы не внедряются. Украинцы действительно обеспокоены тем, что некоторые извлекают выгоду из нынешней ситуации. И я считаю, что потеря доверия населения крайне опасна”, – говорит Чоу.

Нужна пошаговая программа

В 2017 году Кабинет министров утвердил проект Энергетической стратегии Украины до 2035 года. Согласно документу, новая структура потребностей в энергетике будет выглядеть так: атомная энергия к 2035 году будет давать 50% электроэнергии страны, возобновляемые источники – 25%, гидроэнергетика – 13%, остальные потребности будут покрываться за счет тепловых электростанций.

По мнению Чоу, цели в энергетической стратегии достаточно просты и понятны. Проблема в том, что нет никаких действий по движению к тем стратегическим целям, которые прописаны и сформулированы в документах.

“Нет ни программы, ни календаря, ни четких сроков, где будет написано, что и когда будет сделано. Это должна быть пошаговая программа, где будет ответ на вопрос: “Как вы собираетесь достичь цели?”, – констатирует Чоу.

Например, у Украины есть задача по увеличению добычи газа через пять лет. Но при этом конкурсы на выдачу лицензий на изучение и разработку новых участков углеводородов не проводились более года.

“Если вы хотите увеличить добычу газа через пять лет, тогда вы должны работать над этим вопросом сейчас или даже вчера, потому что это требует немалых затрат времени. Вы не делаете это сразу. Вам нужно привлечь инвестиции, людям нужно делать свою работу, им нужно сделать вложения в эту игру, и тогда через пять лет вы увидите результат. Но когда был тендер на новые лицензии? Если вы не делаете этого сегодня, то можете смело закопать свои цели на три или даже пять лет вперед. У вас есть хорошие перспективы – двигаться в сторону Европы и европейских стандартов, но как вы хотите к ним прийти? Что вы делаете для этого движения в этом году? Что вы собираетесь делать в ближайшее полугодие? А что вы будете делать в следующем месяце? Пошаговая программа – вот чего вам не хватает. Это должно быть частью процесса реформ”, – подчеркнул эксперт.

Также, по его мнению, важно, чтобы в украинском правительстве не было разногласий. Нельзя начать что-то делать, а потом сказать: “О нет, давайте будем делать все иначе!” и внезапно предпринимать что-то еще.

Помощь Запада – не благотворительность

Чоу отмечает, что западные программы финансовой поддержки Украины четко привязаны к определенным условиям и обязательствам. А поэтому, если украинские политики рассказывают, что Украина теряет суверенитет, выполняя условия Запада, то пусть тогда просто не берут деньги.

“Если вам не нужны деньги – не принимайте условия. Но если вы таки решите взять эти деньги, то будьте добры принять условия и улучшить ситуацию в своей стране. Это не только часть условий займа, но и, надеюсь, цель украинского правительства. Поймите, внутренние реформы не могут быть более важными для иностранца, нежели для местного населения. Это так не работает”, – полагает эксперт.

О ГТС

Чоу уверен, что в продаже украинской ГТС произошел фальстарт, и Кабинет Министров не сотрудничает с Нафтогазом.

“Украина – важный транзитный маршрут для Европы. Европейские сети системных операторов передачи электроэнергии хотят расширить свой бизнес на Украину. Они считают, что участие Украины увеличит ценность их транзитных сетей”, – говорит он.

При этом конкурс по продаже ГТС, по мнению Чоу, проходит неправильно.

“Я слышал, что Украина собирается выбрать некоторых финалистов, которые проявили интерес. Я считаю, что это неправильный подход. Я думаю, что Украина должна сказать: “Окей, вы будете участвовать в торгах на следующих условиях”. В противном случае вы получаете предложения от трех или четырех компаний на разных условиях, с разным языком договора, и каким образом вы собираетесь их сравнивать? На английском я бы сказал, что вы будете сравнивать яблоки с апельсинами. Так почему же украинская сторона не выступит с бизнес-моделью того, что она хочет, и затем не попросит компании принимать участие в торгах с понятными условиями?”, – удивляется эксперт.

Продажа Центрэнерго и облэнерго

Украинское правительство собирается в 2018 году выставить на продажу Центрэнерго и 5 облэнерго. При этом Чоу не видит у правительства четкого понимания, программы – какие активы государство должно и дальше контролировать, а какие не требуют государственного контроля и их можно смело приватизировать.

Также, по его мнению, в этом вопросе важно тщательно подготовить имущество к приватизации по всем критериям – подготовить финансовые отчеты, правильно оценить материальное состояние, чтобы не допустить ошибок неудачной приватизации Одесского припортового завода.

“Для того, чтобы обнулить ситуацию, вам нужна профессиональная помощь. Есть международные стандарты, которых нужно придерживаться. Они знакомы и потенциальным покупателям, которые понимают, что они собираются купить, каковы обязательства после покупки и как провести надлежащую оценку актива. Если таких стандартов не будет, то зарубежный покупатель будет предлагать низкую цену, потому что в таком случае он сталкивается с большей неопределенностью. Цена актива была бы выше, если бы вы были более уверенны в своих условиях”, – подчеркивает Чоу.

Украина на международной арене в сфере энергетики

Украина пока еще объект, а не субъект на международной арене в сфере энергетики, уверен Чоу.

“Нет никаких четких и содержательных предложений. Иногда украинская политика может противостоять чему-то, вроде Северного потока-2. Но пока у Украины нет четкой позиции, которая будет интересна зарубежным партнерам”, – рассказал эксперт. (Reform.energy/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий