Нефтегазовый концерн British Petroleum (BP) опубликовал ежегодный отчет и статистику мирового энергетического сектора (Statistical Review of World Energy).
В 2017 г. возобновляемые источники энергии росли рекордными темпами. Несмотря на это, впервые за четыре года выросли и глобальные выбросы парниковых газов, поскольку высокий спрос на энергию подстегнул также увеличение потребления ископаемого топлива – угля, газа и нефти.
Цели Парижского соглашения – кардинально сократить выбросы парниковых газов к середине столетия – выглядят далекими и труднодостижимыми.
Потребление возобновляемых источников энергии выросло на рекордную величину – 69 млн. т нефтяного эквивалента (мтнэ), что существенно больше прошлогоднего рекорда (53 мтнэ). Темп роста ВИЭ был также самым высоким среди всех источников энергии – 17%.
Однако потребление энергии в мире выросло на 253 мтнэ (на 2,2%), и низкоуглеродные технологии покрыли лишь треть этого прироста. Остальные две трети обеспечили углеводороды, среди которых самым быстрорастущим источником энергии был природный газ (+3% или 83 мтнэ).
Рост потребления энергии (2,2%) стал самым высоким после 2013 года, а темп роста превзошел средний показатель за последнее десятилетие (1,7%). При этом, разумеется, 4/5 роста пришлись на развивающиеся страны, хотя, скажем, и в Европе было отмечено потребления энергии.
Спрос на уголь снова начал расти после трех лет падения – его потребление возросло на 25 мтнэ (1%), однако оно все еще меньше пика 2013 года. При этом в Китае, который сжигает примерно половину угля, потребление выросло лишь незначительно, на 0,5%, и оно до сих пор на 3,9% ниже пика 2013 года.
Сегодня считается, что Индия и другие азиатские страны будут определять дальнейшее направление развития угольной отрасли. В Индии потребление угля выросло за год на 4,8%, что однако ниже среднегодовых темпов роста за последнее десятилетие (6,3%). Строительство новых мощностей угольной генерации в стране ограничено, КИУМ тепловых электростанций постоянно снижается, страна имеет колоссальные планы развития ВИЭ. Предполагаю, что потребление угля в Индии может достичь пика к середине следующего десятилетия.
В мире уголь до сих пор остается основным источником электроэнергии.
С ростом потребления газа, нефти и угля в 2017 г также выросли и выбросы парниковых газов – на 1,6% или 426 млн. т. Это произошло после трех лет падения или нулевого роста.
Эмиссия СО2 увеличилась в большинстве стран, что BP связывает с ростом экономики и слабым прогрессом в области энергоэффективности.
В ЕС выбросы СО2 растут три года подряд, хотя свою задачу на 2020 год (сократить выбросы на 20% от уровня 1990 года) европейцы выполнили уже в 2014 году. В то же время нынешние тенденции ставят под угрозу достижение цели на 2030 год, к которому эмиссия должна снизиться на 40% от уровня 1990 г.
Выбросы в Китае выросли на 1,6% – меньше, чем ожидалось. Впрочем, прогнозы говорят о том, что в текущем году они вырастут еще сильнее.
В Индии выбросы выросли на 4,4%, в США снизились на 0,5%, в Великобритании снизились на 2,7%, в ФРГ остались на прежнем уровне.
Статистика показывает, что рост потребления природного газа на 83 мтнэ происходил за счет роста спроса в Китае, на Ближнем Востоке и в Европе, примерно в равных пропорциях. В Китае темп роста составил внушительные 15%, что объясняется низкой стартовой базой, а также усилиями правительства по улучшению экологии теплоснабжения в жилом и промышленном секторах.
В связи с опережающим ростом ВИЭ доля ископаемого сырья в глобальном потреблении энергии снизилась до исторически минимального уровня в 85% (в соответствии со статистическим подходом BP, у других организаций цифры могут отличаться). В 2016 г она составляла 85,3%.
В электроэнергетике ВИЭ обеспечили 49% прироста потребления (в том числе 45% – солнце и ветер), а их доля в выработке (без учета гидроэнергетики) повысилась с 7,4 до 8,4%.
Показатели ВР свидетельствуют, что мир по-прежнему в значительной степени зависит от ископаемого топлива. В сочетании с ростом выбросов CO2 в прошлом году это может породить пессимизм в отношении достижимости целей Парижского соглашения. Бесспорно, глобальные выбросы парниковых газов развиваются в неправильном направлении.
Тем не менее, энергетические тенденции, зафиксированные BP, не обязательно несовместимы с достижением целей Парижа. Вспомним, например, энергетические сценарии нефтегазовой компании Shell. В недавно опубликованном сценарии “Sky” потребление угля выходит на плато до 2025 года, прежде чем быстро упасть. Спрос на газ продолжает расти до начала 2030-х годов, а пик нефти ожидается в 2025 году. Темп роста новых энергетических технологий высок, и в следующем десятилетии они могут поменять глобальный энергетический расклад.
BP в общем-то подтверждает, что глобальный переход к низкоуглеродным источникам энергии, включая газ, продолжился в 2017 году, но циклические факторы “повернули вспять или замедлили некоторые из достижений предыдущих лет”. (ЭлектроВести
Польша требует внести изменения в газовую директиву ЕС для усложнения строительства Северного потока-2
Польша требует от Евросоюза ускорить работу над изменениями в газовой директиве ЕС. Согласно новому документу, газопроводы, которые пролегают морским путем, будут подлежать законодательству ЕС.
По словам заместителя министра энергетики Польши Михала Куртыки, послы ЕС должны заняться изменениями в газовой директиве в конце июня.
В ноябре 2017 года Европейская комиссия предложила изменения в газовой директиве ЕС. Однако Болгария, которая руководила работами Евросоюза, ограничилась встречами экспертов. С 1 июля президентствовать в ЕС будет Австрия.
От австрийского президентства Польша ожидает объективности.
“Страна-президент должна вести себя нейтрально. Мы будем напоминать, что управление деятельностью ЕС должно быть прозрачным и вызывать доверие”, – подчеркнул Куртыка. (ЭлектроВести/Энергетика Украины и мира)