С начала лета “газовая война” между Россией и Украиной вступила в новую активную фазу. На этот раз – в международных судах.
Выигрыш в этой “битве” важен Украине не только потому, что позволит получить 2,56 млрд. грн. (эти деньги все равно пойдут не в бюджет, а достанутся НАК “Нафтогаз”). Но и потому, что суды могут отсрочить продвижение проектов под названием “Северный поток”, которые, по расчетам российских топ-менеджеров, призваны поправить пошатнувшееся материальное положение страны-агрессора.
Россия “огрызнулась”
Как рассказывал сайт “Сегодня”, в конце 2017 года и в феврале 2018-го НАК “Нафтогаз” выиграл два дела в Стокгольмском арбитражном суде против российского “Газпрома”. Суд обязал россиян отказаться от грабительского принципа “бери и плати” в контракте с Украиной, а также выплатить компенсацию за недопоставленные объемы газа для транзита. При этом требования “Газпрома” о штрафах за якобы незаконно отобранный “Нафтогазом” транзитный газ были отклонены. В итоге российская газовая компания, которая раньше постоянно кричала об украинских долгах и с их помощью держала Украину на крючке, сама оказалась должна нам. И немалую сумму – 2, 65 млрд. долларов после вычета украинских долгов.
Однако “Газпром”, недовольный исходом судебных споров, решил поогрызаться. Российская компания вернула “Нафтогазу” предоплату за мартовские поставки, заявив, что не будет поставлять газ в Украину. Но Украина не замерзла. “Нафтогаз” обратился к предприятиям и гражданам с призывом войти в положение и прикрутить вентили по всей стране. А уже через пару дней Украина подписала контракт на поставки газа с польской PGNiG, и ситуация с поставками голубого топлива стабилизировалась.
После этого “Газпром” заявил, что начинает процедуру разрыва контрактов с Украиной как на поставки газа для нужд страны, так и на его транзит в Европу. Причем обратилась в тот же самый Стокгольмский суд. Поставлять газ на конкурентных условиях, основанных на европейских принципах и на решении международного арбитража, в “Газпроме” сочли невыгодным.
Многие эксперты были удивлены позицией россиян. Срок российско-украинского газового контракта истекал весной 2019-го, и судебные тяжбы вряд ли закончились бы раньше этого срока. По их мнению, единственное, чего мог добиться “Газпром” в этой ситуации, – еще больших финансовых неприятностей для себя и крупных имиджевых потерь для страны.
“Отказ “Газпрома” выполнить решение международного арбитража ставит под вопрос его благонадежность как партнера европейской газовой индустрии. Невыплата присужденных трибуналом средств свидетельствует о высокой вероятности невыполнения “Газпромом” контрактов и в отношении других контрагентов”, – заявил, в частности, главный коммерческий директор “Нафтогаза” Юрий Витренко.
Но выполнить беспрекословно решение суда – означало бы для российской стороны проиграть в газовой войне, которую она ведет против Украины с конца 90-х. Поэтому она решила продолжить “сражение”.
В конце марта “Газпром” подал апелляцию на решения Стокгольмского арбитража по транзитному контракту. Ну, как апелляцию… Вердикты этого суда, в принципе, не подлежат оспариванию, но юристы признают, что существует ряд возможностей “прицепиться” к процедурным деталям. Хотя добросовестные компании практически не пользуются этими “лазейками”, а если кто-то и пользуется, то чаще всего проигрывает. Но “Газпром” решил не упускать шанс. Как писали СМИ, российский газовый монополист взялся доказать, что “стилистика” решения арбитражного суда неоднородна, и это якобы может свидетельствовать о вмешательстве “третьих лиц” в принятие решения.
В свою очередь, “Нафтогаз” также подал иски в суды, требуя ареста активов российской компании (денег на счетах, и, собственно, газа) и принудительного взыскания всей суммы долга.
Аресты активов
Летом судебная эпопея вступила в активную фазу. В ответ на ходатайство Украины европейские суды один за другим начали выносить решения об аресте активов “Газпрома”.
В первые дни июня судебные приставы явились в швейцарский офис российского проекта “Северный поток” и “Северный поток-2”, чтобы арестовать акции компании. Активы “Газпрома” были заблокированы в Нидерландах и Британии. По словам премьер-министра Владимира Гройсмана, украинские активы “Газпрома” также были арестованы.
13 июня Апелляционный суд шведского округа Свеа постановил приостановить исполнение решения Арбитражного суда Стокгольма по транзитному контракту. В “Газпроме” решили, что, приостановив решение Стокгольмского арбитража, они счастливо избежали ареста активов по искам “Нафтогаза”. Но радость длилась недолго. 19 июня коммерческий суд Лондона удовлетворил еще одно ходатайство “Нафтогаза” и разрешил заморозку активов “Газпрома” на территории Англии и Уэльса.
Украинская сторона оспорила постановление шведского суда и убеждена, что сумеет добиться продолжения арестов имущества “Газпрома”.
“Апелляционный суд может приостановить решение о принудительном исполнении решения арбитражного трибунала в том случае, если предоставлены весомые доказательства. Которые покажут, что существует значительная вероятность того, что решение может быть пересмотрено. Но пока мы со своей стороны еще даже не предоставили свои аргументы. То есть речь идет о техническом решении, которое в ближайшее время может быть пересмотрено в нашу пользу”, – объяснил Юрий Витренко.
По оценкам специалистов, пересмотр решения Стокгольмского арбитража может занять не один год. И все это время активы “Газпрома” могут оставаться под арестом. В том числе будут заблокированы акции “северных потоков”, о чем заявил премьер-министр Владимир Гройсман. Если же Россия по-прежнему будет отказываться платить, заблокированные активы будут проданы на аукционах, как предусмотрено европейским законодательствам. Как надеются в Украине реализация геополитического проекта Кремля по строительству газопроводов в обход нашей страны продолжится еще не скоро. (Александра Романюк, Сегодня/Энергетика Украины и мира)