Соединенные Штаты Америки сегодня имеют второй по размерам в мире автопарк электромобилей, состоящий из 750 тыс. машин. Впереди только Китай.
Ранее мы писали про стимулирование продаж электромобилей в Норвегии. Сегодня посмотрим на второй по величине рынок в мире – США.
За 2017 год на территории страны было реализовано свыше 200 тыс. электромобилей и подзаряжаемых гибридов, но их рыночная доля все еще мала и составляет чуть более 1%. Стоит отметить, что около половины всех продаж экологически чистых транспортных средств в США приходится лишь на один штат – Калифорнию, которая поставила цель 5 млн. электромобилей и 250 тыс. зарядных станций к 2030 году.
Что касается зарядных станций, то их количество в США за шесть лет выросло в 10 раз и превысило 50 тыс. штук, при этом треть из них расположена в Калифорнии.
Интересно, что страна до сих пор не имеет национальной цели по переходу на электрический транспорт, хотя многие штаты ставят собственные цели и применяют соответствующие меры стимулирования, независимо от федерального правительства. Так, 9 штатов имеют целевые уровни продаж электромобилей, а 38 имеют какие-либо льготы для их владельцев.
Материальное стимулирование
Субсидии на покупку (федеральный уровень, уровень штатов)
C 2010 года в США на федеральном уровне существует налоговый вычет на покупку нового электромобиля в размере 7500 долларов. То есть покупатель электромобиля освобождается от выплаты налогов государству на вышеупомянутую сумму.
В дополнение к этому, 11 штатов ввели собственные субсидии на покупку электромобилей. Размер компенсационных выплат варьируется от 1000 долларов (Юта) до 6000 долларов (Колорадо).
Нулевой транспортный налог (федеральный уровень)
В США транспортный налог включен в стоимость топлива, поэтому владельцы электромобилей естественным образом от него освобождены.
Бесплатные парковки (уровень штатов и муниципалитетов)
В Неваде и на Гавайях парковки для электромобилей полностью бесплатны на всей территории штатов. Несколько городов в других штатах также ввели бесплатную парковку для электромобилей. В их число входят: Сакраменто, Санта-Моника, Сан-Хосе, Цинциннати, Нью-Хейвен, Солт-Лейк-Сити, Нашвилл, Орландо и другие.
Сниженные тарифы на электричество (уровень муниципалитетов)
В 19 муниципалитетах установлены льготные тарифы на электроэнергию для владельцев электромобилей. Как правило, они действуют в ночные часы.
Нематериальное стимулирование
Специальные наклейки на электромобили (уровень штатов)
С целью предоставления привилегий на дорогах электрическому транспорту, в 10 штатах предоставляются специальные наклейки “чистое транспортное средство” для владельцев электромобилей.
Доступ на выделенные полосы (уровень штатов)
В 13 штатах электромобили могут свободно передвигаться по выделенным полосам.
Развитие инфраструктуры
Субсидии на установку зарядной станции (федеральный уровень, штатов и муниципалитетов)
С 2007 года в США на федеральном уровне существует налоговый вычет на установку зарядных станций в размере 30% от стоимости станций. Для физических лиц максимальная сумма вычета – 1000 долларов, для юридических лиц – 30000.
Помимо этого, во многих штатах существует стимулирование и поддержка домашних (в 20 штатах) и общественных (в 28 штатах) ЭЗС. Три штата: Вашингтон, Орегон и Калифорния успешно завершили проект по строительству зарядных станций каждые 40-80 километров вдоль основных автомагистралей на Западном побережье США.
Более того, 15 муниципалитетов имеют собственные программы развития зарядной инфраструктуры, 6 предоставляют субсидии на их строительство.
Стимулирование автопроизводителей
Экологические стандарты для транспортных средств (федеральный уровень, уровень штатов)
В США с 1970 года действует федеральный закон “О чистом воздухе” (Clean Air Act), ограничивающий выбросы вредных веществ, в том числе от транспорта. Также с 1977 года на все транспортные средства на территории США распространяются стандарты эффективности потребления топлива (CAFE).
В Калифорнии действуют еще более жесткие стандарты на выбросы транспортных средств, которым следуют еще несколько штатов.
Стандарты постоянно ужесточаются, тем самым автопроизводители вынуждены инвестировать в производство эффективных и экологически чистых авто, в том числе электромобилей.
Программа “Транспортные средства с нулевыми выбросами” (уровень штатов)
В 1990 году Калифорния запустила программу “Транспортные средства с нулевыми выбросами” (Zero Emission Vehicles), c целью ускорить развитие экологически-чистого транспорта. На сегодняшний день к программе присоединились еще 9 штатов.
Программа налагает требования на автопроизводителей выпускать определенную долю автомобилей с нулевыми выбросами. Более того, в ее рамках действует система торговли квотами на ZEV между производителями, а несоблюдение требований влечет за собой штраф в размере 5 тыс. долларов за каждый недостающий электромобиль. По расчетам, в результате выполнения требований программы более 15% продаж легковых автомобилей, пикапов и легких коммерческих машин в 2025 году будет приходиться на транспортные средства с нулевыми выбросами.
Гранты на исследования и производство экологически-чистого транспорта (федеральный уровень, уровень штатов)
Правительство США регулярно выделяет средства автопроизводителям для разработки более эффективных и продвинутых аккумуляторных батарей и развития производства экологически-чистого транспорта. За все время было потрачено свыше 8 млрд. долларов и создано свыше 35000 рабочих мест. Такие штаты, как Калифорния, Джорджия, Иллинойс, Южная Каролина и Вирджиния оказывают дополнительную поддержку автопроизводителям из собственного бюджета.
Государственные закупки
Закупка электрического транспорта для муниципальных нужд (уровень штатов и муниципалитетов)
10 штатов имеют цели по закупкам электрического транспорта. Лос-Анджелес, Сиэтл, Сан Франциско и Портленд создали движение в поддержку электромобилей, в котором сейчас около 30-ти городов. Партнерство предполагает закупки более 100 тыс. единиц электрического транспорта для муниципальных нужд (полицейские авто, мусоровозы, автобусы и т.д.).
Выводы
Как можно судить, большинство мер стимулирования экологически чистого транспорта в США проводится на уровне штатов.
При этом стоит отметить, что безусловными лидерами по развитию электромобилей являются штаты Западного побережья, среди которых особо выделяется Калифорния. Это можно объяснить совокупностью нескольких благоприятных для отрасли факторов, таких как: теплый климат, высокий уровень доходов населения, чистая энергетика и обеспокоенность населения по поводу проблемы загрязнения воздуха.
При сохранении текущих тенденций, количество электромобилей и подзаряжаемых гибридов в США в 2018 году преодолеет отметку в 1 миллион – цель, которую Барак Обама, во время своего президентства, планировал достичь к 2015 году. (ЭлектроВести/Энергетика Украины и мира)