Заморозка розничных цен и рост оптовой стоимости топлива может привести к закрытию половины всех заправок в России. Об этом “КоммерсантЪ” рассказал глава Независимого топливного союза (НТС) Павел Баженов.
По его словам, речь идет о независимых АЗС, которые закупают топливо у вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК).
“Независимые заправки – это именно те заправки, которые часто располагаются в отдаленных местностях, куда вертикальные компании принципиально идти не собираются и не пойдут. Сейчас уходят компании с меньшим запасом прочности – небольшие сети, где от одной до трех заправок. Дальше очередь пойдет сетей от пяти АЗС”, – сетует эксперт.
Согласно данным НТС, на федеральной трассе между Нижним Новгородом и Казанью уже закрылось 33 АЗС.
Союз также начал публиковать серии репортажей о закрытии АЗС на своем сайте.
“Это ваши АЗС, на которые вы постоянно заезжали и заправлялись. Где-то покупали вкусный кофе, где-то – пирожки. Их уже нет. И если ситуация с ценообразованием не стабилизируется, то на многих привычных вам заправках вместо стелы с ценой топлива вас будет встречать “кирпич””, – говорится в сообщении к фоторепортажу.
Сейчас в России работают около 25 тыс. АЗС. Примерно 60% из них – это как раз небольшие игроки. В Независимом топливном союзе подсчитали, что если все они закроются, то примерно половина всех автомобилей в стране встанут, даже если оставшиеся заправки будут работать круглосуточно 365 дней в году.
Представитель НТС отмечает: для того, чтобы избежать банкротства малых АЗС, государство должно отпустить розничные цены на топливо или перейти к непосредственному регулированию цен на бензин по всей цепочке, в том числе и в оптовом сегменте. Хотя и эту схему там называют малоэффективной в долгосрочной перспективе.
Еще одно возможное решение проблемы – государство просто выкупает независимые АЗС силами российских ВИНК. Однако те не горят желанием приобретать такие активы из-за антимонопольного законодательства, поделился с “Коммерсантъ FM” мнением вице-президент по PR компании “Роснефть” Михаил Леонтьев.
“Существуют антимонопольные ограничения. Например, наша компания в процессе интеграции активов, которые мы приобретали у той же самой ТНК и “Башнефти”, должна была в рамках антимонопольного регулирования продавать избыточные заправки. То, что они говорят – это, по сути, ультиматум, потому что они выступают с заведомо трудноисполнимыми предложениями, чтобы заставить регулятора наконец обратить внимание на эту ситуацию и предпринять какие-то шаги”, – отметил он.
С середины апреля в России резко начал дорожать бензин: уже в начале июня цена за литр 92-го перевалила отметку в 43 руб., а 95-й стоил больше 45 руб. В итоге правительство РФ снизило акцизы на бензин и дизельное топливо, а также рекомендовало крупным нефтекомпаниям увеличить продажи топлива на бирже на 3%. Последние в свою очередь пообещали заморозить цены на заправках по состоянию на 30 мая.
Однако в оптовом сегменте стабилизации цен не произошло. В итоге независимые игроки покупают у оптовиков топливо, стоимость которого примерно такая же, как и в рознице.
6 июня вице-премьер правительства РФ Дмитрий Козак провел очередное совещание с нефтяными компаниями по ситуации на рынке нефтепродуктов и о параметрах завершения налогового маневра. На нем были согласованы ключевые параметры налогового маневра. Он предполагает отмену вывозных экспортных пошлин на сырую нефть на 5% в год в течение шести лет, а также введение отрицательного акциза на нефть для нефтеперерабатывающих заводов.
С начала марта топливо в европейской части РФ подорожало на заправках на 10%. При этом оптовые цены увеличились на 20%.
В середине мая цены сжиженного углеводородного газа (СУГ) на российском рынке достигли исторического максимума. В европейской части России стоимость мелкооптовых партий СПБТ превысила отметку 30000 руб./т, а цены на заправках – 20 руб. за литр.
Из-за дефицита моторного топлива стоимость бензина на курильском острове Кунашир у военных и перекупщиков превысила 100 руб./л. (Enkorr/Энергетика Украины и мира)