Чиновники решили, как будут наполнять топливный резерв Украины: идея вынашивалась давно, но после недавнего заседания рабочей группы в Госрезерве, стал понятен механизм формирования запаса. Договорились перенять модель Словакии, создав под крылом Госрезерва независимое неприбыльное агентство. Правила его работы уже готовы – разработан соответствующий проект постановления.
Власти отказались от идеи самостоятельного финансирования государственного запаса – такой вариант тоже рассматривался. И утвердили вариант с долевым участием: 70% средств выделит государство, а оставшееся 30% – операторы и участники рынка, также могут привлекаться международные финансовые доноры вместе с коммерческими институтами.
На все про все должно уйти $2 млрд. грн. и 5-8 лет.
Топливо подорожает
Эксперты признают, что выбор комбинированной модели – рациональное решение. Но сразу предупреждают, что повысят цены на топливо на украинских АЗС.
“Идет речь о том, что 30% бюджета обязательного резерва ($600 млн.) будет сформировано за счет налога на обязательные резервы. Безусловно, введение дополнительного топливного налога окажет давление на цены. По нашим предварительным подсчетам это повлияет на удорожание топлива на 4-5 центов на литре”, – рассказал UBR.ua эксперт рынка нефтепродуктов, член набсовета “Интегрум Венчурс” Александр Киримов.
Председатель подкомитета Нефтегазовой ассоциации по качеству нефтепродуктов Виталий Горичко заметил UBR.ua, что целесообразней было бы делать отчисления с тех акцизов, что заправщики и так уже платят. Хотя он и не исключает, что могут принять решение поднять и сами акцизы (что также в итоге скажется на стоимости горючего), которые, к слову, привязаны в Украине к курсу евро. Так что, немалое влияние будет иметь и валютная составляющая.
В то, что власти смогут привлечь международные ресурсы на формирование топливного запаса, эксперты просто не верят.
“Сейчас разрабатывают законопроект и в нем окончательно определят источники финансирования. После этого вынесут на рассмотрение в Раду. Законопроект в стадии разработки и, ориентировочно, будет представлен к ноябрю 2018 г. Так что, пока рано говорить о повышении акциза”, – сказал Горичко.
Вопросы и опасения
Пока проект закона находится в разработке, у самих заправщиков к инициативе Госрезерва больше вопросов, нежели ответов. Хотя они не отрицают важность начинания – это международное обязательство Украины и залог обеспечения государственной безопасности страны.
В тоже время участники рынка назвали ключевые моменты, которые должны выписываться в документе:
- Где будет храниться резервное топливо, и кто будет контролировать его качество.
- Как будет обновляться ресурс, из каких источников.
- Если заправщики захотят воспользоваться ресурсом, то по какой цене смогут его забрать.
- Кто предоставить гарантии того, что коммерческие организации/трейдеры смогут пользоваться необходимым им ресурсом.
- По какому принципу будет сформирован механизм распределения тех 30% отчислений, которые возложены на операторов рынка (например, по доле рынка, или же количеству АЗС).
- Что входит в структуру запасов (ранее говорили, что 30% резерва составит нефть, 70% – бензины и ДТ).
“Для нас не до конца понятно, как доля заправщиков в 30% будет выглядеть на практике. Ранее была информация, что для управления минимальными запасами нефти и нефтепродуктов будет создано независимое агентство, которое на 70% будет принадлежать государству, на 30% – операторам рынка. Если формирование резерва будет осуществлено за счет повышения акцизов, то топливо подорожает. Ведь акциз привязан к валюте, и подвержен курсовым колебаниям. Еще вопрос: акциз поднимут только на бензины и дизтопливо или на газ тоже? Пока много вопросов к предлагаемой модели Госрезерва запасов нефти и нефтепродуктов, но реализовывать ее необходимо”, – подчеркнул в беседе с UBR.ua директор департамента закупок и оптовых продаж компании “Параллель” Леонид Новосельский. (Денис Вергун, ubr.ua/Энергетика Украины и мира)