В Украине менее чем через год должен заработать рынок электроэнергии, в связи с чем перестанет действовать формула ценообразования на электроэнергию, известная под названием “Роттердам+”. Эта формула способствовала увеличению тарифов на электроэнергию, кроме того, критики “Роттердам+” утверждают, что она коррупционна по своей сути. “Апостроф” выяснил, что будет с тарифами после ее упразднения.
Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), решила отказаться от формулы ценообразования электроэнергии, известной как “Роттердам+”. На своем заседании 23 августа 2018 года комиссия отменила свое постановление от 3 марта 2016 года “Об утверждении порядка формирования прогнозной оптовой цены электрической энергии”. “Роттердам+” будет упразднен с 1 июля 2019 года, когда в Украине должен начать действовать рынок электроэнергии. В соответствии с принятым в 2017 году законом “О рынке электрической энергии”, цены на электроэнергию будет устанавливать рынок, а не регулятор.
Противоречивая формула
Учитывая тот факт, что основным топливом для теплоэлектростанций (ТЭС), а также для многих теплоэлектроцентралей (ТЭЦ) является уголь, а также то, что в Украине возникли определенные трудности с поставками угля в связи с оккупацией Россией части Донбасса, была разработана формула, получившая в народе название “Роттердам+”. Она базируется на цене угля, устанавливаемой на товарной бирже в Роттердаме – отсюда и ее неофициальное название. “Плюс” в этой формуле означает расходы по перевалке в портах и доставке этого угля в Украину.
Формула была внедрена в первую очередь для того, чтобы обеспечить поставки угля из-за рубежа, в частности из США, ЮАР, Канады. Однако по факту большая часть угля в Украину поступает из России. Кроме того, в стране используется уголь собственной добычи.
“Роттердам+” вызывал и продолжает вызывать ожесточенные споры на предмет того, является ли эта формула способом сдержать рост цен на электроэнергию для населения или же коррупционной схемой, позволяющей обогащаться олигархам, среди которых чаще всего называется имя собственника энергохолдинга ДТЭК Рината Ахметова.
В марте 2017 года за “Роттердам+” взялось Национальное антикоррупционное бюро Украины (НАБУ), однако результатов расследования на сегодня нет.
В ожидании рынка
“Роттердам+” объективно привел к росту тарифов на электроэнергию, в себестоимости которой 80% занимает уголь. Больше всего пострадали от этого коммерческие потребители электроэнергии, но для населения тарифы также выросли. Вместе с тем сторонники этой формулы настаивают на том, что в Украине тарифы на электроэнергию по-прежнему ниже, чем в других Европы.
В связи с упразднением скандальной формулы возникает вопрос: что будет с ценами на электроэнергию дальше.
“До 2019 года (когда будет отменена формула “Роттердам+”, – “Апостроф”) тарифы сильно меняться не будут”, – высказал мнение в разговоре с изданием аналитик инвестиционной компании Dragon Capital Денис Саква.
Кстати, это обещает и нынешняя глава НКРЭКУ Оксана Кривенко. В одном из недавних интервью она заявила, что до июля 2019 года “существенного повышения тарифа” на электроэнергию не ожидается, при этом “для бытовых потребителей тарифы останутся неизменными”.
Однако бывший член НКРЭКУ Андрей Герус, который является одним из наиболее известных критиков формулы “Роттердам+”, считает, что ее нужно отменять, не дожидаясь июля 2019 года. “Роттердам+” нужно менять на “Роттердам-” уже сейчас, тогда цена электроэнергии снизится на 15%”, – заявил он в комментарии “Апострофу”.
Будем платить больше
Что касается тарифов на электроэнергию после 1 июля 2019 года, то здесь сложнее. “Пока ситуация неясная. До сих пор не убраны дотации населению на электроэнергию. Как будут вводить рынок, тоже непонятно”, – отметил Денис Саква.
Глава НКРЭКУ Оксана Кривенко не исключила, что после введения свободного ценообразования тарифы на электроэнергию, возможно, вырастут.
Ее предшественник на этом посту Дмитрий Вовк также считает, что цены, вероятнее всего, будут расти. По его словам, Украина взяла на себя обязательства внедрить новую модель рынка электроэнергии в соответствии с третьим энергопакетом ЕС. “Если эти действия выполнить, то, скорее всего, цены будут подобны ценам, которые на сегодня действуют в соседних странах Европы, где минимальная цена составляет в районе 10 евроцентов за 1 киловатт/час. Ориентировочно это 3,2 гривны (на сегодня в Украине действует тариф 90 копеек за 1 киловатт/час при потреблении до 100 киловатт/час и 1,68 гривны – при потреблении свыше 100 киловатт/час)”, – сказал бывший глава НКРЭКУ в комментарии “Апострофу”.
Директор специальных проектов научно-технического центра “Психея” Геннадий Рябцев уверен в том, что тарифы на электроэнергию в Украине вырастут с введением свободного ценообразования. По его словам, речь идет о “десятках процентов”.
При этом Рябцев отмечает, что здесь основную роль будет играть не генерация электроэнергии на ТЭС и ТЭЦ, а атомная энергетика. По его словам, сейчас в Украине искусственно сдерживаются тарифы на атомную генерацию, и НАЭК “Энергоатом” неоднократно заявлял, что нынешний тариф на атомную генерацию не позволяет накопить необходимые средства для обеспечения безопасности работы АЭС в будущем.
“Сейчас, благодаря использованию нынешней методики (“Роттердам+”, – “Апостроф”), для тепловой генерации электроэнергии, на мой взгляд, тариф завышен по сравнению с другими видами генерации. Фактически рынок будет способствовать повышению тарифа атомной генерации и снижению тарифа тепловой генерации и генерации возобновляемой энергии. Но поскольку атомная генерация занимает большую часть рынка – порядка 55%, а тепловая генерация – около трети, то такое выравнивание тарифов в конце концов приведет к тому, что в целом тарифы будут расти”, – рассказал эксперт.
Хотели как лучше, а получилось как всегда
Но есть и хорошая новость: со временем, когда рынок электроэнергии начинает полноценно работать, цены, как правило, снижаются. По крайней мере, об этом свидетельствует мировой опыт, в частности наших европейских соседей.
Однако далеко не факт, что в Украине будут созданы реальные конкурентные условия на этом рынке.
Так, Оксана Кривенко опасается возможного сговора участников рынка.
Геннадий Рябцев в свою очередь полагает, что те, кто сегодня имеет монопольное положение на рынке генерации, вряд ли захотят его терять в будущем. “Никто не хочет терять монопольное положение или близкое к монопольному – ни ДТЭК со своей тепловой генерацией, ни НАК “Нафтогаз Украины” на рынке природного газа”, – заявил он.
Эксперт также не исключил, что новые правила на рынке электроэнергии могут быть введены не с июля 2019 года, как это предусмотрено законом, а позже. И связано это будет с предстоящими выборами в 2019 году. “В лучшем случае они заработают с 2020 года – после парламентских выборов (27 октября 2019 года, – “Апостроф”) и формирования нового правительства. И то – если они решат в самом начале своей работы этот непопулярный шаг сделать” – резюмировал Рябцев. (Виктор Авдеенко, Апостроф/Энергетика Украины и мира)