В последнее время в средствах массовой информации актуальной темой для обсуждения сферы гидроэнергетики стал проект строительства каскада Верхнеднестровских ГЭС. Также в адрес ЗАО “Укргидроэнерго” стали чаще поступать информационные запросы о планируемой деятельности в бассейне реки Днестр.
«Электровести» о собрали ряд ключевых вопросов по строительству каскада Верхнеднестровских ГЭС и поставили их генеральному директору ЗАО “Укргидроэнерго” Игорь Сирота.
– Игорь Григорьевич, расскажите, пожалуйста на когда запланирован старт строительства каскада ГЭС в бассейне Верхнего Днестра, в частности в районе. Залещиков?
– Строительство может начаться после прохождения государственных строительной и экологической экспертиз. Согласно действующим строительным нормам Украины проектирование выполняется в три последовательные стадии: ТЭО, проект и Рабочая документация. Разработка каждой стадии происходит после утверждения предыдущей. Однако, стоит отметить, что стадия Проект проходит экологическую и строительную экспертизы заново – в полном объеме, и наличие положительного заключения по ТЭО не дает оснований для положительного заключения стадии Проект.
– Или начались уже проектные работы и в какие сроки они будут проходить?
– Проектные работы еще не начинались, конкурсной закупки на разработку ТЭО не объявлены, поэтому давать оценку относительно возможных сроков хода проектных работ и прохождение экспертиз некорректно. Например, хотя бы потому, что меняется законодательство Украины по управлению водными ресурсами и по оценке воздействия на окружающую среду, и которые будут окончательные требования к режимам работы ГЭС, ответить на сегодня достаточно трудно.
– Насколько сегодня просчитаны риски?
– Влияние строительства ГЭС на окружающую среду зависит от объема компенсирующих природоохранных мероприятий и прогноза изменений в результате антропогенного воздействия в бассейне планируемой деятельности, при этом – во всех случаях – есть обратно пропорциональным масштаба проекта (мощности ГЭС).
Проектные работы, как я уже отмечал, еще не начинались, конкурсной закупки на разработку ТЭО не объявлены, поскольку Закон Украины “Об оценке воздействия на окружающую среду”, который сформирован и принят в 2017 году в соответствии с обязательствами, которые взяла на себя Украина в рамках Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (конвенция Эспо) и Конвенции о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (Орхусская конвенция), в ст. 2 устанавливает дополнительную процедуру проведения оценки (еще до начала стадии ТЭО проектных работ).
По состоянию на 2018 уже выполнен ряд научно-изыскательских работ (1 этап) по анализу района планируемой деятельности и опыта реализации проектов сосуществования объектов гидроэнергетики с территориями с особым природоохранным статусом на примере стран ЕС. Отчеты профильных институтов НАН Украины, в том числе по направлениям геологии, геофизики, геохимии, обнародован в открытом доступе на сайте ЗАО “Укргидроэнерго”.
На этом этапе исследования проводятся не в объеме материалов для разработки Отчета по оценке воздействия на окружающую среду, а в объеме подготовки сообщения о планируемой деятельности.
Об определении объема влияния на окружающую среду и рисков – материалы с выводами оценки воздействия планируемой деятельности на окружающую природную среду, а также анализ рисков возникновения нештатных ситуаций с плотиной – будут состоять на следующих этапах проектирования.
– Общественность взволнована, идет ли речь об отселении людей в случае возможного затопления населенных пунктов?
– По затопления окрестных сел – хочу обратить внимание, что для района верхней части реки Днестр имеются лишь неактуализированном картографические материалы, поэтому данные по площадям затопления или изменения береговой линии не могут быть основанием для проведения обоснований или экспертиз. Подробная топографическая карта и модель рельефа могут быть созданы только после проведения соответствующих изысканий и уже потом, на основании этих данных, путем моделирования могут быть определены напоры и уровне, площадь зеркала и объем водохранилища и др.
По результатам изысканий и технико-экономических расчетов количество ГЭС, места их расположения, а также высота плотин и размеры водохранилищ ожидаемо могут быть изменены.
До завершения разработки проектной документации и проведения общественных слушаний говорить о перемещении береговой линии, площадь затопления или количество отселения преждевременно.
Строительство может начаться только после урегулирования в рамках действующего законодательства Украины имущественных/компенсационных вопросов с собственниками земельных участков и недвижимости, попадать в зону воздействия утвержденного проекта.
Я часто слышу, что с началом строительства затопят 30000 гектаров, 100000 гектаров земли, мы будем забирать у людей недвижимость и земли. Хочу подчеркнуть еще раз и пусть все услышат: мы стремимся диалога с общественностью и ничего без ее согласования строить не будем!
– Учитывается позиция местных общин, экологов и активистов?
– В целом можно сказать, что есть несколько факторов, которые как выступают против идеи строительства, так и наоборот – делают его социальной потребностью. Строительство ГЭС Верхнеднестровские каскада будет признано целесообразным, когда экономические, экологические и социальные требования найдут в проекте баланс и стоимость мероприятий по борьбе с последствиями наводнений в регионе, развития инфраструктуры в регионе, накопления воды в летний период для компенсации глобального потепления, потребности в пиковой электроэнергии, а также последствия бездействия по этим аспектам, сравняются с влиянием проекта на социальную и природную среду с учетом дополнительных природоохранных мероприятий в контролируемой зоне ГЭС, как части мер поддержки территорий с особым природоохранным статусом.
Каждый из этих компонентов будет изучаться при разработке ТЭО, результаты выносятся на публичное обсуждение. Поскольку только проектирование займет несколько лет, прогнозировать вес каждого компонента в районе планируемого строительства трудно.
ЗАО “Укргидроэнерго” известна позиция противников строительства, активно ее продвигают. Но существует и другая позиция граждан Украины, которые считают строительство ГЭС целесообразным и вполне приемлемым – при условии соблюдения природоохранных норм и применения современных мировых практик. По нашим данным, большинство людей просто недостаточно осведомлена о состоянии проекта строительства ГЭС в верховьях реки Днестр, в то же время, отдельными лицами намеренно создается однобокая точка зрения.
Сейчас местными общинами и представительными органами в районе верховьев реки Днестр объявлено о планах развития народного “зеленого” туризма, но отсутствуют данные, что хоть один из проектов проходил стратегическую, государственную экологическую или хотя бы строительную экспертизы. Самотеком развитие туристической инфраструктуры без детального проекта и его всестороннего рассмотрения приводит к деградации биоразнообразия и уязвимости к наводнений и паводков, характерные для этого региона. Более того, развитие инфраструктуры массового туризма невозможно без существенного роста неконтролируемого антропогенного воздействия на наиболее уязвимые участки природно-заповедного фонда.
Не собираясь углубляться в дискуссию относительно оснований и последствий ситуации, искусственно создается вокруг проекта, ЗАО “Укргидроэнерго” последовательно работает в правовом поле законодательства Украины и исходит из того, что время и хорошая работа меняют настроения людей. Нашей целью является намерение через совместную работу с местными жителями во время изысканий сделать их более информированными о том, что они получат от реализации такого проекта. Ведь мировая практика возрождения государств и регионов по экономическому пропасть показывает, что обязательным условием является опережающее создание инфраструктуры: дорожной, торгово-коммунальной, энергетической.
Чтобы местный бизнес имел возможность развиваться, необходимо восстановить приличные автомобильные дороги, обеспечить людей (как местных так и приезжих) чистой питьевой водой и санитарными условиями, создать резерв генерирующих мощностей и сетей электроэнергетики. Каждое из этих направлений для своей реализации требует большого количества долгосрочных строительных проектов, которые несколько лет готовятся, анализируются и дискутируются. Такие изыскания всегда за собственные средства финансирует не местная община, а инициатор проекта, как в данном случае и будет действовать АО “Укргидроэнерго”.
– Можете ли Вы привести пример из мировой практики, когда общественность и экологи были согласны со строительством дамб?
– Да. В мировой практике есть немало примеров. В частности Нидерланды, а точнее территории, которые сейчас входят в состав Королевства десятилетиями страдали от наводнений. Осенью 1952 нидерландский министр транспорта и водного хозяйства раз поручил специализированном проектном института изучить возможность перекрытия одного из рукавов дельты Рейна. Геологические и гидрологические исследования продолжались, и вдруг море потеряло терпение. Страшные кадры катастрофы, обрушившейся в феврале 1953 года, показывались по телевидению и обошли экраны всего мира. Государственные деятели высказывали нидерландским послам соболезнования в связи с национальной трагедией, Красный Крест передал одежду и продовольствие. А что происходило в самой “стране, защищенной плотинами”? Проекты создания дамб, годами ждали обсуждения – вдруг получили повышенное внимание. Все пришло в движение: министерства, экономисты, проектировщики, строительные фирмы. Уже на двадцатый день после катастрофы была создана специальная комиссия, которая оперативно разработала проект комплексной защиты польдеров в Зеландии и Северном Брабанте, а также в Южной Голландии и Утрехте. В четыре провинции были назначены уполномоченные при административных органах, наделены правами принимать решения и отвечающие за выполнение требований и приказов правительственной комиссии.
Предметом публичных дискуссий стало принципиальное решение: надо ограничиваться только укреплением дамб, возводимых в дельте, или же перекрыть ее мощными дамбами, препятствующих поступлению морских вод. Правительственная комиссия вместе с гидрологическим институтом в Делфте почти год изучала оба варианта, в итоге предпочтение было отдано второму проекту.
Комиссия назвала свой проект “Дельта” и 5 ноября 1957 представила его нидерландском парламента для одобрения. Парламент принял проект и издал знаменитый закон, который признал проект государственным делом особенно важное значение. Так, четыре года спустя, было узаконено строительство дамб на четырех рукавах дельты – либо на четырех морских заливах – Харингвлит, Гревелинген, Восточная Шельда и Вергата, затем сведения третьей, так называемой вторичной дамбы в Зандкреке, Гревелингене и Волкераке и, наконец, создание гигантского заграждения от наводнений на реке Холландсе-Эйссел для защиты больших польдеров в Делфта и Гауди.
Этот пример наглядно иллюстрирует сложность конфликта в вопросах общего пользования водными ресурсами крупных рек на уровнях “пользователь / местная община / гражданское общество”, а также процесса нахождения компромисса между текущим положением вещей и ожидаемыми последствиями глобальных процессов.
– Какова позиция компании сегодня, несмотря на сопротивление общественности и большое количество недостоверных фактов о планируемой деятельности в бассейне реки Днестр?
– Позиция ЗАО “Укргидроэнерго” соответствует современной мировой практике устойчивого развития общества и развития энергетики на возобновляемых источниках: сначала изучить потенциальный регион, затем определить все факторы и сделать моделирование развития ситуации по сценарию “как есть” и “как будет”, разработать компенсируя меры для достижения целевых показателей, приемлемых для всех стейкхолдеров, провести публикацию и обсуждение проектных решений и оценки воздействия на окружающую и социальную среду.
В конце еще раз хотел бы заметить: Укргидроэнерго – компания открыта к общению. Мы стремимся конструктивного диалога с общественностью, органами власти, партнерами и инвесторами. И в процессе прохождения всех стадий проектирования мы обязательно будем согласовывать все вопросы с общественностью, молдавской стороной, экологическими организациями и заинтересованными сторонами. Наша миссия – работать на благо страны, укрепляя ее энергонезависимость и делая жизнь каждого гражданина Украины комфортным. (ЭлектроВести/Энергетика Украины и мира)