Рост цен на бензин и дизельное топливо в рознице начался с 20-х чисел августа. В среднем за этот период цены на бензины выросли на 3,60 грн./л (12%), а на ДТ – на 4 грн./л (15%). Какие факторы влияют на рынок, и почему на следующей неделе стоимость топлива снизится на 1 грн./л – об этом директор “Консалтинговой группы А-95” Сергей Куюн рассказал на пресс-конференции в Glavcom.

Почему растут цены?

Рост цен наблюдается уже второй месяц, и на это есть две основные причины. В начале августа произошла девальвация гривны – она опустилась по отношению к доллару с 26 до 28. Импорт составляет 80-85% потребностей Украины в нефтепродуктах. Чем дороже валюта, тем выше цена закупки: каждая гривна в курсе доллара – это дополнительные 80 коп./л на АЗС. Вырос в августе курс на 2 грн., значит, в среднем на 1,6 грн./л повысилась цена на топливо.

Потом начался усиленный рост цен на нефть. C $72/барр в начале сентября стоимость увеличивалась до $85/барр. Это цена на 10 октября. Основана причина – угроза санкций по отношению к Ирану – одному из крупнейших экспортеров нефти. Таким образом, сначала девальвация гривны, а потом рост цен на нефть привели к тому, что за два месяца стоимость нефтепродуктов выросла больше, чем на 10%.

Решит ли проблему снижение акциза?

Порядка 50% в розничной цене – стоимость импортного топлива на границе. 35% уходит на налоги – акцизный сбор и НДС. Оставшиеся 15% занимают логистические затраты и прибыль розничных операторов. Она не превышает 3-4 грн./л – и это “грязная маржа”, с которой потом будут уплачены налоги.

При текущей цене в 33 грн./л на налоги приходится порядка 11 грн./л, из которых 6 грн./л составляет НДС и 5 грн./л – акцизный сбор. Даже если акцизный налог сократить наполовину, цена упадет лишь на 10%.

Хоть нефть будет $100/барр, как прогнозирую трейдеры, потребитель снижение акциза не заметит, зато бюджет получит огромную пробоину.

На данный момент 50% акцизного сбора идет в Дорожный фонд. Вопреки скепсису, что, мол, дороги не строят, в этом году ожидаются рекордные поставки битума – основного материала для строительства дорог. Это может быть рекорд за последние 10 лет! Если уменьшить акциз, процесс строительства дорог остановится.

Другое дело, что во всех странах акциз в национальной валюте, а у нас – в евро. Такая привязка провоцирует рост цены при каждом ослаблении гривны. Если бы акциз был в гривне, топливный рынок спокойнее бы переживал курсовые колебания.

Что еще влияет на цену?

Недобросовестная конкуренция усугубляет ситуацию. Наблюдается рост нелегальной сбытовой сети. Эти объекты работают без документов, без кассовых аппаратов, и оттягивают на себя продажи легальных операторов. Без налоговой нагрузки, затрат на безопасность они продают топливо на 6-7 грн./л дешевле. Их количество достигло 1,5 тыс., и они покрывают 15-17% продаж ДТ и 30-50% сжиженного газа.

Кроме того, растут объемы контрабанды. Она не такая прямая, как было при правительстве Януковича. Сегодня основная схема контрабанды – это завоз авиационного топлива. Поставки авиатоплива в полтора раза больше, чем наши потребности в нем. 30% от этого объема не попадает в аэропорты: топливо смешивается с ДТ. Акцизная ставка на авиатопливо в семь раз ниже, чем на дизель – “экономия” на акцизе составляет 100 евро/тыс. л.

За 8 месяцев этого года объем авиатоплива, который не был направлен в аэропорт, составил 160 тыс. т. Государство потеряло порядка 950 млн. грн. неуплаченного акцизного сбора. Основной объем авиатоплива для этих нужд поступает через порт в Николаеве. Однако, налоговая служба отказывается это замечать.

В итоге у легальных операторов продажи снижаются, а затраты остаются прежние. Стараясь держать рентабельность на меньших объемах, они не могут так же быстро, как недобросовестные конкуренты, реагировать на изменение конъюнктуры.

Какой прогноз?

Рынок уже синхронизировался с новыми ценовыми реалиями, и теперь все зависит от того, какой будет цена на нефть. Сейчас цена пошла вниз: на 10-е октября было $85/барр. – сегодня $81/барр. Я уверен, что на следующей неделе стоимость бензина снизится минимум на 1 грн./л.

Розничный бизнес работает на обороте, высокая цена – враг этого бизнеса. Когда ставишь высокую цену, клиенты либо снижают потребление, экономят, либо переходят к конкуренту. АЗС зарабатывает свои 3-4 грн., что при цене 20 грн./л, что при 35 грн./л. Только при 20 грн./л продаж будет намного больше. Поэтому рынок всегда ищет возможности, чтобы цену снизить. (Виталий Крижевский, Enkor/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий