Школа журналиста-нефтяника работает на Кондинском месторождении Эргинского кластера в Югре. Ее открытие было приурочено к добыче первого миллиона тонн нефти на этом промысле, который разрабатывает НК “Конданефть”. Представителям СМИ удалось не просто увидеть работу одного из месторождений кластера, но и выслушать доклады приглашенных экспертов отрасли. Одним из самых интересных и актуальных выступлений стал доклад директора Научно-аналитического центра рационального недропользования Югры Александра Шпильмана.

В интервью Агентству нефтегазовой информации Александр Шпильман рассказал о своих впечатлениях и о том, как “Конданефти” удалось добиться высоких показателей добычи нефти, что должны знать журналисты о нефтедобыче, и как в России соблюдаются принципы рационального недропользования.

– Александр Владимирович, расскажите о поездке на Эргинский кластер. Как вы оцените условия работы и организацию труда нефтяников?

– От поездки остались очень хорошие впечатления. Своими глазами увидел, как тщательно предприятие соблюдает технологии первичной подготовки нефти, как проявляет заботу о персонале. Мы посетили места проживания сотрудников, познакомились с технологиями подготовки внутреннего использования воды, обсудили экологические вопросы. “Конданефть” применяет высокотехнологические подходы к добыче, руководство крайне аккуратно относится и к технологиям, и к природе, и к людям.

Само мероприятие, безусловно, праздничное – на Эргинском кластере добыли первый миллион тонн нефти за год с начала разработки. Объем эксплуатационного бурения достиг 1 млн. метров.

Это свидетельствует о том, что “Роснефть” осваивает Эргинский кластер быстрее, чем обычно развивается работа на месторождениях.

Для достижения таких зримых результатов было пробурено достаточно много скважин. Это, конечно же, и поспособствовало успеху. Мне удалось зарядиться праздничным настроением, да и было радостно от самого пребывания на Кондинском месторождении, общения со специалистами.

– Вы прочли лекцию для журналистов-нефтяников. Это был интересный опыт? Необходимо ли организовать подобное обучение на других месторождениях Западной Сибири?

– Безусловно, правильно продолжать опыт “Роснефти”. Я приветствую такие начинания. Очень важно демонстрировать журналистам производство, процесс добычи нефти. Я считаю, что поездку на Эргинский кластер компания организовала хорошо и качественно.

Посоветовал бы организовать школу журналиста-нефтяника на Приобском месторождении. Интересно посмотреть, как проходит ГРП. Если специалисты “Роснефти” захотят вам показать поисковую скважину – соглашайтесь сразу. Каждое посещение месторождения – это огромный опыт для любого человека. Кстати, месторождений у компании хватит, можете не сомневаться.

– Расскажите подробнее о вашем докладе. Как вы считаете, материал был полезен журналистам?

– Выступить с докладом перед журналистами меня пригласили как известного специалиста по ресурсной базе, которому детально известна ситуация с запасами и ресурсами нефти в Югре. У меня большой опыт чтения лекций студентам и специалистам, поэтому я четко знаю, каких принципов необходимо придерживаться при подготовке доклада. Меня предупредили, что мои слушатели – это журналисты, поэтому некоторые термины и понятия, известные нефтяникам, я доступно разъяснил, рассказал, чем запасы отличаются от ресурсов, а также об обеспеченности Югры ресурсами нефти, перспективах по добычи нефти.

Для журналистов этот опыт весьма полезен. Это позволит им корректно пользоваться отраслевой терминологией и верно формулировать вопросы. Я надеюсь, что обучение помогло им уже при написании материалов о поездке на Эргинский кластер.

Я получил удовольствие от выступления – аудитория была внимательной, несмотря на сложность темы, слушатели активно задавали вопросы. Для лектора обычно очень важна реакция аудитории.

– Какие еще темы, на ваш взгляд, можно вынести на обсуждение в школе журналиста-нефтяника?

– Тем очень много, одна из них была вынесена дополнительно – это экологическая безопасность на Кондинском кластере.

Также важно ознакомить журналистов, работающих в Югре, с технологией поиска нефтяных залежей, сейсморазведкой, технологией бурения и многим другим. Они должны четко знать, как идет разработка и открытие месторождений, и по этим темам можно прочесть целый курс лекций. Мне кажется, часто журналисты не совсем представляют, что на самом деле происходит в нефтегазовой отрасли. Если специалисты понимают, как добывают нефть на Эргинском кластере, то журналисты видят только большие бочки и оборудование, не представляя специфику работы. Именно с помощью таких курсов можно дать людям возможность стать профессиональнее в этих вопросах. А это позволит им донести интересную и правильную информацию до читателей.

– Эргинский кластер является, пожалуй, одним из самых перспективных по разработке и добыче в Югре. По вашему мнению, с помощью чего “Конданефти” удалось добиться таких успехов?

– “Конданефть” входит в состав НК “Роснефть”, а это очень мощная компания с большими возможностями. Но это только одна сторона медали. Главное, конечно же, подбор технологий. Специалисты очень серьезно подошли к изучению трудноизвлекаемых запасов с точки зрения геологии и технологии разработки.

Грамотность специалистов – тоже немаловажный фактор, именно они смогли оптимизировать работу и нашли лучшие варианты разработки, которые позволили выйти на такие высокие уровни добычи нефти.

– В чем заключается метод “умного заводнения”, который использует “Конданефть” для извлечения ТРИЗов?

– Термины “умное заводнение” или “умное месторождение” специалисты отрасли используют отчасти в переносном смысле. Конечно, заводнение и месторождение не могут быть умными без человеческого участия.

Под термином “умное заводнение” подразумевается оптимизация методов закачивания воды в пласт. Специалисты для начала изучают, куда вода прорывается, как меняется давление, в какие скважины поступает. Давление повышается неравномерно на всем участке, и могут возникнуть прорывы. Чтобы избежать подобных ситуаций, специалисты изучают структуру пласта, затем корректируют заводнение. Отсюда и появился термин “умное заводнение”, наверное, в противовес “бездумному”.

– Александр Владимирович, на ваш взгляд, отвечает ли современная нефтегазодобыча в России принципам рационального недропользования? Каким оно должно быть?

– Во многом, конечно, отвечает. Но сказать, что все и везде хорошо, тоже нельзя. Где-то происходит перекачка воды, об этом мы говорили уже, и это нехорошо. Для залежи, как принято говорить, это разубоживание запасов. Бывает, что перекачали и запасы стали плохие – и такое тоже происходит довольно часто.

К рациональности могу отнести плотность сеток бурения. Скважины на месторождениях разбуривают друг от друга на расстоянии 500 метров. Иногда сетку могут разуплотнить: не пробурить скважину или пробурить их реже. Такое разуплотнение сетки в какой-то степени нарушает рациональность разработки. В качестве примера приведу Татарстан, где сетки, применяемые на старых месторождениях, имеют значительно более высокую плотность – 15 га на скважину, в ХМАО же в основном – 25 га. Я думаю, что рациональность разработки теперь напрямую связана с плотностью сеток эксплуатационного бурения.

При разговоре о рациональном недропользовании встает вопрос применения различных механизмов при дополнительной добыче нефти на старых запасах. Здесь необходимо обратиться к методам увеличения нефтеотдачи – МУНам.

Конечно, они не всегда используются, потому что считаются дорогими. Чтобы эти методы применять шире, необходимы усилия и со стороны государства: грамотное налогообложение при применении современных технологий при увеличении коэффициента извлечения нефти (КИН) и другое.

Важны усилия и со стороны компаний. Часто такие технологии требуют строительства небольших химических заводов. Общими усилиями, я думаю, можно добиться роста рациональности недропользования.

Все принципы рационального недропользования не перечесть, их очень много и для каждого объекта они подбираются индивидуально.

– Вернемся к Эргинскому кластеру. “Конданефть” продолжает активно развивать месторождения. По вашему мнению, какие еще открытия предстоит сделать на кластере?

– В Эргинский кластер входят Эргинский лицензионный участок (часть Приобского месторождения), Западно-Эргинское, Кондинское, Чапровское и Новоендырское месторождения, расположенные на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры. Поэтому следующим большим достижением предприятия будет ввод в работу всех промыслов.

Это очень серьезный и ответственный шаг, и я надеюсь, что компания это сделает. Конечно, это не так просто. Требуется больше персонала, будут несколько усложненные задачи по другим месторождениям, необходимо будет настроить и скомпоновать общую инфраструктуру всех промысловых участков.

Но у “Конданефти” очень грамотные специалисты, я думаю, они справятся с этими задачами.

Считаю, что можно будет еще раз съездить на Эргинский кластер, если пригласят, когда будут введены все месторождения и когда кластер реально заработает в полном объеме. Это будет невероятно масштабно и интересно. (Агентство нефтегазовой информации/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий