Кабинет министров повысил цены на газ для населения. С 1 ноября топливо будут продавать как гражданам, так и котельным по 8550 грн. за 1 тыс. куб. м. Это на 23,5% больше, чем сейчас.
Решение в Кабмине одобрили единогласно и на всякий случай предупредили – а ведь могли поднять и на 60%. “Я понимаю, что сегодня нас могут критиковать. Но нас покритиковали и пошли домой отдыхать. А мы ответственны за страну. Поэтому мы приняли это непопулярное решение”, – сказал премьер-министр Владимир Гройсман.
“Страна” выяснила, как ударит по карманам украинцев новая газовая цена, из которой формируются и тарифы на отопление и горячую воду.
- Как изменятся платежки?
Сейчас газ, который идет на потребности населения (в том числе на отопление и горячую воду) НАК “Нафтогаз” отпускает теплокоммунэнерго по фиксированной цене в 6,9 тыс. грн./тыс. куб.м. Этот тариф прописан в постановлении Кабмина №187. Документ был принят весной 2017 года сроком на год. Но с весны 2018 года его несколько раз продлевали (в последний раз – до октября 2018 года).
Исходя из этой цены на газ сформированы действующие тарифы, которые в каждом населенном пункте разные. К примеру, в столице с августа этого года для “Киевтеплоэнерго” установлен тариф на отопление 30,2 грн./кв.м (в домах без приборов учета) или 1 337 грн./гкал в многоэтажках со счетчиками, а на горячую воду – 74,5 грн./куб.м – 80,60 грн./куб.м в зависимости от наличия полотенцесушителя.
По этому тарифу за отопление среднестатистической двушки нужно было бы платить более 1,5 тыс. грн. в месяц. Но после повышения цены на газ придется выложить около 1,9 тыс. грн. (правда, многие квартиры в отопительный сезон платят еще больше – 2500-3000 грн., что соответственно приведет к подорожанию на 500-600 грн. в месяц). Горячая вода, если она, конечно, когда-нибудь появится в кранах киевлян, подорожает с нынешних 74,5 грн./куб до 89,5 грн. Всего за тепло, газ и горячую воду придется переплачивать около 1 тыс. грн. в месяц, подсчитали эксперты.
Но сначала новые тарифы еще нужно будет утвердить в НКРЭ, куда теплокоммунэнерго должны подать свои расчеты (помимо цены на газ в тариф включены расходы предприятий, зарплаты персоналу и прочее).
Эксперт Валентин Землянский допускает, что к началу отопительного сезона утрясти все формальности с тарифами тепловики попросту не успеют.
“Это значит, что они должны будут поставлять населению тепло и горячую воду по действующим расценкам, где заложена стоимость газа в 6,9 тыс. грн. А НАК “Нафтогаз” станет им продавать газ уже по новой цене – 8,5 тыс. грн. После утверждения тарифов НКРЭ платежки пересчитают, и людям придется доплачивать. К новому году украинцы получат “подарок” – дополнительные пару тыс. грн., которые нужно будет погасить”, – говорит Землянский.
- Что будет с субсидиями?
Это отдельный вопрос. С одной стороны, потребность в них наверняка вырастет. По оценкам экономиста Виктора Скаршевского, дополнительно понадобится не менее 10-15 млрд. грн., а всего в следующем году на компенсации населению по коммуналке нужно будет не меньше 80-85 млрд. грн.
Плюс – в бюджет следующего года могут перейти и нынешние долги по субсидиям. Есть мнение, что заложенных в главной смете страны на этот год 71 млрд. грн. явно не хватит. Итого сумма может вырасти до 90-100 млрд. грн., что явно много для бюджета-2019, в котором на субсидии заложено даже меньше, чем в этом году – 55 млрд.
А это значит, что власти начнут масштабное сокращение числа получателей субсидий. О том, по каким направлениям это будет происходить “Страна” уже подробно писала.
- Почему повысили цену и когда следующее повышение?
Главная причина, по которой власти решились поднять цену – это огромный груз долгов, который давит на Украину и с которым очень тяжело рассчитаться без помощи МВФ. Только по евробондам в следующем году нужно будет выплатить более 2 млрд. долларов. И если не получить транш, то не исключен дефолт и новый виток девальвации гривны.
Кроме того, к МВФ привязывается и другие кредитные линии международных организаций и стран Запада (в частности 1 млрд. евро макрофинансовой помощи от ЕС).
В общем, во власти решили, что все эти риски явно перевешивают по своим негативным последствиям эффект от повышении цены на газ и отопление. А потому решили поднять цену.
Правда, чтоб не загнать себя окончательно в рейтинговый капкан они выторговали у МВФ поэтапное повышение цены. То есть сейчас, перед выборами, на 23,5 процентов, а в следующем году, в два этапа – до 100-процентного уровня так называемого импортного паритета (стоимости газа, как если б его импортировали из ЕС). Сейчас этот паритет равняется примерно 13-15 тыс. грн. за тыс. куб. м и имеет тенденцию к увеличению вместе с ростом цены на нефть.
То есть в следующем году цены могут вырасти еще чуть ли не вдвое. Согласно утечкам в СМИ, план по повышению примерно такой – с 1 мая 2019 года до уровня 80% импортного паритета, а с 1 января 2020 года цена на газ должна сравняться с импортной.
- А есть ли реальная необходимость повышать цену на газ?
На самом деле эксперты подвергают большому сомнению необходимость повышение цены на газ для населения и коммунальной сферы, который поступает, в основном (на 80 процентов), от собственной добычи. А потому его цена, по идее, не может зависеть от импортного паритета.
Однако, по настоянию МВФ, правительство приняло формулу определения стоимости газа для населения не исходя из реальной себестоимости его добычи в Украине, а исходя из средней цены на немецком хабе (дороже украинского газа более чем в пять раз). К стоимости добавляются затраты на несуществующую транспортировку в Германию через всю Украину, а потом – из Германии до границы Украины. Цена определяется в валюте и конвертируется в гривны.
То есть, это цена сугубо виртуальная, но при этом создающая сверхприбыль за счет граждан “Нафтогазу”, который украинский газ добывает и затем продает населению и предприятиям теплокоммунэнерго. Как сказали “Стране” источники в правительстве, таким образом международные финансовые организации создают сверхрентбельный внутренний рынок газа, на который, в последствии, должны зайти транснациональные корпорации и “снять сливки”.
Экономист Виктор Скаршевский считает, что повышение цены на газ можно было избежать.
“Потребности населения как раз перекрывают объемы внутренней добычи – 15 млрд. куб. м в год дает только “Укргаздобыча”. Со 100% рентабельностью, оплатой ренты, транспортировкой стоимость такого газа не превышает 3,5 тыс. грн. за тыс. куб. м, а это почти вдвое ниже, чем действующий тариф (а теперь уже почти втрое – Прим.Ред.). То есть, впору говорить не о повышении цены на газ для населения, а об его уменьшении”, – говорит эксперт.
Любопытно, что в экспертных кругах обсуждалась идея повысить цены на газ исходя из той доли, которую реально занимает импорт в общем объеме потребления населения и теплокоммунэнерго. Это порядка 20%: из почти 18 млрд. куб. м – только 3,7 млрд. куб. И, в таком случае, подорожание было бы не более 5%. Но такая формула не была поддержана ни на одних переговорах Минфина и Кабмина с Фондом.
- К каким политическим последствиям приведет повышение цены на газ?
Платежки с новыми ценами на газ, отопление и горячую воду придут украинцам уже в начале декабря (за ноябрь). И до первого тура выборов они их успеют получить еще четыре раза (а потом еще один раз перед вторым туром за март). Естественно, любви к украинской власти в лице президента Петра Порошенко (который нацелился идти на второй срок) это, мягко говоря, не добавит.
Очевидно, что Банковая сейчас попытается переложить ответственность за повышение цены на Гройсмана и правительство.
Это же подтвердили “Стране” и в президентской политсиле – крайним хотят сделать премьера, а если потребуется, то и вовсе сдать его.
“При чем Порошенко к тарифам. Это Гройсман не смог договориться с МВФ, значит, он во всем виноват. А если не справился, всегда можно обвинить и уволить”, – говорит “Стране” один из депутатов от БПП.
По информации “Страны”, предлогом для увольнения Гройсмана может стать дело, которое ведет САП. “В САП ведется следствие по тарифообразованию, есть выводы позапрошлогодней комиссии Рады по несправедливому тарифообразованию. Это может всплыть в любой момент”, – уверил нас собеседник.
Правда, схема “президент тут не причем” в данном случае может и не сработать.
Во-первых, за повышение проголосовали все члены Кабмина, включая людей Порошенко. Во-вторых, Гройсман пришел во власти в команде Порошенко, а потому в народном сознании прочно с ними ассоциируется.
А потому вряд ли удастся сделать “крайним” премьера. Тем более, что сам президент неоднократно выступал за продолжение сотрудничества с МВФ. То есть – и за повышение цены на газ.
“У нас народ четко знает: премьер всегда делает то, что говорит президент. Порошенко поставил крест на своем потенциальном президентсве. Но он сознательно на это пошел. Значит – нет даже теоретических шансов протащить его во второй тур”, – считает политолог Дмитрий Корнейчук.
Кроме того, активно тему роста стоимости газа и коммунальных услуг будет поднимать и оппозиция.
Сопредседатель Оппозиционного блока Юрий Бойко уже назвал повышение цен на газ геноцидом.
“Они закладывают повышение стоимости газа с ноября на 23%, как договорено с МВФ. Это террор и геноцид. Нет никаких оснований поднимать цену газа собственной добычи. Напротив, тарифы должны быть уменьшены минимум вдвое”, – сказал Бойко.
Раскритиковала решение о повышении цены и Юлия Тимошенко, пообещав, в случае своей победы на выборах, снизить цену в два раза.
Ситуация для властей усугубляется еще и тем, что компенсировать негативный пиар-эффект от роста цен на газ за счет увеличения соцвыплат вряд ли получится. По настоянию того же МВФ бюджет подготовлен очень жесткий, с минимальным ростом социальных стандартов. Причем Фонд планирует выдать первый транш кредита не раньше, чем бюджет будет принят в окончательном чтении (то есть, чтоб по ходу туда не внесли правки).
В таких условиях Порошенко, судя по всему, будет и дальше усиленно педалировать тем, далекие от социально-экономических вопросов – “армия, мова, вера”, накаляя обстановку в стране.
Правда, на фоне новых платежек за коммуналку даже Томос не слишком прозвучит.
Но, в конечном итоге, все зависит от того насколько оппозиция сможет изменить навязываемую сейчас Порошенко повестку дня предвыборной кампании вокруг темы религии, языка и войны.
“Президент выбрал стратегию политизации избирательной кампании, поиска врагов Украины и друзей Путина. Он заточен на средневековую повестку, хотя, если разобраться его тезисы противоречат друг другу. Например, в той же армии служат разноязычные и разной веры люди. Но четко очевидно, что Порошенко не собирается говорить о проблемах страны, и будет избегать экономической и тарифной тематики. Хотя именно эта проблематика в первую очередь волнует людей – война, бедность, нищета, коррупция, массовый выезд за границу”, – говорит Небоженко.
“Порошенко работает в рамках своей триады – “Армия, мова, вера”. А в социально-экономической повестке его позиции намного слабее. Поэтому главная задача оппозиции сейчас – перевести дискурс с языка и веры на тарифы и хлеб. Холодильник всегда будет побеждать телевизор”, – считает политолог Андрей Золотарев. (Виктория Венк, Галина Студенникова, Страна.ua/Энергетика Украины и мира)