Новый отопительный сезон в Украине начался под лозунгом очередного подорожания. С прошлого года цена антрацита поднялась на 20%, и достигла к началу октября 2018 г. $119/т по формуле “Роттердам +”. Газовый уголь оказался менее дорогим – $99,2/т. Хотя пользуется не таким высоким спросом как сорт “А”, на котором работает большинство украинских ТЭС и ТЭЦ.

“Уголь подорожал пропорционально росту цен на нефть. Если нефть будет дорожать и дальше, то пропорционально будет подниматься и стоимость импортного угля”, – объяснил UBR.ua директор энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений НАНУ Валентин Землянский.

Антрацит в принципе самая дорогая и в тоже время редкая марка угля. Главные его добытчики – Китай, Вьетнам и Северная Корея, но почти ничего не экспортируют. Сами потребляют все добытое в своих шахтах. Еще есть ЮАР, из которой Украина возила антрацит в прошлом году. “Там он дешевле, чем в Европе. Однако затраты на транспортировку съедают это ценовое преимущество”, – заметил UBR.ua член наблюдательного совета Института стратегических исследований Юрий Корольчук.

В Южноафриканской республике та угля сейчас стоит $105, а с учетом транспортировки в Украину – $125. Так что впору рассматривать и других крупных экспортеров: США, РФ, Австралия.

“Даже если покупать дешевый уголь в ЮАР, его поставка на украинские ТЭС с учетом логистики будет обходиться дороже чем в РФ. Российский уголь можно перевозить прямо вагонами на ТЭС, для африканского необходима перевалка в порту. Найти дешевый уголь сейчас на мировом рынке невозможно, тот же антрацит дешевле 100 долларов за тонну нигде не купишь”, – заверил Валентин Землянский.

Откуда возим

На текущий момент РФ – крупнейший в мире экспортер антрацита, и как может диктует цены. 21,5% ее заграничных поставок уходит в Китай, 16,1% – в Южную Корею и 11,6% – Японию. Доля Украины в структуре российского экспорта составляет 10%. “Покупать уголь у России или у тех же США с ЮАРом – не принципиальный вопрос. Откуда бы Украина не импортировала антрацит, она все равно стимулирует экспорт российского угля на мировые рынки. Единственный выход для Украины – это наращивать добычу собственного угля”, – подчеркнул UBR.ua директор Центра исследований проблем гражданского общества Виталий Кулик.

Конечно же эксперты говорят о добыче угля на территориях подконтрольных украинским войскам. И каждый раз при случае напоминают, что из РФ в Украину часто везут не российский антрацит, а то, что выдают на гора на неконтролируемой части Донбасса.

“Отделять в импортном угле “российский” антрацит от “донбасского” – бесполезно. Даже если разворачивать уголь, поступающий из шахт Донбасса – работу этих шахт не заблокируешь. Антрацит оттуда найдет себе покупателей. Цены на энергетический уголь привязаны к ценам на нефть и сейчас растут. Официально на товары из Донбасса санкции нигде в мире не действуют. А у наших энергетиков могут появиться проблемы с запасами топлива”, – заверил UBR.ua сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич.

Коммуналка подорожает

Похоже, история с подорожанием угля не закончится. По словам Марунича, его стоимость может подняться еще на 25%. Если цена нефти в мире вырастет с нынешних $80 до $100 за баррель, как предсказывают многие аналитики.

Единственное, что могут делать энергетики – это сокращать свою зависимость от более дорогих марок, переходя на более дешевый газовый уголь. Что собственно они постепенно и делают.

“Наша компания сокращает импорт антрацита. 87% электроэнергии генерируем, используя газовый уголь и только 13% -антрацит. ТЭС, которые используют импортный антрацит, работают на более низкой загрузке, чем ТЭС использующие украинский уголь”, – рассказали UBR.ua в пресс-службе ДТЭК. Там сообщили о переоборудовании 2 блока Приднепровской ТЭС (с антрацита на газовый уголь), что позволяет ежемесячно сокращать импорт антрацита где-то на 80 тыс. т угля. А также о планах по полному переводу в 2019 году Криворожской ТЭС на украинский уголь. До этого времени туда продолжат закупать российский антрацит. А если с ним возникнут проблемы – то американский или африканский.

“Однако при росте нефтяной цены подорожают все виды угля, и газовой группы в том числе. Так что подорожание все равно должно сказаться на динамике энерготарифа. Его все равно придется повышать”, – считает Валентин Землянский.

Эксперты прогнозируют повышение для населения трех тарифов: на электроэнергию, центральное отопление и на горячую воду.

“Половину электроэнергии в Украине дают ТЭС. В итоге повышение цены уголь на 20% проводит к росту стоимости электроэнергии минимум на 10% и даже при условии, что тариф на атомную генерацию останется как раньше. Но дорожает не только уголь, но и природный газ. Так что повышение будет как минимум 15-20%”, – спрогнозировал Дмитрий Марунич

При этом он считает, что рост коммунальных тарифов будет сопровождаться уменьшением размеров субсидий и лишением льгот части получателей, как это заложено в проекте госбюджета-2019. (Владимир Цхведиани, Ubr.ua/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий