На финише сезона активного потребления запасы автогаза в Украине высохли, и еще недавно перенасыщенный рынок начал испытывать дефицит. Комплекс факторов, воздействующих в середине октября на ситуацию, уже загнал оптовые цены на рекордные уровни 2017 г. За розницей дело тоже не постояло, и на ценовых табло в ряде регионов цена приближается к 17 грн./л.

Не рассчитали

Поставки импортного автогаза в Украину за 9 месяцев 2018 г. выросли относительно аналогичного периода 2017 г. на 11,5% и составили 968 тыс. т. Импорт наращивался рекордными темпами летом и обвалился в сентябре: поставлено было лишь 100,8 тыс. т, что на четверть меньше, чем в августе. Тренд сохранился и в октябре – за первую декаду поставки упали на 4% относительно того же периода сентября.

Начиная с мая рынок был перелит ресурсом, и реальный баланс с учетом переходящих остатков и потребности на сентябрь высчитать было трудно. Кроме того, никто не ожидал такой теплой осени, что завершение сезона 2018 сдвинется к концу октября, а не к началу-середине месяца, как обычно.

“Есть рост объективный, который был заложен еще при низких ценах на газ в первом полугодии по отношению к бензину. Разница была очень большая, но он дал свой задел. Много машин переоборудовались и реализация объективно выросла”, – рассказали в “Автотрансе”.

Операторы также отмечают активизацию аграриев. Запросы зерносушек на пропан слышатся в общении с трейдерами чаще, чем в предыдущие годы. Свою лепту в обострение дефицита внесла “Укрзализныця”, паралич, который в 2017 г. сыграл ключевую роль в разразившемся на рынке кризисе. Собственно, нерасторопность оператора ж/д-перевозок сохранялась и летом, но сейчас проблема масштабней.

Так, по подсчетам УАСГ, более 300 вагонов застряли на распределительных станциях в ожидании дефицитной маневровой тяги. Однако реальный масштаб проблемы может оказаться более серьезным.

“300 вагонов – это информация только тех компаний, которые поделились проблемой. Фактический объем, зависший в пути, может оказаться гораздо больше”, – отметил источник на рынке.

На руку дефициту сыграло и досрочное прекращение реэкспорта российского СУГ через Беларусь. Вместо 1 ноября шлагбаум опустился 21 октября, и часть объемов, вероятно, не попадет в Украину. Впрочем, сильного влияния этот фактор на снабжение Украины не окажет, но дополнительный ажиотаж вызывает.

“Рынок разогрет новостями о смене векторов поставок и любая новая дестабилизирующая информация будет добавлять в цену несколько сот грн., даже если события никакого влияния и не окажут”, – говорит аналитик “Консалтинговой группы А-95” Артем Куюн.

Новые рекорды?

Вкупе с продолжающимся ростом котировок на сжиженный газ цены в оптовом секторе украинского рынка с 1 по 22 октября увеличились на 8,2%.

Реакцию рынка зафиксировали аукционы “Укргаздобычи” и ПГНК 17 октября. За неделю цены на них выросли на 760 грн. и почти 1000 грн. соответственно, забравшись на рекордный уровень августа 2017 г.

По мнению директора GT Group Владислава Колодяжного, веских причин для скорого снижения цен в опте пока нет. “Высокие котировки на украинской границе и смежных рынках на фоне нехватки продукта не оставляют причин для скорого снижения цен. Прогнозируемое падение среднесуточной температуры и сезонное снижение потребления помогут сбалансировать рынок, но все будет зависеть от объемов импортных поставок по итогам октября”, – рассказал Владислав Колодяжный.

Напряженная ситуация пока сохранится, считает коммерческий директор компании АО “Укргаздобыча” Сергей Федоренко. “Такая конъюнктура рынка будет наблюдаться еще две недели”, – подчеркнул эксперт.

Такого же мнения придерживается руководитель направления по продаже автогаза SOCAR в Украине Виктор Марченко. “На данный момент рост связан с внешними факторами – высоким спросом на СУГ в Европе, России и в Средиземноморском регионе – их влияние в краткосрочной перспективе будет ощутимым”, – считает он.

Безусловно, оптовая динамика и общее напряжение на рынке заставляют оперативно реагировать розничный сегмент. Пока максимальная цена в Украине замечена в сети SOCAR и составляет 16,99 грн./л. Средняя же цена по состоянию на 22 октября – 16,17 грн./л.

По мнению представителя крупной национальной сети, сегодняшний уровень в опте уже диктует 17 грн./л. “Мы стараемся не повышать цены до последнего, но ресурсная напряженность на рынке не предполагает отката опта в ближайшее время. Поэтому 17 грн. на стелах крупных операторов до конца октября практически неизбежно”, – говорит “сетевик”. По его словам, падение потребления в ноябре откатит цены и на границе, и в Украине. Разумеется, если доставки “Укрзализныци” вернутся в нормальную колею и на рынке не будет новых форс-мажоров. (Максим Скалько, Enkor/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий