С 1 ноября 2018 г. тариф на газ для населения повышается на 23,5%. Об этом объявил 19 октября премьер-министр Украины Владимир Гройсман, собрав экстренное заседание Кабмина. Теперь за кубометр газа людям придется платить 8,55 грн., тогда как сейчас тариф составляет 6,96 грн./куб. м. И это только первый шаг Украины по выполнению “газовых” обязательств перед МВФ.
Повышение тарифов на газ – как одна из мер по увеличению доходов бюджета
В кредитном Меморандуме между Украиной и МВФ, скорректированном, по просьбе Украины, в марте 2017 года и опубликованном на сайте Минфина, о “газовых” обязательствах Украины в отношении потребителей – физических лиц говорится следующее.
“Мы будем продолжать прилагать усилия по улучшению работы газового сектора. В частности, для удержания тарифов на уровне полного возмещения стоимости мы уже… ввели временный механизм автоматического корректирования розничных тарифов на газ и отопление на полугодичной основе в случае, если тарифы отклоняются на 10% или больше от уровня полного покрытия себестоимости (на основе паритета с ценами импорта, как это определено в Техническом меморандуме о взаимопонимании (постановление Кабмина №758). Временный механизм корректирования будет действовать, пока тарифы не будут полностью либерализированы. Мы также каждые полгода будем корректировать цены на газ внутренней добычи, начиная с 1 апреля 2017 года с тем, чтобы его цена оставалась паритетной к цене импортируемого газа”.
Добавим, что в Меморандум попали те пункты, которые направлены либо на увеличение доходов бюджета, либо на сокращение расходов. Поскольку связать подорожание с экономией сложно, можно предположить, что повышение тарифов на газ Украина рассматривала и рассматривает как одну из мер по увеличению доходов бюджета.
Однако обязательства о введении “механизма корректирования” Украина так и не выполнила, и это стало одной из причин прекращения кредитования со стороны МВФ. Теперь же новый кредитный транш стал критически важным для Украины. По мнению многих экспертов, без него наша страна в следующем году не сможет рассчитаться по долгам, а дефолт приведет к необузданной инфляции, падению экономики и уровня жизни людей. Поэтому “газовая тема” с лета остро встала на повестке дня. В частности, она была предметом обсуждений во время визита в Украину технической миссии МВФ в сентябре этого года.
Что такое “импортный паритет”
Казалось бы, ответ на вопрос, что такое “паритет с ценами импорта”, очевиден. “Как за границей”, “как на границе” и т. п. Ведь в подтверждение необходимости повышения цен на газ для населения нам не раз говорили чиновники и эксперты: в Украине тарифы самые низкие в Европе, и, мол, если мы “идем в Европу”, надо поднимать, т. е. делать цены паритетными.
Однако, во-первых, Евростат, на который ссылаются эксперты, считает расценки не за привычные нам кубометры, а за единицу энергии – Гигакалории или киловатт-часы. А перевод “количества в качество” осуществляется по сложной формуле, где учитывается и качество газа, и цена транспортировки и т. п.
Во-вторых, среди европейских стран Украина – самый крупный добытчик газа (еще более крупный – Норвегия – в статистику не вошла). Более 2/3 потребностей Украины в газе удовлетворяются за счет внутренней добычи. Например, в 2017 году добыча газа в стране составила 20,5 млрд. куб. м, а общий уровень потребления – 28,4 млрд. При этом в ЕБРР подсчитали, что Украина вообще может не закупать газ за границей, обходясь собственными запасами.
А если сравнивать с другими газодобывающими государствами – разница в ценах не так уж велика. Например, по данным Евростата, в газодобывающей Турции газ для населения стоит 0,178 евро за киловатт-час, в Украине – 0,174 евро. Ну, и, наконец, уровень жизни в европейских странах и в Украине не сопоставим.
Что же касается “европейского паритета”, до которого хотят поднять цену на газ в Украине, то это не до “средней по Европе для домохозяйств”. О том, что такое “паритет с ценами импорта”, мы попросили рассказать эксперта нефтегазового рынка, директора специальных проектов Научно-технического центра “Психея” Геннадия Рябцева.
“Цена на европейском хабе формируется на основе долгосрочных и среднесрочных контрактов. Такие контракты заключают практически все европейские страны, три четверти всех продаж газа осуществляются на основании именно долгосрочных и среднесрочных контрактов. А оставшаяся четверть рынка – это так называемый спотовый рынок, или “срочный” (в смысле, поставки к определенному сроку, дате). Его еще называют “рынок избытков”, рынок незаконтрактованного газа. Закупки на этом рынке – на виртуальном хабе – делают те страны, у которых не хватило газа, заявленного по долгосрочным и среднесрочным контрактам. Есть также трейдеры, которые покупают этот газ на хабе, а затем перепродают.
Так вот, Украина на таком вот сервере закупает все объемы газа. После того, как был разорван контракт с “Газпромом”, у нас нет долгосрочных контрактов, нет прямых поставок”, – рассказывает Геннадий Рябцев.
По словам эксперта, цены на спотовом рынке очень сильно подвержены колебаниям и паническим настроениям. И, конечно, намного выше, чем цены по долгосрочным и среднесрочным контрактам. Однако когда говорят о паритетных ценах – имеют в виду именно цены на спотовом рынке.
Предполагается, что складывать паритетную цену на газ украинские чиновники будут, высчитывая среднее арифметическое цен на европейском хабе за полгода. И по этой цене продавать газ населению.
Говоря о разнице цен европейского хаба и цен по долгосрочным и среднесрочным контрактам, Геннадий Рябцев привел такой пример. Когда во время памятной акции “Прикрути” Украина закупила газ в Польше, его цена оказалась в 7 раз выше, чем контрактные цены на газ.
Цена для украинцев может вырасти в два раза
На сколько должна вырасти цена на газ для потребителей, чтобы оказаться “на уровне полного покрытия себестоимости”, как говорится в Техническом меморандуме?
Говоря о предстоящем подорожании, украинские чиновники не называют точную цену, по крайней мере сегодняшнюю. Из уст премьера прозвучала цифра в 60%, которую в контексте можно воспринять как “паритетную”.
“Цены с 1 ноября на газ вырастут только на 23,5%. Не на 60%. Это то, что нам удалось неимоверными усилиями достичь в результате этих переговоров”, – заявил Владимир Гройсман на заседании правительства.
Но по украинскому законодательству сегодня по паритетной, европейской рыночной цене отпускается газ для украинских промышленных предприятий. И эта цена равняется 14,59 грн. за кубометр. А это значит, что правительству нужно увеличить цену на газ не на 25 или 60%, а на 210%.
Если это произойдет, в рейтинге Евростата по тарифам на газ для населения Украина окажется не на предпоследнем месте (самый дешевый газ сейчас у Грузии), а в середине списка, где-то между Словакией и Люксембургом, поднявшись приблизительно на 13 позиций.
Зачем Украине считать “импортный паритет”
Отвечая на вопрос, вынесенный в подзаголовок, Геннадий Рябцев напомнил о том, что доведение цен на газ до импортного паритета – это не требование МВФ или ЕС, а мера, предложенная самой Украиной по увеличению доходной части госбюджета. Он считает, что, если Украина будет импортировать газ по долгосрочным договорам, необходимость повышать тарифы отпадет.
Можно предположить, что цена по долгосрочным контрактам окажется также намного ниже той, по которой сегодня закупается газ на хабе. А значит, будут основания говорить не о повышении, а о снижении тарифов.
В последние дни заговорили о том, что в следующем году МВФ готов открыть для Украины новую кредитную программу. Будет ли вписан в эту программу пункт о наполнении бюджета за счет роста тарифов на газ – не сообщается. Однако уже говорится о планах по повышению тарифов на отопление.
На сколько вырастут другие платежки
В многоквартирных домах плата за газ невелика, и даже двукратное повышение тарифов не сильно ударит по карману жильцов. Однако “газовая составляющая” есть практически во всех остальных коммунальных тарифах: на отопление, на горячую и холодную воду, на канализацию.
Как рассказал Геннадий Рябцев, уже, например, подсчитано, что при росте тарифа на газ на 25% суммы в платежках за отопление увеличатся на 16%.
Соответственно, подорожание газа на 60% приведет к подорожанию отопления на 35-40%, подорожание газа на 210% поднимет цены на отопление чуть ли не вдвое.
При этом эксперт напоминает, что сегодня большинство тарифов в сфере ЖКХ устанавливают не центральные, а местные органы власти. А значит, тарифы могут увеличиться намного больше. Особенно с учетом износа инженерных сетей.
“Многое зависит от энергоэффективности коммунального теплового хозяйства. То есть суммы в платежках зависят не столько от решения правительства о повышении тарифов, сколько от действий местных властей по сокращению энергозатрат в подведомственных им коммунальных хозяйствах. Если городская котельная работает с КПД 60%, все потери будут оплачиваться потребителями. А если эффективность достигает 98% – в платежках будут намного меньшие суммы. Но я не могу привести пример, в каком населенном пункте вопросам энергосбережения, энергоэффективности уделяется много внимания”, – говорит Геннадий Рябцев. (Александра Романюк, Сегодня/Энергетика Украины и мира)