На энергетическом рынке попытка нового передела – под раздачу попала НЭК “Укрэнерго”. У компании попробовали перехватить оперативный контроль. Похоже, неудачно, хотя процесс продолжается.
Удивительно то, почему так поздно взялись за Национальную энергетическую компанию “Укрэнерго”? Кусок вкусный, красивый и, по украинским “понятиям”, почти бесхозный. Компания отвечает за передачу электроэнергии высоковольтными сетями (220-750 кВ), так что обычному потребителю не слишком известна. С мелкими для ее масштаба абонентами она не работает. Хотя потребители электроэнергии часто путают НЭК с другими энергокомпаниями.
Между тем “Укрэнерго” – это более сотни подстанций высокого напряжения, свыше двух десятков тысяч километров электролиний высокого напряжения, по которым поставляется около 70% вырабатываемой в стране электроэнергии. Она же обеспечивает экспорт электроэнергии, а в перспективе и импорт, – на подходе интеграция с энергосистемой ЕС.
И главное – люди, которые со всем этим работают. И деньги…
В ближайшее время НЭК “Укрэнерго” станет еще более привлекательной. В новой модели энергорынка (введения которой еще ожидают к лету следующего года) на ее базе создается ключевой Оператор системы передачи электроэнергии. Роль этой компании и финансовые потоки, проходящие через нее, значительно возрастут.
Впрочем, и сейчас есть что контролировать. Хотя в общей стоимости электроэнергии страны НЭК “Укрэнерго” получает менее 3%, но и это прилично – около 8 млрд. грн. С неплохой рентабельностью.
Попытки поставить компанию под контроль предпринимались и раньше, но довольно осторожные. Останавливала достаточно грамотная стратегия поведения менеджмента компании. Не исключено, что и от безысходности, иначе бы это руководство давно слопали.
Глава НЭК “Укрэнерго” Всеволод Ковальчук четвертый год гордо носит приставку временно исполняющего обязанности. Этому есть много причин, в том числе и проигранный им конкурс за место главы компании. Его назначение в 2015 году связывали с тогдашним влиянием Константина Григоришина.
Его назначение в 2015 году связывали с тогдашним влиянием Константина Григоришина. Однако, получив должность, Ковальчук, вопреки всем ожиданиям, “зарубил” ключевой для Григоришина конкурс на несколько млрд. грн. – на закупку трансформаторов по “интересным” ценам у “Запорожтрансформатора”. Причем в то время, когда Константин Иванович был еще в фаворе у Банковой.
Трансформаторы в итоге таки купили, но вдвое дешевле, чем изначально было заявлено, то есть за реальную, а не “правильную” цену. Для Григоришина это был, вероятно, “кидок” в чистом виде. А вот для компании… да как вам сказать.
Покупка оборудования без наценок и стала тем ноу-хау, которым менеджмент НЭК три года отбивается от желающих “порулить” “Укрэнерго”. Это вызывает крайне смешанные (и далекие от восторга) чувства у ряда коллег по цеху: покупка оборудования по завышенным ценам – типовая кормушка менеджмента госпредприятий (и их кураторов). Как и последующий дележ дельты между ценой продажи и ценой закупки. Но теперь сложнее объяснять, почему одни и те же комплектующие “Укрэнерго” покупает дешевле, чем, скажем, “Энергоатом” или облэнерго, или “Укрзализниця”. Хотя в названных компаниях находят “убедительные” аргументы.
Такая позиция “Укрэнерго” откровенно понравилась внешним донорам (у НЭК большой инвестпортфель от западных банков). Даже то, что Ковальчук, проиграв конкурс по назначению руководителя “Укрэнерго”, оспорил и затянул процесс в судах, этой симпатии не помешало.
Борьба с коррупцией в НЭК выгодно смотрелась на фоне провалов в других госпредприятиях. На какое-то время компания стала примером усилий любимого правительства по борьбе с коррупцией вообще и неудержимого потока “ришучих реформ”, в частности. Но время шло, и терпение было на исходе. Да еще в преддверии выборов. Госпредприятия уверенно уходили под контроль “смотрящих”, и бесхозное “Укрэнерго” просто резало им глаз. Вот честно, чем оно лучше “Центрэнерго” или “Энергоатома”?
Поговаривали, что за НЭК присматривает Игорь Кононенко. Но, судя по видимой оперативной деятельности, каких-то особых плюшек от НЭК для дружественных ему фирм не видно.
Опять же не стоило злить доноров, и на какое-то время от компании отстали. Не то чтобы совсем – обыски, выемки и прочая “благодать” перманентно продолжались. Но без явного фанатизма, в рабочем режиме.
И вдруг – резкое обострение. Минэнергоугольпром заявило, что “с целью качественного завершения процесса реорганизации” приняло решение о передаче полномочий по управлению НЭК председателю комиссии по реорганизации “Укрэнерго”, замминистра энергетики Михаилу Близнюку. Его как раз назначили главой комиссии на завершающем этапе (9 октября 2018-го).
Поводом оттеснить находящегося четвертый год в статусе временного главу “Укрэнерго” стало неутверждение оценки имущества на основании документов, предоставленных энергокомпанией, “из-за существенных разногласий и недостатков в них”. Собственно, протоколы комиссии свидетельствуют, что существенный вопрос один – два аудиторских отчета с разными цифрами. Один – на 99,8 млрд. грн., другой – на 67,4 млрд. Разница впечатляет – 32,4 млрд.
Впрочем, криминала нет: по-разному учтены объекты, находящиеся у НЭК “Укрэнерго” в хозяйственной деятельности. Что подтверждает и обсуждение данного вопроса на заседании самой комиссии. Там много говорили о “мелочах”, а этого пункта вообще не касались. Предложение “Укрэнерго” детально обсудить претензии по пунктам члены комиссии дружно “прокатили”. Зато в отчете трогательно указали, что у Фонда госимущества есть претензии и разногласия по 82 позициям аж на полмлн. грн. (0,001% баланса).
В общем, решили, что нужны новые оценка и аудит. Ну и время… Министр даже озвучил дату – до февраля 2019 года. И все это время управлять “Укрэнерго” собирались “свои” люди.
Весной этого года главу Минэнерго осчастливили новым замом. Хотя пресса отметила, что они земляки, существуют разные мнения насчет степени радости, которые министр испытал по поводу появления нового заместителя, а также о влиянии партийной дисциплины.
По иронии судьбы, Михаил Близнюк уходил из “Укртрансгаза” из-за сущего пустяка – одно и то же оборудование купили по очень разным ценам. Впрочем, расследование этого инцидента закончилось ничем. Просто звезды так неудачно в дни закупок сошлись. Бывает.
Поначалу в Минэнерго г-н Близнюк сосредоточился на нефтегазовых делах. Но глава НАК Андрей Коболев (с дружественной помощью американской группы симпатиков) достаточно быстро объяснил реальную ситуацию со степенью контроля. Благо, что чуть ранее это же самое довели и до г-на Насалика.
Позже полномочия нового зама расширили и на электроэнергетику. В ней сейчас идет очень сложный процесс введения новой модели энергорынка. В том числе корпоратизации НЭК “Укрэнерго” с превращением из унитарного госпредприятия в акционерное общество.
Одним из ключевых вопросов и стал раздел собственности в “Укрэнерго”, плюс создание нового наблюдательного совета. В нем из семи членов четыре – независимые от государства (читай – иностранцы). Такой совет по факту резко ослабляет контроль над НЭК министерства, да и Кабмина целом над оперативной деятельностью компании. Именно для этого набсовет и создается.
Ранее министерство не слишком торопилось упускать контроль. Но после решения комиссии о попытке перехвата управления иностранцами (донорами) срочно бросили косточку, сразу утвердив набсовет и пообещав в ближайшее время подписать контракты.
“Косточку” не проглотили. Доноры не воодушевились, а совсем наоборот. “Укрэнерго” заявило о сознательном препятствовании корпоратизации компании и о том, что “сомневается в беспристрастности комиссии в процессе реорганизации госпредприятия; переход функции управления текущей деятельностью к председателю комиссии Михаилу Близнюку считает необоснованным и безосновательным”. И обратилось за помощью в… Министерство энергетики и угольной промышленности. Откуда, собственно говоря, это счастье им и прилетело с просьбой “вмешаться в ситуацию и обеспечить стабильную работу компании”. Милые особенности бюрократического противостояния.
Надежда на “заграница нам поможет” в общем-то оказалась правильной. Против новых перестановок выступили и Европейское энергетическое сообщество, и ЕБРР. Банк вообще заявил: “Благодаря нынешней команде топ-менеджеров в последние несколько лет “Укрэнерго” стало одним из ключевых партнеров в Украине для международных финансовых организаций и ЕБРР, в частности. Мы считаем эту компанию главным драйвером реформы рынка электроэнергетики в Украине”. Там от происходящего явно не в восторге от слова “совсем”, а еще они устали от слова “Украина” и особенностей (и мотивации) ведения дел в ней.
Поддержка подействовала. Запланированный на начало недели заход новой “группы управления” не состоялся. А во вторник прошло заседание у премьера по вопросу “Укрэнерго”. По факту оно вернуло ситуацию почти на стартовую позицию. Почти, но не совсем.
Так, комиссию Минэнерго обязали отменить решение о передаче управления текущей деятельностью компании М.Близнюку. Это явная неудача атакующих. Однако проведение переоценки не отменено. Собственно, и приказ о назначении Близнюка управляющим тоже в силе. Как показывает практика, медлить с выполнением можно долго. Выполнение трехдневного поручения по “Центрэнерго” затянули почти месяц.
Однако в данном… случае ответ пришел быстро. Уже в пятницу пожелание премьера – отфутболили. Уже в пятницу Минтоп выпустил сообщение что… “комиссия по реорганизации (преобразования) НЭК “Укрэнерго” оставила в силе предыдущее решение о передаче голове указанной комиссии Михаилу Близнюку полномочий по текущему управлению компанией с целью качественного завершения процесса реорганизации”. Горячий привет Вашим указаниям, Владимир Борисович. Нашлись аргументы повесомее. Интересно, чьи все таки?
Забавно, но Кабмин поручил и еще подготовить проект постановления о передаче “Укрэнерго” от Минэнерго под контроль другого министерства. Ранее основным претендентом называли Минэкономразвития, но сейчас, по данным ZN.UA, больше склоняются к Минфину. С этим, еще недавно были согласны и глава Минэнергоугольпрома Игорь Насалик, и профильный вице-премьер Владимир Кистион. Увидим(с). Тем более что “Укрэнерго” попало и в список ключевых ориентиров для доноров.
В сентябре Украина и ЕС подписали меморандум о взаимопонимании и кредитное соглашение на два транша по 500 млн. евро. Формирование наблюдательного совета НЭК “Укрэнерго” и ее эффективная работа с независимыми членами набсовета являются одними из условий предоставления траншей, но далеко не единственными. К тому же пока МВФ не предоставит кредит, макрофинансовая помощь от ЕС все равно получена не будет.
Кабмину происходящее с “Укрэнерго” было точно не в тему. Но, кроме Гройсмана, у нас есть и другие центры влияния, и не только на Банковой.
Вообще же происходящее как минимум на месяц (если не на три) тормознуло корпоратизацию НЭК “Укрэнерго”. Зато юристам будет чем заняться.
Проблема в другом. Как ни странно для многих, но у нас не дележ потоков, а сложнейшая (и уже буксующая) реформа энергосектора. Она и так гарантированно будет проходить с трудностями на всех уровнях. У “Укрэнерго” все еще более-менее, у большинства участников ее проработка гораздо хуже. А это ведь еще самые легкие этапы. Опыт соседей показывает, с каким набором сюрпризов они столкнулись. И это при устоявшихся государствах и гораздо более низком уровне продажности чиновников.
В принципе понятно, что горизонт на Печерске (и не только на нем) сильно затмевает дата – март 2019 года. А там “будем посмотреть”. Рассказывать в такой обстановке, что энергорынок – это вообще-то на десятки лет, сложно. За ошибки платить будут не Насалик, Ковальчук или Гройсман, Порошенко, Аваков…
Есть и масса просто оперативных вопросов. Например, север Луганской области по-прежнему почти изолирован от украинской энергосистемы. Его кое-как соединили по схеме, которую диспетчеры корректно называют “ублюдочной”. Проблема линий электропередачи реально подвисла с 2015 года и будет висеть еще долго. В этом году уже не успевают, в лучшем случае – к зиме следующего года.
Честно говоря, в 2015 году представить, что линию будут строить не год-два, а четыре-пять, было трудно. Но это уже факт – у всех ветвей власти нашлись другие приоритеты. Тем более что обошлись же как-то и так. Ну и что, что схема “висит на соплях”, и запустить энергоемкие предприятия на Луганщине не получается?..
Также есть и немало вопросов и желаний. Например, сейчас хотят получить экспортную линию электропередачи на 20 лет по спецусловиям. В рамках частно-государственного партнерства. Эта идея не сильно нравится “Укрэнерго”. Но, очевидно, давление настолько сильное, что проект уже размещен на сайте компании, в графе “Предложение”.
Да много разного. Сейчас идет массовое подключение объектов солнечной энергетики к ЛЭП “Укрэнерго” – реально бесплатно. Между тем сказать это же об облэнерго сложно. Да как вам сказать, на юге – 50-70 долл. за киловатт подключенной мощности. И есть люди, понимающие, что и “Укрэнерго” при “правильном” руководстве могло бы присоединяться к потокам (да и поделиться). Была бы хорошая политическая крыша. Ой, простите великодушно, воля. В разгар конфликта Минэнерго получило грамоту… за успехи в организации комфортных условий для сотрудников с велосипедами. “Крутить” педали у нас и вправду умеют.
НЭК “Укрэнерго” эксплуатирует магистральные линии электропередачи (в том числе межгосударственные) и занимается диспетчеризацией работы Объединенной энергетической системы (ОЭС) Украины.
На начало 2018 года это 21 тыс. км высоковольтных ЛЭП (220-750 кВ) и 137 подстанций. Ожидаемый объем передачи электроэнергии в 2018 году – 113 млрд. кВт-ч.
“Укрэнерго” объединяет восемь электроэнергетических систем с функциями оперативно-диспетчерского управления (Западная, Северная и Центральная, Южная, Юго-Западная, Днепровская, Донбасская и Крымская). С момента оккупации РФ Крыма электроэнергетическая система Крымская не управляется “Укрэнерго”.
Связь с оккупированной частью Донбасской энергосистемы с начала 2017 года разорвана.
Север Луганской области по факту работает в полуизолированном режиме, имея связь мощностью менее 100 МВт.
Реформа рынка электроэнергии Украины предусматривает корпоратизацию госпредприятия НЭК “Укрэнерго”, а также отделение “Укрэнерго” от субъекта, управляющего генерирующими мощностями, что означает вывод из подчинения Минэнергоугольпрома.
НЭК “Укрэнерго” является 100-процентным государственным предприятием.
В 2017 году НЭК снизила капитальные инвестиции на 24,9%, до 3,8 млрд. грн.
Ключевой задачей на ближайшие годы (2022-2023) является интеграция с энергосистемой ЕС в ENTSO-E и выход на параллельную работу с ней.
В 2019-2021 годах ожидались инвестиции в размере не менее 25 млрд. грн. Около половины из них в рамках проекта объединения с ЕС.
В настоящее время Украина работает параллельно с энергосистемой России и СНГ.
Экспорт электроэнергии осуществляется преимущественно с выделенного из Объединенной энергосистемы Украины Бурштынского острова. (Игорь Маскалевич, Зеркало недели/Энергетика Украины и мира)