На автозаправочных станциях Украины подорожали сжиженный автомобильный газ и дизельное топливо. Объективных причин для этого нет, но на рынке образовался дефицит ресурса. “Апостроф” выяснил, чем он вызван, и чего ждать в будущем.
Беларусь с 1 ноября повысит экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты. В среднем они увеличатся на 10,5%. Эта страна является одним из главных поставщиков светлых нефтепродуктов и сжиженного автомобильного газа на украинский рынок. Белорусское направление является особенно важным для Украины в свете сложных отношений нашего государства с Россией, из которой на отечественный рынок поступают значительные объемы горючего.
Не секрет, что некоторая часть топлива, поставляемая из Беларуси, является, фактически, реэкспортом российского ресурса. Однако РФ решила сократить поставки нефти и нефтепродуктов в Беларусь. В Минске уже поспешили заявить, что, несмотря на это, сокращения поставок нефтепродуктов в Украину в 2019 году не будет. Правда, пока неясно, коснется ли это реэкспорта или только прямых поставок.
Пока что цены на бензин в Украине стабильны, более того, в последние недели фиксировалось даже некоторое их снижение. Это и неудивительно – валютный курс остается достаточно стабильным на уровне чуть более 28 грн./доллар, а нефть на мировом рынке после рекордного подорожания в конце сентября – начале октября начала терять в цене. Именно от этих двух факторов зависят долгосрочные тенденции на отечественном рынке нефтепродуктов.
Дизель-шоу
Несмотря на это, в стране подорожало дизельное топливо (ДТ). Так, согласно данным мониторинга консалтинговой компании UPECO, в период с 26 по 29 октября цены на дизтопливо на АЗС группы “Приват” выросли на 50 копеек/литр. Также повысили цены на ДТ и некоторые региональные операторы.
По словам директора специальных проектов научно-технического центра “Психея” Геннадия Рябцева, в последнее время сократились объемы дизтоплива, производимого на Кременчугском нефтеперерабатывающем заводе (НПЗ) в Полтавской области – единственном работающем НПЗ в Украине (принадлежит группе “Приват”). “Совсем недавно “Приват” даже закупал импортный ресурс”, – рассказал эксперт “Апострофу”.
Кроме того, как отметил Рябцев, появились проблемы с поставками дизтоплива по нефтепродуктопроводу “Самара – Западное направление”. “Объемы отгрузок в Новоград-Волынском (топливный терминал в Житомирской области, откуда производится отгрузка российского ДТ – “Апостроф”) были сокращены”, – сказал он.
Аналитик консалтинговой компании UPECO Александр Сиренко также считает ненадежную работу нефтепродуктопровода одним из главных факторов роста цен на ДТ. Он напомнил, что “труба” является наиболее дешевым способом поставок топлива, но его надежность оказалась весьма сомнительной. “Одним – отгружали, другим – не отгружали. Кому отгружали, делали это по завышенной цене”, – рассказал специалист в комментарии изданию.
Еще одной причиной образовавшегося дефицита дизтоплива стал переход с летних на зимние сорта ДТ. В частности, сейчас этот процесс идет в Беларуси, отметил Александр Сиренко. По его словам, в этой стране выполнение соответствующего требования контролируется жестче, чем в Украине.
Впрочем, переход на зимние сорта будет осуществляться и на других направлениях. “Кременчуг должен перейти на производство зимнего дизеля, и из нефтепродуктопровода в Новоград-Волынском должны слить весь летний дизель и запустить в него зимний. В связи с заменой марок у нас возникает ситуативный дефицит. Запасов недостаточно, а отгрузки приостанавливались”, – заявил Геннадий Рябцев.
Соответственно, с преодолением указанных “узких мест” можно ожидать стабилизации на украинском рынке дизельного топлива. “Белорусы уже возобновили ритмичные поставки. Нефтяные котировки ушли вниз, также заходят поставки по морю, которые должны сбить дефицит. Надо ожидать снижения, как и по бензинам, которые дешевеют уже несколько недель”, – рассказал Александр Сиренко.
В квартире газ
Однако главным “героем” на топливном рынке Украины в последние дни стал автогаз.
Сжиженный автомобильный газ дорожал на прошлой неделе, тенденция продолжилась и в начале нынешней. В некоторых сетях в рознице цены достигли 17 грн./литр.
По словам Геннадия Рябцева, рост цен на сжиженный газ был вполне предсказуемым, так как в ряде соседних с Украиной стран повысился спрос на этот вид топлива, который в них также используется для отопления жилья. “Вырос спрос из-за ухудшения погодных условий, и естественно, что на свободном рынке этого ресурса стало меньше”, – пояснил эксперт.
Но есть и другие причины подорожания. Как отметил Александр Сиренко, котировки на пропан-бутан остаются на высоком уровне – выше 600 долларов/та. “Они “улетели” вместе с нефтью, и сейчас не так стремительно как на светлые нефтепродукты снижаются. Они находятся на пике с конца сентября”, – рассказал он.
Кроме того, свой “сюрприз” приготовила Укрзализныця – по словам Александра Сиренко, по состоянию на конец прошлой недели, на границе скопилось около 300 железнодорожных цистерн со сжиженным газом. “Безусловно, эта ситуация не способствует стабилизации рынка – даже эти 300 цистерн могут сыграть ключевую роль. Я знаю, что некоторые сети в Киеве даже сняли с продажи пропан из-за его нехватки. Это – плохой сигнал для рынка. Вот и следствие, почему растут цены. Сейчас в два щелчка может до 18 грн./литр дойти”, – подчеркнул специалист.
По словам аналитика консалтинговой группы “А-95” Артема Куюна, ситуация с цистернами на границе достаточно серьезная. “Тепловозов как не было, так и нет”, – сказал он “Апострофу”. При этом, отметил эксперт, сейчас падает сезонное потребление сжиженного газа. “Случись такой застой, например, в августе, я даже не знаю, какой была бы цена – дефицит был бы очень серьезным”, – сказал он.
Также пока остается некоторая напряженность в связи с запретом РФ Беларуси реэкспортировать топливо. При этом, по словам Александра Сиренко, нужно дождаться первой недели ноября, чтобы понаблюдать за тенденциями, так как, по его словам, “есть довольно много способов обойти запреты”. “Вместе с тем мы увидели, что две российские компании (структура “Газпрома” и “Лукойл”) начали в Украину поставки. Это – хороший сигнал”, – добавил специалист.
Таким образом, дефицит автогаза также является ситуативным, в связи с чем эксперты ожидают, что в скором времени ситуация нормализуется. “Наверное, выше 17 грн./литр мы не увидим”, – считает Артем Куюн.
В свою очередь, Геннадий Рябцев полагает, что цены скорректируются на уровне 16,4-16,5 гривны/литр.
Дефицит ресурса является важным, но далеко не единственным фактором, влияющим на ситуацию на топливном рынке Украины. Два других фактора, которые уже упоминались выше, – валютный курс и нефтяные котировки. Сейчас оба эти фактора благоприятны для нашей страны. Однако следует помнить, что традиционно гривна сезонно девальвирует в декабре-январе, а предсказать динамику мировых цен на нефть крайне сложно. (Виктор Авдеенко, Апостроф/Энергетика Украины и мира)