10 лет подряд объемы добычи природного газа в Украине топчутся у отметки 20 млрд. куб. м в год, то чуть переходя ее, то опускаясь. Ни одна из программ стимулирования отрасли не сработала, в т. ч. и последняя – “20/20” – громко распиаренная ДК “Укргаздобыча”.
Уже понятно, что в 2020 г. страна не перейдет на исключительно отечественный газ. Правда, можно прогнозировать, что в следующем году добыча сделает все же прыжок, а не шажок. Подорожание газа болезненно бьет по кошелькам потребителей и в то же время превращает разработку газовых месторождений в высокоприбыльный бизнес.
Тарифная арифметика
Начиная с ноября, 1 тыс. куб. м газа будет стоить для населения и теплокоммунэнерго порядка 300 долл., для промышленности – 470 долл. При таких расценках продавать добытое с выгодой можно любой категории потребителей, в т. ч. и обычным гражданам. И “Нафтогаз Украины” уже не должен ныть, что обеспечивать газом население для него накладно и убыточно. При том, что впереди, в 2019-м, маячит еще одно повышение тарифов.
Бывший министр энергетики и глава НАК “Нафтогаз Украины” Юрий Бойко оценивает себестоимость добычи природного газа в Украине примерно в 100 долл. за тыс. куб. м. Глава ДК “Укргаздобыча” Олега Прохоренко с такой цифрой не согласен. По его словам, этот показатель находится сейчас в пределах 180-250 долл. за тыс. куб. м. В подобном споре следует учесть, что само понятие себестоимости в газодобыче весьма растяжимое и трудно поддающееся калькуляции. Однако специалисты отрасли утверждают, что если скважина не отдает газ дешевле 200 долл., никто ее в работу не возьмет.
Теперь считаем дальше. В структуре тарифа пропорция примерно такова: 70% – это себестоимость газа, 30% – налоги, транспортировка, распределение и прочая. Таким образом, установленный с 1 ноября уровень цен на газ более чем приемлем для газодобытчиков и даже позволяет им откладывать часть прибылей на инвестиции. При этом в разряд рентабельных теперь попадает больше залежей. Особенно в западном регионе, где обустройство месторождений традиционно обходится дороже, поскольку глубина залегания промышленных запасов больше, а дебет скважин меньше. В частности, если на Западе вы углубились в недра меньше чем на 3 км и получили суточный приток газа более 50 тыс. куб. м в сутки – это, считай джек-пот, тогда как в Полтавской области – достаточно распространенное явление.
Ресурсная база
Хотя общая тенденция в отрасли все равно будет тяготеть к углублению в недра, поскольку все, что было у поверхности, уже выкачали. Согласно государственному балансу полезных ископаемых более 70% перспективных ресурсов природного газа Украины залегают ниже 3000 м, а 22% – ниже 5000 м. А 5-километровая скважина может буриться полгода и даже больше, ее стоимость – достигать 15-20 млн. долл. При этом из такой скважины необходимо добыть не меньше 50 млн. куб. м газа, чтобы по крайней мере вернуть вложения. На самом же деле она должна отработать не только за себя, но и за того парня. Как отмечают в Ассоциации газодобывающих компаний Украины, исторический опыт показывает, что успешность разведывательного бурения у нас равна 40%, т. е из каждых 5 пробуренных скважин удачными оказываются только 2.
Но даже при всех перечисленных рисках и исчерпанности большинства крупных и доступных месторождений потенциал украинских газовых недр раскрыт далеко не полностью. Последняя версия авторитетного BP Statistical Review of World Energy оценивает доказанные запасы традиционного газа в Украине в 1,1 трлн куб. м. Больше в Европе – только у Норвегии. Упомянутого триллиона хватит на 54 года при нынешних темпах добычи. Но это не значит, что на 55-й год мы окажемся с полностью опустошенными недрами. Размеры недоказанных запасов раза в три больше доказанных, а в процессе разведки и эксплуатации будут открываться новые газовые горизонты.
Сейчас в Украине насчитывается 402 подтвержденных исследованиями газовых месторождения, но активные работы ведутся только на 269. Остальные либо уже считаются полностью исчерпанными, либо еще только готовятся к эксплуатации. Главным лицензиедержателем в отрасли остается государственная ДК “Укргаздобыча”. При этом 75% ресурса в газовую корзину кладет “Укргаздобыча”, все остальные вместе взятые – только 25%. Такая пропорция в ближайшие годы, скорее всего, сохранится, поскольку у частников просто нет достаточного фонда площадей, чтобы радикально нарастить добычу. Больше предпосылок к тому, что и государственный, и негосударственный сегменты будут прибавлять в объемах добычи параллельно.
Буровое пробуждение
Главная из предпосылок – это светлые пятна в общенациональной картине буровых работ. Они наконец проступили достаточно явно. Серьезно наращивает объемы бурения “Укргаздобыча”. За 2016 г. суммарные объемы проходки на ее лицензионных площадях составляли 200 тыс. м, в 2017-м – 240 тыс. м, в текущем планируется преодолеть 300-тыс.ный рубеж. Частные добытчики тоже не сидят сложа руки. За три квартала 2018 г. они заложили 38 новых газовых скважин – на 16 больше, чем за аналогичный прошлогодний период. При этом расчехлился и процесс обновления бурового оборудования в стране.
Де-факто Украина обладает крупнейшим в Европе парком буровых установок. По состоянию на 1 октября их в целом по стране насчитывалось 146 единиц, из которых 102 еще работали. Правда, этот парк, вероятно, может считаться и самым архаичным на континенте. Поэтому газодобытчики все чаще приходят к тому, чтобы привлекать к буровым работам внешние компании и одновременно понемногу обновлять свой арсенал. На начало осени в Украине уже работало по аутсорсу 9 компаний, располагающих 36 собственными буровыми установками.
В октябре в Украину прибыла первая из 5 мощных буровых установок грузоподъемностью 450 т от немецкой компании Bentec, с которой ДК “Укргаздобыча” заключила договор на 110 млн. долл. Еще один крупный контракт буквально на днях был подписан между “Укргаздобычам” и французской сервисной компанией Schlumberger. В нем речь идет о поставке в Украину нескольких колтюбинговых установок сроком на 3 года и общей стоимостью 92 млн. долл. Технологии колтюбинга предусматривают использование гибких непрерывных труб длиной до 20 км внутри скважин, в частности при капремонте, исследованиях и других внутренних работах. Использование таких труб вместо привычных во многих случаях позволяет удешевить обустройство скважины и ускорить процесс. Одну такую установку от американского производителя NOV Hydra Rig приобрела в октябре и группа компаний Burisma, №2 по объемам добычи среди частных газодобытчиков страны. Одним словом, Украина постепенно превращается в весьма желанный рынок для сервисных компаний и поставщиков оборудования, о чем свидетельствует острая конкуренция на тендерах по предоставлению подобных услуг. Причем приходят на торги не безвестные офшоры, а компании с авторитетными в отрасли именами.
Труба-цемент-газ
Впрочем, интенсификация газодобычи в стране не оставит без дополнительных заказов и национального производителя. В первую очередь, речь идет о трубном холдинге “Интерпайп” и цементных заводах. Только ДК “Укргаздобыча” в 2019 г. планирует почти вдвое увеличить закупки обсадных труб для своих нужд – с 58 тыс. до 106 тыс. т труб. Потребность в насосно-компрессорных трубах ориентировочно вырастет с 10,8 тыс. т до 17,3 тыс. т. Еще 2-3 года назад объемы подобных закупок были в 5-6 раз меньше. Ассоциация газодобывающих компаний Украины предполагает и значительный рост спроса на цемент со стороны искателей природного газа. По ее оценке, в 2018 г. количество цементировочных операций превысит 700, а в 2019-м вырастет еще больше.
Осталось только дождаться, когда эти позитивные сдвиги приведут и к фундаментальному приросту добычи природного газа. Глава Ассоциации газодобывающих компаний Украины Роман Опимах прогнозирует, что если уж не в 2020-м, то в 2021-2022 гг. страна будет обеспечивать себя исключительно газом собственной добычи. Но это, похоже, очень оптимистический сценарий. В базовом стоило бы накинуть еще пару лет до достижения полной газовой независимости. Ведь сейчас разрыв между потреблением данного топлива и его добычей составляет порядка 10 млрд. куб. м, не в пользу добычи. Конечно, преодолевать дисбаланс можно (и нужно) также за счет энергоэффективных мер. Однако если мы ставим на экономичный рост в Украине, стоит учитывать, что и спрос на газ со стороны промышленности с энергетикой будет расти. (Ярослав Ярош, МинПром/Энергетика Украины и мира)