С октября 2015 г. Украина реализовывает масштабную реформу газового рынка. За это время удалось ввести конкурентный рынок для промышленных потребителей с правом свободного выбора поставщика, диверсифицировать импорт природного газа, существенно сократить разницу в ценах для бытовых и небытовых потребителей. Также состоялось формальное разделение сфер транспортировки природного газа на внутреннем рынке и его поставки конечному потребителю.

Тем не менее, животрепещущий вопрос введения единого подхода к формированию цены на природный газ для всех категорий населения тормозит процесс реформы. Причиной является низкий уровень доходов значительного количества граждан. Это, в свою очередь, причиняет вред свободной конкуренции, сохраняет на рынке практику непрозрачных взаимоотношений из-за наличия регулируемых и ниже нерегулируемых цен на природный газ и препятствует формированию рынка распределения с реальной конкуренцией между многими поставщиками.

Главные проблемы отрасли

Сложная экономическая ситуация, вызванная распадом экономических связей между предприятиями разных регионов и непростым процессом восстановления национального хозяйства, является одним из самых крупных сдерживающих факторов в приведении цен на природный газ к единому порядку ценообразования. Несмотря на то, что, рост регулируемой цены в последние годы позволил повысить интерес к энергосбережению и существенно сократить объемы потребления, для отдельных участников рынка природного газа следствием стало падение финансовых показателей от сокращения операционной деятельности при сохранении того же объема работы содержания инфраструктуры на фоне роста стоимости товаров, услуг и уровня минимальной заработной платы.

Медленные темпы роста национальной экономики в текущем и по прогнозам в следующем годах, а также череда избирательных кампаний не способствуют завершению процесса выравнивания цен в ближайшее время. Согласно информации о результатах визита миссии Международного валютного фонда в Украину в сентябре 2018 года, достигнуты договоренности о поэтапном повышении регулируемых цен до уровня импортного паритета в течение нескольких следующих лет. Одновременно Украина должна ввести стимулы для роста экономической активности и уровня доходов граждан при одновременной реформе системы субсидирования путем монетизации государственной помощи для финансово уязвимых слоев населения, где в свою очередь каждый такой потребитель должен быть внесен в единый общегосударственный реестр. При этом параллельным направлением государственной политики является стимулирование граждан к энергосбережению за счет утепления жилья, приобретения более энергоэффективного бытового оборудования и изменения привычек энергопотребления.

Задержки с внедрением тарифа на распределение на основе учета реальных затрат на оказание услуги, обеспечение возвращения понесенных затрат поставщиками, предусмотрительности для потребителей в контексте расчета будущих платежей, отсутствия дискриминации и простоты и прозрачности тарифной формулы. На сегодняшний день наличествует значительная диспропорция в объемах платежей в зависимости от сезонного колебания потребления, прежде всего со стороны населения и тепловых коммунальных энергокомпаний (ТКЭ). Она вызвана формульным подходом на основе фактически потребленной энергии, в результате чего оператор ГТС и распределительные компании получают огромные разрывы между сезонными пиками и провалами в потребленных объемах природного газа и соответственно в оборотных средствах, которыми они могут оперировать. При этом предприятия должны обеспечить финансирование постоянных затрат на одном и том же уровне, прежде всего на оплату труда и учет, а также выполнение плановых работ по ремонту и поддержанию в надлежащем состоянии транспортной инфраструктуры. При этом на данном этапе большое значение имеет выяснение порядка вычисления производственно-транспортных затрат в структуре тарифа с целью недопущения злоупотреблений со стороны недобросовестных распределительных компаний и создание предпосылок для поэтапного повышения их энергоэффективности.

Согласно обновленному порядку формирования цены на услуги по распределению предполагается разделение тарифа на две составляющие. В пределах первой будут оплачиваться услуги по распределению на основе присоединенной мощности, а уже вторая будет отображать фактические объемы доставленного ресурса.

Такой подход планируется осуществить в несколько этапов в течение следующих трех лет. До 1 апреля 2019 года будет действовать формула тарифообразования на основе фактически оказанных услуг по распределению, а дальше каждый год будет происходить введение новой модели формирования цены до времени приведения их к единому уровню между бытовыми и небытовыми потребителями (ориентировочно с 1 апреля 2023 года).

Наличие значительного количества неурегулированных долговых дел между распределительными компаниями и оператором ГТС, которые возникли в разные периоды по ряду причин объективного и субъективного характера. В Украине постановлением Кабинета министров Украины №187 (с изменениями и дополнениями) с 1 апреля 2017 г. до 1 октября 2018 года законодательно определен порядок формирования регулируемой цены для отдельных категорий потребителей (для ТКЭ и домохозяйств 5930,4 грн./тыс. куб. м) в соответствии со специальными обязательствами по поставке, возложенными на государственную компанию НАК “Нафтогаз Украины”. При этом запрещено прекращать поставки природного газа предприятиям ТКЭ в соответствии с Постановлением КМУ №332 от 29 апреля 2016 при условии выполнения последними следующих условий: у производителя тепловой энергии отсутствует задолженность за природный газ перед “Нафтогазом” (без учета штрафных санкций), он осуществляет текущие расчеты за газ; уровень расчетов предприятия ТКЭ по всем договорам поставки природного газа – не ниже 90%; предприятие ТКЭ предоставило “Нафтогазу” график погашения долгов за газ равными частями до 1 января 2021 года (согласованный с исполнительным органом местного совета), а также осуществляет текущие расчеты за газ.

Эта проблема может быть минимизирована с введением монетизации субсидий на уровне бытового потребителя и установления единого формульного подхода к цене на природный газ для всех категорий потребителей.

Введение механизма балансирования газотранспортных сетей на основе ежемесячных сверок было осуществлено после утверждения Кодекса газотранспортной системы 30 сентября 2015 года Постановлением НКРЭКУ № 2493. Этот документ содержал ряд проблемных вопросов, в частности, было изъято такое понятие, как общегосударственный баланс газа, за который до этого отвечал НАК “Нафтогаз Украины”. Взамен было введено понятие небаланса со значительными пробелами в контексте ответственности за различные причины отбора природного газа свыше заявленных объемов, в результате которых в последующие годы долги за услуги по балансированию выросли до более чем 25 млрд. грн.

Несовершенный Кодекс газотранспортной системы является препятствием для дальнейших шагов по реформированию газового рынка в Украине, в частности, введения суточного балансирования, которое позволило бы более оперативно реагировать на различия между заявленными и фактическими объемами отбора природного газа. Над решением данного вопроса продолжают работать национальный регулятор энергетического сектора и ключевые игроки на рынке – “Укртрансгаз” и региональные газораспределительные компании. Постепенно происходит подготовка технологической базы и программного обеспечения участников рынка, а также синхронизация работы на всех уровнях.

Практика работы отдельных участников газового рынка нуждается в совершенствовании с учетом устаревших подходов к деятельности с позиций монопольного поставщика. Данную работу в значительной степени должен выполнить НКРЭКУ путем изучения данных о результатах работы различных компаний и разработки сбалансированного подхода к тарифообразованию, который бы предусматривал привлекательность сектора распределения для частных компаний, где крупным игроком сейчас является “Региональная Газовая Компания”. Это также может создать условия для минимизации злоупотреблений и теневых схем продажи газа.

ООО “Региональная Газовая Компания” (РГК) специализируется на управленческом консалтинге в газораспределительном секторе. РГК объединяет газораспределительные компании для решения комплексных задач, которые позволят улучшить обслуживание потребителей газа, модернизировать отрасль и внедрить современные стандарты работы. Участники проекта обеспечивают газом более 8 млн. украинских семей и 60 тыс. промышленных предприятий и организаций. “Региональная Газовая Компания” начала свою работу в 2010 году и уже объединяет более 20 газораспределительных компаний, среди которых: ПАО “Киевоблгаз”, ПАО “Львовгаз”, ОАО “Днепрогаз”, ПАО “Волыньгаз” и другие.

Важным вопросом остается завершение процесса установки средств учета потребления энергоресурсов для всех категорий потребителей, где сейчас наименее охваченной группой остаются многоквартирные дома с централизованной системой теплоснабжения и использованием газа для подогрева пищи по нормативным среднемесячными показателями согласно Постановлению КМУ № 203 от 23 марта 2016 с изменениями и дополнениями. На сегодняшний день по соответствующим нормативам на учете находятся по разным оценкам от 500 млн. до 1 млрд. куб. газа, что оставляет значительное пространство для злоупотреблений за счет разницы между фактически потребленным и оплаченным объемами природного газа, даже по регулируемым ценам.

В дополнение к вышеупомянутым проблемам отрасли, опасным трендом, который быстро распространяется среди региональных газораспределительных компаний, является потеря профессионального состава вследствие неконкурентного на рынке труда уровня вознаграждений для сотрудников технических и ремонтно-эксплуатационных служб. Специалисты данных служб массово увольняются, имея перспективу значительно лучшего трудоустройства в других отраслях, особенно, принимая во внимание новые возможности в контексте Соглашения об ассоциации с ЕС и преференциальные условия в отдельных государствах-членах сообщества, которых становится все больше.

Вследствие этого, региональные газораспределительные компании оказались на распутье: им или необходимо существенно пересмотреть уровень денежного обеспечения своего персонала и оптимизировать расходы на другие направления, или принять решение о выходе из этого вида бизнеса и его продажи конкурентам из числа украинских или европейских игроков.

В таких условиях возникает вопрос состояния самих газораспределительных сетей. Расходы на их содержание минимальны. Избежать надвигающегося кризиса в отрасли возможно путем установления украинским регулятором объективного тарифа на распределение газа или постепенного планового сокращения газораспределительных сетей.

Опыт Грузии, которая во второй половине 2000-х годов путем установления рыночных правил игры вывела собственную газораспределительную отрасль из кризиса свидетельствует, что и украинский рынок распределения природного газа может стать прозрачным и привлекательным для инвестора. (Cepconsult.com/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий