Без нормальных правил результат будет очевидным: дорога “зеленая” энергия за средства потребителя и высокая доходность для локальных игроков.
Возобновляемая энергетика стоит на распутье. С одной стороны, сектор только начал развиваться.
Только за 2018 г. введено в эксплуатацию около 600 МВт мощностей, а это более 600 млн. евро, инвестированных украинскими и иностранными компаниями.
С другой стороны, перегретые “зеленые” тарифы, доходность более 20% и рост объема генерации из ВИЭ ставят резонный вопрос: должен это оплачивать потребитель?
При таких условиях риск дефолта рынке существенно расти, и уже сейчас банки, особенно международные, не готовы активно финансировать новые солнечные проекты.
Кроме того, даже самые высокие в Европе украинские “зеленые” тарифы пока не привели к ажиотажу и длинной очереди европейских инвесторов.
Дискуссия энергетиков, финансистов и инвесторов идет вокруг формата введения аукционов. Копья ломаются вокруг сроков их введения, максимального уровня снижения тарифов, переходного периода.
Это важно, но без обеспечения реальной конкуренции на аукционах снижение “зеленого” тарифа не будет, даже наоборот – его закрепят на 20 лет.
Чтобы обеспечить конкуренцию в альтернативной энергетике, нужно выполнить три ключевые задачи.
Первое. Через адекватный формат договора с гарантированным поставщиком обеспечить возможность привлечения проектного финансирования в Украине и за рубежом. Пока гарантированный поставщик не видит банка как партнера в проекте, а на практике банки финансируют до 70% его стоимости, доступ к дешевому финансированию, а следовательно, и менее тарифа будет оставаться ограниченным.
Второе. Защитить права инвесторов на справедливый суд, в том числе на международный арбитраж. Это позволит многим международным энергетическим компаниям прийти к нам на аукционы и существенно конкурировать размера тарифа.
Аналогичные нормы были предусмотрены в законе о приватизации, который поддержали и правительство, и парламент, и международное сообщество.
Третье. Обеспечить стабильность регуляторного поля, особенно в период структурной реформы рынка электроэнергетики.
В настоящий момент нет ответов на вопрос, какой будет цена электроэнергии на новом рынке, как будет работать рынок балансирующих мощностей, кто будет гарантированным покупателем и будет ли он вовремя создан. Поэтому эти риски будут закладываться в цену.
Поэтому вот что важно понимать членам парламентского комитета по ТЭК и народным депутатам, которые обсуждают закон без конкуренции существенного снижения “зеленых” тарифов на аукционах не будет.
Без нормальных правил игры никто, кроме локальных монопольных игроков, которые привыкли работать в таких условиях, на конкурсы не придет. Результат будет очевидным: дорога “зеленая” энергия за средства потребителя и высокая доходность для тех, кто умеет маневрировать в мутной воде. (Юлия Кузнецова, председатель офиса Национального инвестиционного совета, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)