Российские нефтяные компании выполнили обещание об увеличении поставок бензина на внутренний рынок. Благодаря соглашению, заключенному с правительством, в декабре на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже реализовали рекордный за десять лет объем топлива. Как это сказалось на ценах и что будет дальше – в материале «РИА Новости”.
Видимый эффект
Чтобы сдержать рост цен на заправках, правительство России пошло на не совсем рыночные, но справедливые меры. В конце года по результатам встречи вице-премьера Дмитрия Козака с представителями крупнейших отечественных нефтяных компаний было заключено соглашение, в рамках которого нефтяники обязались повысить поставки топлива на внутренний рынок на 3%.
Еще раньше была достигнута аналогичная договоренность по оптовым ценам: нефтяники обязались зафиксировать их на уровне июня уходящего года до конца марта 2019-го. В противном случае правительство пообещало ввести против них экспортные пошлины, которые автоматически сделают экспорт нефтепродуктов экономически невыгодным
“Все обсуждалось на заседании правительства. Согласились, что не будем применять никакие крайние меры до тех пор, пока будут выполняться эти соглашения”, – заявил Козак по результатам встречи.
Результат не заставил себя долго ждать. За декабрь на СПбМТСБ было реализовано более млн. т автомобильных бензинов, следует из сообщения биржи. Это абсолютный рекорд за всю историю торгов.
Рекордные оптовые продажи бензина положительно отражаются на динамике розничных цен. Если в Москве с сентября топливо на заправках становилось только дороже, то примерно с 10 декабря тренд изменился.
По данным Московской топливной ассоциации (МТА), за неделю с 26 ноября по 3 декабря дизель на столичных заправках подорожал в среднем на 13 копеек, а 98-й бензин – на 10 копеек. Уже через неделю рост цен остановился, а затем средние цены начали потихоньку снижаться.
В Москве снижение выглядит чисто символическим – на 1-2 копейки в неделю, но в регионах новый тренд заметнее. По данным Росстата, на прошлой неделе абсолютным лидером стал Брянск – там средние цены на топливо снизились на 1,3 процента. Далее идут Петрозаводск, Саранск и Курск – в этих городах бензин подешевел на 0,6-0,9%.
Схожие показатели зафиксировали в Чите. Там 98-й опустился в цене на 0,6 процента, 92-й и 95-й – на 0,4. В Новосибирской области бензин подешевел всего на 0,2%, зато дизель – на 0,7%.
Порадовали ценники и жителей Рязани, где марка 92-го подешевела на 7 копеек, а 95-го – на 9 копеек.
Что дальше?
Растущее предложение топлива на бирже будет и дальше давить на цены, однако с начала нового года начнут действовать новые факторы, способствующие подорожанию горючего. Первый и самый очевидный – повышение НДС с 18 до 20 процентов. Однако на итоговых ценниках на АЗС повышение налога отразится слабо – в структуре топливных цен на него приходится только 15,25% от общей стоимости.
Другой немаловажный фактор – инфляция. По словам главы Минэкономразвития Максима Орешкина, начало года будет непростым для российской экономики по целому ряду причин. Это и волатильность сырьевых рынков, и непростая ситуация на мировых рынках, и соответствующее снижение спроса на российскую экспортную продукцию.
Тем не менее Минэкономразвития планирует удержать среднегодовую инфляцию на уровне 4,3 процента с пиковым значением на уровне 5,5 в I квартале. В свою очередь вице-премьер Дмитрий Козак заявил, что рост цен на бензин удержится в этих же рамках.
Однако, если правительству удастся и дальше стимулировать рост поставок бензина на внутренний рынок, вполне вероятно, что ценники на АЗС будут расти медленнее общей инфляции.
“Увеличение объемов продажи нефтепродуктов на внутреннем рынке, в частности, на биржевых торгах – эффективный способ сдерживания цен, – рассказал в интервью РИА Новости генеральный директор некоммерческого партнерства “Совет по товарным рынкам” Илья Мороз. – Мы неоднократно направляли регуляторам обращения о необходимости внесения изменений в совместный приказ в части увеличения норм реализации нефтепродуктов на бирже. Надеюсь, что по истечении срока действия соглашения между правительством и доминирующими компаниями эти изменения вступят в силу”.
Таким образом, ключевым в вопросе цен на топливо, вероятнее всего, станет март. В долгосрочной перспективе правительство рассматривает как возможность увеличения предложения на рынке нефтепродуктов, так и меры по снижению спроса, которые повлияют на ценник.
В конце декабря в правительстве прошло еще одно совещание: Дмитрий Козак поручил руководителям крупнейших госкомпаний постепенно перевести весь свой автопарк на газомоторное топливо.
Это позволит не только снизить потребление бензина в стране, но и будет способствовать развитию газозаправочной инфраструктуры. Таким образом, у обычных автовладельцев появится дополнительный стимул перейти на более дешевое – газовое – топливо.
Конкретные меры по реализации этой программы должны быть внесены в правительство тогда же, в конце марта 2019 г. (РИА Новости/Энергетика Украины и мира)