Электромобильнисть и IT-сервисы все больше проникают в традиционную автомобильную промышленность. И из Китая автопроизводителям из ФРГ грозят новые конкуренты, которые поднимаются на ноги, в том числе, с немецкой помощью.
Новички и стартапы наступают на пятки старожилам-гигантам автомобильного рынка и все чаще задают темп, который последние вынуждены выдерживать. И этот быстрый темп, убеждены многие эксперты, обеспечивает прорыв для электромобильности. Похоже, что к такому будущему молодежи фирмы подготовлены лучше, чем старые.
Даже если автомобили компании Tesla можно часто увидеть на дорогах в Германии, этот американский концерн все еще относится к новичкам на рынке. И хотя отлаженного автоматизма в производстве фирме достичь еще не удалось, Tesla стремительно завоевывает позиции даже в такой традиционной автомобильной стране как Германия . “Мы исходим из того, что в 2019 году Tesla будет в Германии явным лидером в сегменте электромобилей”, – утверждает Фердинанд Дуденгеффер (Ferdinand Dudenhoffer) из Университета Дуйсбург-Эссен.
В США, втором крупнейшем авторынке мира, Tesla за последние три месяца продала на 25 процентов автомобилей больше, чем весь автопроизводитель Audi, отметил Дуденгеффер в интервью DW. “В начале 2019 г. на европейский рынок выйдет Model 3 и тогда ажиотаж вокруг Tesla вспыхнет с новой силой”, – говорит он.
Кто преуспевает в Китае, тот – победитель
Еще важнее для Tesla является китайский рынок, где фирма мощно инвестирует. В понедельник, 7 января, основатель Tesla Маск лично заложил краеугольный камень нового Мегазаводы в Шанхае. Там Tesla планирует производить не только автомобили, но и необходимые для них батареи. В конце года с конвейера завода должны уже сходить автомобили Model 3, с помощью которых Маск хочет осуществить прорыв на крупнейшем авторынке мира.
Китайский стартап, основанный немцами
Другой стартап, на который немецкие автопроизводители должны обращать внимание, – китайская фирма Byton. Ее основали бывшие менеджеры BMW. И хотя у нее пока есть только прототипы, в конце 2019-го в Китае должны запустить серийное производство электрокара в классе SUV – сначала для китайского рынка. Завод в китайском городе Нанкин почти готов, сказал в интервью немецкому деловому изданию Handelsblatt руководитель Byton Карстен Брайтфельд (Carsten Breitfeld). С мая прошлого года компания уже производит экспериментальные автомобили.
Представление об автомобилях, которые с третьего квартала 2020 имеют завоевывать рынок США и ряда стран Европы, можно получить на выставке электроники CES в Лас-Вегасе. В прошлом году Byton представила на ней M-Byte – прототип электрокара в классе SUV. Теперь же фирма демонстрирует готовую к серийному производству внутреннюю “начинку” автомобиля. Что касается внешнего дизайна окончательно еще не определились.
Программное обеспечение и сервисы вместо только жести и двигателей
“Производить и продавать автомобили – это бизнес-модель, которая изживает себя”, – заявил в Лас-Вегасе Брайтфельд. По его словам, подобно тому как в случае смартфонов, собственно автомобиль использовать только как платформу для предоставления клиенту цифровых сервисов.
Брайтфельд считает, что к таким изменениям стартап Byton лучше готов, чем традиционные автоконцерны: “Предприятию со 150 или 250 тыс. сотрудников будет крайне сложно полностью перестроить свою бизнес-модель”.
Бизнес в Китае – приоритет для Volkswagen
А что же старожилы? Традиционные автопроизводители также стремятся развивать електромобильнисть и сервисы и, соответственно, всеми силами пытаются привлечь к себе внимание. Выставка CES, которая ранее ориентировалась на бытовую электронику, в последние годы все больше превращается в автоярмарок. Уже традиционно в фокусе в Лас-Вегасе – подключены к сети и беспилотные автомобили. В этом году на выставке, среди прочих, присутствовали и такие традиционные автопроизводители как Audi, Daimler и Ford.
Volkswagen в этом году не участвует в CES. Впрочем, для крупнейшего немецкого автопроизводителя подключены к сети и самоуправляемые автомобили, а также електромобильнисть – важные темы.
В Китае Volkswagen намерен усилить свои позиции на рынке . Чтобы это удалось, бизнес на Дальнем Востоке сделали главным приоритетом – 7 января председатель правления VW Герберт Дисс (Herbert Diess) лично возглавил китайское направление бизнеса концерна. “Будущее Volkswagen будет решаться на китайском рынке”, – подчеркнул Дисс накануне в Пекине. По его словам, если ранее международные автопроизводители пытались привнести свои технологии на китайский рынок извне, то сегодня все больше инноваций начинаются непосредственно в Китае, где возможности в сферах, например, электромобильности и беспилотных авто на сегодня “очень развиты”.
С помощью дотаций для электрокаров и ограничений для автомобилей с двигателями внутреннего сгорания китайское правительство хочет добиться, чтобы на дорогах страны к 2020 году появились по меньшей мере пять млн. авто с электроприводом. В прошлом году, по оценкам, в Китае было продано около одного млн. электрокаров.
Пространство для маневра уменьшается
VW до сих пор продавал в Китае более 40 процентов своих легковых автомобилей. В этом году бизнес обещает быть сложным, поскольку китайское правительство требует от автопроизводителей соблюдения квот на продажу электромобилей. Если же производитель продает недостаточно электрокаров или гибридных авто, ему грозят штрафы.
К тому же, торт, кусочек которого автопроизводители могли бы откусить, уменьшается, поскольку рост в Китае замедляется. Это еще больше обострит борьбу с новичками за доли на рынке. А что касается электромобилей, то здесь позиции немецких производителей не так убедительны.
Поэтому в ноябре 2018 Volkswagen объявил , что отныне каждое третье евро инвестиций пойдет в електромобильнисть. В течение следующих пяти лет концерн намерен инвестировать в електромобильнисть, самоуправляемые авто, мобильные сервисы и дигитализацию 44 млрд. евро. Цель: доля электрокаров в производстве в Западной Европе до 2025 года должна составлять 20 процентов. Если сегодня VW производит только шесть моделей с электроприводом, то к 2025 году таких должно быть более 50.
В концерне в ноябре были настроены оптимистично. “Наши автомобили будут дешевле, чем в Tesla, и мы получим тогда большой эффект масштаба”, – заявлял Дисс в интервью изданию Automotive News. По его словам, уже запланированные мощности для производства 50000000 электрокаров, и “мы приобрели батареи для 50000000 электромобилей”. И хотя сегодня самыми дорогими предприятиями мира является интернет-компании, Дисс говорит, что его прогноз: “за десять или 20 лет таким будет автофирм”. Потому в конце концов на мобильность люди тратят больше, чем на коммуникации. Впрочем, остается вопрос: кто из автопроизводителей к тому времени станет победителем? (Dw.com/Энергетика Украины и мира)